Кабінет директора
Вечірня горілка
Опоздатели и опоздуемые: как президенты воруют время
Между мною, Владимиром Владимировичем Путиным и скоростными поездами Укрзалізниці «Хюндай» есть минимум одно сходство: мы постоянно опаздываем.
В ночь на 13 июля «Хюндай» побил все рекорды. Он прибыл из Донецка в Киев не в 23:35, а в 4:50. Упс. Но не нужно привычно винить министра инфраструктуры Бориса Колесникова, потому что накануне российский президент явился на встречу с украинским президентом на четыре часа позже. А днем раньше лично я чуть не сорвал программу очень уважаемой радиостанции: из-за моего опоздания мы с двумя очень уважаемыми журналистами, задыхаясь от бега, ввалились в студию за считанные секунды до эфира.
Я, Путин, «Хюндай»… Несомненно, это больше, чем совпадение. Надо посмотреть, что в эти пару дней было со вспышками на Солнце. Хотя, конечно, склонность не подчиняться времени у нас некоторая имеется.
В моей выпускной школьной характеристике классный руководитель Евгений Петрович по кличке Колб (химик, ага) недрогнувшей рукой вывел: «Неаккуратен в опозданиях». С тех пор я стараюсь опаздывать исключительно аккуратно. Будучи, таким образом, сертифицированным специалистом по опозданиям, хочу заступиться за российского лидера, на которого сейчас все обрушились с упреками – дескать, он нарочно вытер ноги о Януковича.
Да, вытер. Но ведь не мог не вытереть! В путинском бесконечном списке официальных и прочих лиц, которых он заставлял себя ждать, имеются даже коронованные особы, так что у нашего простецкого Виктора Федоровича не было шансов.
А если посмотреть с другой стороны, четыре с лишним часа ожидания – это декларация практически интимных отношений между нашими лидерами. Тут достаточно вспомнить мемуары Людмилы Путиной, в которых она говорит, что в период ухаживания для Владимира Владимировича опоздать на свидание на полтора часа было делом обычным, и он при этом даже не извинялся. В конце концов, ждут – значит любят. Что может быть прекрасней?
Опять же, за хором разговоров о кремлевском хамстве все забывают, что опозданиями славится, например, другой международный лидер – Барак Обама. В Вашингтоне даже есть такой термин: «время по Обаме», по аналогии со временем по Гринвичу. Хотя опоздания по Обаме – это все-таки минуты, а не часы.
В свою очередь, «время по Обаме» – это лишь перепев «времени по Клинтону». 42-й президент Соединенных Штатов оба своих срока в Белом доме был просто гением опоздания, за что при жизни удостоился прозвища «покойный Клинтон»: по-английски «покойный» и «запоздалый» обозначаются одним словом – late.
Конечно, в отношениях к Хроносу между саксофонистом-романтиком Биллом Клинтоном и кагэбистом-прагматиком Владимиром Путиным есть значительная разница. Один шагает по жизни под свои внутренние барабаны, и его тяготит необходимость подстраиваться к режиму бездушного официоза. А второй знает цену времени и использует его, чтобы манипулировать другими. Клинтон опаздывает, потому что ощущает себя заложником времени, Путин – потому что он властелин времени.
Сделать из двух конституционных президентских сроков фактически четыре – это ли не свидетельство высшего пилотажа Владимира Путина в области тайм-менеджмента? Кстати, и пятый срок пока еще не выглядит фантастикой, и уже только поэтому Владимиру Владимировичу спешить некуда.
А в случае президентом Януковичем, как до того с премьером Тимошенко, которой в 2009 году пришлось прождать московского гостя три часа, Путин указывал не только разницу в статусе сторон. Будучи не в состоянии отнять Крым или газотранспортную систему, он с удовольствием отнимал время. Так, по мелочи, но демонстративно, словно серебряные приборы со стола клал в карман на глазах у всех. «И что вы мне за это сделаете?»
У всякого опоздания есть другая сторона – ожидающие. В январе 1993 года судья Верховного Суда США Уильям Ренквист просто отменил частную встречу с президентом Клинтоном, прождав того 45 минут. У нас такие судьи вообще не водятся, как известно, да и президенты с премьерами отечественные из того же теста сделаны. Путин знал: эти – не рыпнутся.
Кстати, а вы знаете, что Джордж Буш-младший, про которого принято рассказывать анекдоты и воспринимать в качестве раздолбая (то-то он два срока по раздолбайству на президентском посту отбыл), – человек исключительной пунктуальности? Вот пойди пойми человеческую натуру.
Предлагаю выпить за то, чтобы наши опоздания – куда без них! – не сказались печальным образом на наших жизненных и карьерных планах и не вынуждали людей, нас ожидающих, чувствовать себя полными идиотами и ничтожествами. И фиг с ними, с президентами. Нам-то что.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец