Бізнес
Ринки та компанії
Связаны одной целью: мобильные операторы вынуждены идти на непопулярные меры
Вначале июля мобильные операторы обязаны предоставить Антимонопольному комитету (АМКУ) обоснования повышения цен весной 2012-го.
«Мы направили ответ АМКУ. С 11 июля компания снижает цены в тарифном плане «Классический» (с 15 коп. до 10 коп. — за минуту разговора внутри сети в будние дни; с 50 коп. до 35 коп. — за SMS и т. д. — ред.)», — заявил Тарас Пархоменко, директор по маркетингу компании «Киевстар». В МТС Украина утверждают, что отправили в комитет обоснование тарифов в письменном виде. Однако оператор пока не объявляет о снижении, а только замораживает существующие цены. Как уточняют в АМКУ, Киевстар поднял цены на текстовые сообщения на 28%, MMS — на 33%, абонплату в некоторых тарифных планах — на 25%; МТС Украина на 50% увеличила стоимость SMS, MMS — на 20%, стоимость звонков в пределах своей сети — на 50%, на чужие сети — на 20%. «Темпы роста услуг мобильной связи операторов выше роста индекса потребительских цен на товары и услуги в целом в Украине и в отрасли связи в частности», — заключили в Антимонопольном комитете.
В Украине Киевстар занимает более 46% рынка, МТС Украина — 35,3%. При этом АМКУ не заинтересовался деятельностью Астелита (ТМ life:)), также повысившего цены на услуги.
Маржа в европейском телекомбизнесе снижается
Операторы объясняют повышение цен растущими издержками. «Телекоммуникационная отрасль Украины ощущает влияние инфляции. За минувший год возросла стоимость электро-энергии, а государственный сбор за использование радиочастот вырос впятеро — с 2,4 млрд грн до 13 млрд грн», — говорит начальник отдела корпоративных коммуникаций Киевстара Юлия Шилина. В МТС Украина считают, что расходы на поддержку сети растут из-за постоянного увеличения потребления услуг.
Удовлетворят ли АМКУ эти аргументы? К примеру, МТС Украина в I квартале 2012-го увеличила выручку на 7,8% — до 2,2 млрд грн. Основные факторы роста — большое потребление услуг и высокий уровень подключения новых абонентов, указано в сообщении компании. Маржа МТС Украина выросла на 3,1 п. п. и составила 47,8%, а чистая прибыль увеличилась на 38,6% — до 312,8 млн грн. У Киевстара за аналогичный период в целом тоже неплохие показатели: общая выручка увеличилась на 2,6%, а маржа составила 51,1% (снижение за год — на 2,9 п. п.) — $197 млн.
Насыщенный рынок (в Украине 55 млн абонентов мобильной связи), отсутствие 3G-лицензий, рост популярности VoIP-операторов не позволяют компаниям увеличивать прибыль. В европейских странах маржинальность телекомбизнеса не первый год падает. К примеру, оператор Orange в I квартале 2012-го работал с рентабельностью в 31,4% (падение за год составило 1,7 п. п.), британский Vodafone — 32,5%. Но даже на развивающихся рынках прибыльность мобильной связи понемногу снижается. Крупнейший китайский оператор China Mobile закончил 2011 год с маржой в 47,5%, в 2010-м она составляла 49,3%. «Это показатели консолидированной отчетности операторов в среднем по ряду стран, в которых они представлены. Киевстар и МТС Украина — операторы локального масштаба, работающие на одном рынке — украинском», — объясняет Тарас Пархоменко. Вероятно, украинские компании болезненно воспринимают неизбежное снижение рентабельности в условиях насыщенного рынка, поэтому прибегают к таким непопулярным мерам, как повышение цен. Тем более что от них требуется увеличение инвестиций на модернизацию сети для передачи все больших объемов данных.
Оценка материала:
Связаны одной целью: мобильные операторы вынуждены идти на непопулярные меры Надежда Гончарук 10.07.2012