Бізнес
Ринки та компанії
Как горячие пирожки: бизнес по производству туалетной бумаги продолжает процветать
На каждого украинца приходится по полрулончика туалетной бумаги. Удивляться здесь нечему: туалетная бумага считается товаром массового спроса. Это самый популярный и быстро раскупаемый препарат в категории бытовой химии.
Экскурсию на «Киевский картонно-бумажный комбинат» (ККБК) в Обухов сопровождали многочисленные шутки журналистов. В тот день им посчастливилось наблюдать за производством товара первой необходимости – туалетной бумаги. Поводом для приглашения на производство стала установка предприятиям ERP-системы Microsoft.
Если бы работники пера знали объем внутреннего рынка гигиенического изделия, смех сменился бы трепетным молчанием. В прошлом году в Украине было продано туалетной бумаги на 308,4 млн грн, данные AC Nielsen, что на 20% больше показателей 2010 года.
Впрочем, увеличение продаж в деньгах гарантировало не столько растущее потребление, сколько повышение себестоимости продукции. Согласно данным ассоциации «Укрпапір», в 2011-м в Украине производство туалетной бумаги увеличилось на 9,4% до 594 млн рулонов.
Миллион рулончиков
На «Киевском картонно-бумажном комбинате» туалетную бумагу ласково называют рулончиками. В терминологии работников предприятия «рулоны» – исполинские тюки бумаги-основы, приготовленной для поперечной нарезки. Чтобы выдерживать высокие объемы производства, предприятие работает круглосуточно. В прошлом году компания произвела 340,2 млн рулончиков туалетной бумаги, заняв наибольшую долю среди украинских производителей. Для сравнения: ближайший конкурент обуховцев – ОАО «Кохавинская БФ» выпустила в 2011-м около 80 млн рулончиков.
Сольная партия главного техника ККБК, раскрывающего журналистам секреты производства туалетной бумаги, проходила под аккомпанемент работающих машин. Уровень шума не всегда позволял услышать экскурсовода. Работники комбината ходят в шумоизолирующих наушниках. Еще один недостаток производства – бумажная пыль, возникающая при нарезке картона и бумаги. Занятые непосредственно в этом процессе сотрудники, ежедневно получают пол-литра молока за «вредность» и работают в респираторах.
Опять – 65
К сожалению, журналистов не пустили в цех, где непосредственно изготавливается туалетная бумага, а позволили наблюдать только за порезкой рулонов бумаги-основы на рулончики. Если верить рассказу Александра Кияткина, начальника производственно-технического отдела ККБК, процесс производства бумаги из бумажных отходов выглядит следующим образом.
Поначалу из макулатуры удаляются все лишние детали – металлические скобы, скотч и прочие ненужные элементы. Очищенную бумагу измельчают в дробильном аппарате. Кашица киснет в специальных ваннах с водой. Полученная смесь проходит очистку через сито, диаметр ячейки которого составляет 0,25 мм. Таким образом, проходит повторное избавление бумаги от лишних элементов, которые не были удалены во время первого этапа очистки. Размокшая масса попадает в бак, где ее промывают водой. Время промывки влияет на качество и цену рулончика: длительное промывание обеляет смесь.
Бумажная масса проходит через мельницу тонкого помола, а затем смешивается с водой и выливается на сеточный стол бумагоделательной машины, на котором она обезвоживается через капроновую сетку. Полученная масса снимается с сетки прессовым сукном и попадает в сушильный барабан, где под действием пара под давлением подсушивается и снимается специальным ножом, попадая в барабан окончательной сушки. Затем ленты наматываются в бобины на втулку. По словам Кияткина, из 1000 т макулатуры получается 800-850 т туалетной бумаги.
Из переработанного сырья производится знаменитая серая бумага ТМ «Обухов 65» – ежесуточно комбинат выпускает 140 т бумаги из макулатуры. Проблем с сырьем у компании нет. «Запасы макулатуры на складах составляют 20 тыс. т», – говорит Борис Ковальчук, и.о. директора ККБК. Избыток сырья влияет на цены: сейчас 1 кг картона на переработку стоит всего 50 коп. (прием макулатуры от населения). Цена за последние годы снизилась едва ли не вдвое. Для сравнения: один рулончик обуховской 65 м в рознице стоит около 1,7 грн при весе в 190 грамм.
Первый опытный образец ККБК получил 20 февраля 1987 года в 18 часов 12 минут. В июне заработал цех по переработке бумаги в рулончики. Нарезка и упаковка происходит на пяти автоматизированных линях японской машины Sumitomo, которая работает с 87 года (оборудование не менялось с момента производства первого рулончика). Тогда японцы убедили украинцев в том, что выпуск безгильзовой бумаги – наиболее экономичный вариант. Общая мощность аппарата составляет 260 млн рулончиков в год.
Процесс нарезки и упаковки выглядит шаблонно: на рулоны нужного диаметра клеится этикетка, затем они режутся на необходимые рулончики, которые упаковываются в пластик по несколько штук. Обрезки рулона (остатки после нарезки) проходят повторную переработку. Одна из особенностей обуховской бумаги – длина, которая, если верить написанной на этикетке цифре, должна составлять 65 м. Серая бумага – самый ходовой товар на рынке – она дешевая и длинная. ККБК производит бумагу для других компаний на заказ. Например, на станке висели упаковочные ленты ТМ Aro (собственная марка Metro C&C). Взять с производства рулончик 65-й бумаги не получилось – сказали, что на проходной могут проверить, все-таки ККБК – режимное предприятие.
Для эстетов
Гораздо интереснее наблюдать за процессом производства бумаги на гильзе, которая бывает двух видов: серая макулатурная и белая целлюлозная. Потребность в ее выпуске возникла с развитием гостинично-ресторанного хозяйства в Украине. Данный вид бумаги стоит дороже, чем обуховская 65 м, но она мягче, эстетичнее и может нанизываться на держатель для туалетной бумаги. Кроме того, изделия бывают различных цветов (бирюзовый, желтый и пр.), правда, как показывают опросы, 20% потребителям туалетной бумаги цвет продукции не важен.
Доля продаж бумаги из целлюзы в среднем составляет 30%, 70% – приходится на серую макулатурную. В 2008-м ККБК закупила итальянскую Gambini, линию конвертинга макулатурной и целлюлозной бумаги-основы. В год машина производит 9 млн рулончиков бумаги из 100% целлюлозы. А общая мощность станка – 210 рулончиков в минуту. «Но рынок требует больше», – говорит Ковальчук.
Целлюлозные рулончики состоят из двух склеенных слоев. Есть и элитная продукция, состоящая из трех слоев. Станок, кроме того, изготавливает бумажные полотенца в листах. Специальная станция тиснения создает на поверхности бумаги декоративный рисунок, который выбивается валами. Как пояснили специалисты, тиснение помимо эстетической функции обеспечивает дополнительную мягкость и прочность туалетной бумаги. Бумага также проходит этап перфорации – длина отрывного листа составляет 11 см.
В отличие от серой обуховской гильзовая бумага поначалу режется специальным ножом-маятником на рулончики, на которые впоследствии клеится этикетка. Там же в цеху стоит гильзосклеечный станок. Но длина бумаги за счет гильзы уменьшается и составляет около 35 м.
Масштабы производства туалетной бумаги в Обухове поражают: до 40 млн рулончиков в месяц. Почти по 1 рулончику на каждого украинца. Однако половина изделий идет на экспорт: в Беларусь, Грузию, Латвию, Казахстан и другие страны. Выходит, на каждого жителя нашей страны приходится по полрулончика туалетной бумаги. Удивляться здесь нечему: туалетная бумага считается товаром массового спроса. Это самый популярный и быстро раскупаемый препарат в категории бытовой химии.
Плагиаторы
Однако быстрооборачиваемость и дешевизна массового продукта (речь идет о серой макулатурной бумаге) добавляет крупным производителям головной боли. На рынке очень много фальсификата. «Страшное дело, сколько, – разводит руками Кияткин. – Сотни фирм выпускают бумагу под видом нашей ТМ». На комбинате есть свое «СБУ», которое отслеживает плагиаторов.
Почему на рынке много подделок? Потому что на ней можно легко заработать при минимальном капитале в $10-20 тыс. Небольшие фирмы закупают готовые низкокачественные no-name рулоны на других комбинатах, на которые клеятся обуховские наклейки. Ведь убедить розницу закупать бумагу неизвестного бренда практически нереально. К примеру, сети супермаркетов вообще ограничиваются одной ТМ (плюс свой бренд private label) – если говорить о дешевой серой продукции из макулатуры. Вот почему мелкие ЧП пытаются имитировать известные марки. Недавно одного из плагиаторов АМКУ оштрафовал на 17 тыс. грн.
Досье:
ККБК занимает до 30% рынка целлюлозно-бумажной продукции (производит упаковочный картон, гофрокартон и бумагу для санитарно-гигиенических изделий), произведенной в Украине. Ежесуточно компания перерабатывает до 850 т вторичного сырья. Предприятие было основано в 1982 году, однако после приватизации в 90-х гг. завод перешел в собственность австрийской Pulp Mill Holding (управляющая ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат»), владельцем которого называют экс-депутата Госдумы РФ Владимира Крупчака. В 2011-м компания из Обухова реализовала продукции на сумму свыше 2 млрд грн.
Фото Светланы Скрябиной
Оценка материала:
Как горячие пирожки: бизнес по производству туалетной бумаги продолжает процветать Надежда Гончарук 12.07.2012