Політика
Україна
Язык протащили: как оппозицию оставили в дураках
Версия оппозиции такова: спикер Литвин пустил пыль в глаза и протащил законопроект о языке под видом другого документа, не дав нардепам опомниться. Но в то, что оппозиция в такой ответственный момент в полном составе потеряла бдительность, как-то тоже не особо верилось.
С 9 часов утра вторника улица Грушевского разделилась по идеологическому признаку: ближе к Мариинскому парку раскинулся митинг сторонников языкового законопроекта Колесниченко-Кивалова, ближе к Кабмину – противников. Соответственно первые защищали язык, вторые – мову. И те, и другие разместили сцены прямо на проезжей части (улица была перекрыта). Еще до начала заседания парламента трибуну и президиум оккупировали регионалы – разложили украинский флаг на сидениях, дабы не дать оппозиционерам сорвать рассмотрение законопроекта. Оппозиционеры, в свою очередь, докладывали обо всех новостях в Фейсбуке: лидер «Гражданской позиции», нардеп Анатолий Гриценко назвал происходящее под Радой «шабашем демократии» и сообщил о том, что спикер Литвин проводит согласительный совет без прессы. Бютовец Виктор Уколов информировал Фейсбук-сообщество о ходе проведения митинга:
«Несмотря на то, что Рада с помощью милиции окружена проплаченными «защитниками русского языка», части наших удалось дойти до Кабмина, где милиция перегородила Грушевского. Еще одна колонна во главе с Турчиновым заблокирована милицией в начале улицы», - писал Уколов.
Каждому – по митингу
Несколько сотен беркутовцев разделяли митингующих из обоих лагерей. Бело-голубой митинг был каким-то безэмоциональным. Оппозиционеры ж, напротив, свистели, улюлюкали и подхватывали любой лозунг, озвученный с трибуны их лидерами. Когда корреспондент Контрактов подошел к митингующим со стороны оппозиции, на импровизированной сцене стояли нунсовцы Олесь Доний и Юрий Стець. Беркутовцы начали оттеснять расшумевшуюся толпу, народ в панике скандировал: «Провокация! Провокация!». Из толпы показались испуганные глаза народного артиста Богдана Бенюка, который начал настойчиво пробираться «к выходу».
«Куда же вы? Давайте вы вперед, а мы за вами!», - кричала ему в след женщина в белой жилетке с символикой «Батькивщины», но Бенюк уже не слышал.
В этот момент несколько крепких ребят в темных куртках и черных кепках начали пробираться через толпу с криками «Коридор! Сделали коридор!» Митингующие, которых пинали то с одной, то с другой стороны, не разобравшись, кто к ним обращается, начали возмущаться: «Ганьба! Пошли вон!». И тут кто-то сообразил: «А, это ж Кличко. Ладно, пропустим».
Честно говоря, было не очень понятно, зачем двухметровому боксеру-Виталию пара-тройка юных низкорослых охранников расчищала проход к трибуне, когда он сам мог это сделать одной левой. Но, видимо, то, что боксеру Кличко можно, политику Кличко – не солидно.
Увидев своего героя, толпа начала скандировать «Виталя, давай». Но «Виталя» уже опоздал. Не успел он дойти до сцены, как одному из митингующих позвонили на мобильный: «Все, ребята. Законопроект приняли в первом чтении. Там Литвин его как-то протащил, никто и не заметил». На часах было 10:20.
А по другую сторону от беркутовцев митингующие ликовали: «У нас одна на всех победа, мы за ценой не постоим, - доносилось с бело-голубой трибуны. – Мы защитили права русскоязычного населения, как и обещали».
Почти одновременно с принятием законопроекта с неба хлынул дождь, немного разрядив обстановку на улице. Однако позже появились сообщения о поломанных ребрах одного из митингующих со стороны противников законопроекта, о слезоточивой газе, примененном беркутовцами против митингующих, и об арестах нескольких оппозиционеров.
Тем временем в Раде
Нардепы из оппозиционных фракций выглядели растерянно. Места возле президиума они проворонили, но у них якобы был другой план недопущения голосования за скандальный законопроект: забирать карточки провластных депутатов из гнезд в системе для голосования. На крайний случай готовили кулаки. Но ни тот, ни другой прием не был задействован – законопроект приняли 234-мя голосами. Только после этого оппозиционеры будто бы «очнулись» и начали возмущаться с трибуны.
Позже они оправдывались: мол спикер Литвин каким-то загадочным образом усыпил их бдительность, поставив языковой законопроект на рассмотрение не вторым, как было договорено на согласительном совете, а третьим.
«А вы видели, что само рассмотрение сводилось к одному голосованию, даже без обсуждения и объяснения», - негодовал заместитель лидера «Батькивщины» Александр Турчинов.
Один из голосовавших – член фракции «Реформы ради будущего» Владимир Каплиенко разыграл целый спектакль перед прессой: мол, карточка проголосовала сама собой «за», и пообещал, что во втором чтении такого не повторится: «Пусть у меня рука отсохнет, если во втором чтении я проголосую за этот законопроект», - клялся он журналистам.
Тем не менее, как шепчутся в кулуарах Рады, принятие законопроекта было заранее спланировано и оговорено с лидерами всех фракций. И «лишних» или «случайных» голосов там быть не могло – каждый был на счету. На прошлой пленарной неделе у фракции ПР якобы просто не было голосов за этот законопроект, поэтому они «позволили» оппозиции «сорвать» голосование и размять кулаки. В этот раз голоса нашлись, и сверху была дана команда не мешать.
«Вот только зачем Андрюшу Парубия подставили – ведь руководство фракций знало, что все это спектакль, а человек совершенно искренне бросался на амбразуру, думая, что это на что-то повлияет. А разорванная рубаха Вадима Колесниченко, все понимали, была просто для красивой картинки, потому что сверху, в ложе гостей, сидел посол РФ», - рассуждал один из нардепов.
По одной из версии, оппозиционеры «разрешили» власти принять документ в первом чтении в обмен на обещание Андрея Клюева (связующего звена между Банковой и Радой), что второго чтения до выборов точно не будет.
«Таким образом, оппозиция получает серьезный аргумент для критики власти на выборах. А власть – показывает своим избирателям, что она выполняет предвыборные обещания, защищая права русского языка», - сообщил нам источник в ВР.
В то же время, по мнению оппозиционного нардепа Геннадия Москаля, регионалы подсунули своим избирателям «суррогат»: «Это же не второй государственный, а не понятно что. На внесение изменений в Конституцию у них не было голосов, поэтому они приняли этот законопроект».
У одного русскоязычного регионала уже после голосования за законопроект Контракты спросили, неужели ему кто-то мешает говорить на русском, тот «не для прессы» ответил:
«Нет, конечно. Но это же политика».
Этот же нардеп не исключил, что законопроект может «не дойти» до второго чтения.
«Тут сейчас важно показать России документ, принятый в первом чтении: мол, мы русский язык протащили, будет скидка на газ?».
Фоторепортаж с места событий на Фото.Контракты.UA