Життя та Стиль
Суспільство
Под каблуком. Дизайнер Кристиан Лубутен предлагает дамам не вредную для здоровья обувь, а сексуальность
Тот факт, что обувь для женщины является не только и даже не столько предметом гардероба, сколько мощным средством самовыражения, давно известен психоаналитикам и кутюрье. Вызывающая обувь на высоких каблуках является отличным способом для женщины проявить вытесненную на второй план агрессивную сексуальность. Именно вокруг этого психологического комплекса вращаются характеристики обувного бренда Christian Louboutin, зачастую балансирующие на грани приличий.
ВЕЩЬ
Главный моралист русской
литературы Лев Толстой активно предупреждал человечество об угрозе, которую
представляет собой женская красота. «Всякая разодетая женщина является
опасностью для общества. Поэтому, когда я вижу разодетую женщину, я хочу
закричать: «Городовой!», — признавался классик. Можно только догадываться,
какими бы выражениями разразился отец русской мысли, увидев длинноногих
моделей, расхаживающих по подиуму в туфлях на 12-сантиметровых каблуках с алой,
как кровь, подошвой. Дизайнер обуви Кристиан Лубутен довел упомянутую опасность
до крайней степени — нарочито вызывающий дизайн его работ стал залогом
маркетинговой успешности бренда, а фирменные красные подошвы — синонимом
женской сексуальной привлекательности.
Дьявол носит каблуки
Тот факт, что обувь для женщины является не только и даже не столько предметом гардероба, сколько мощным средством самовыражения, давно известен психоаналитикам и кутюрье. Согласно исследованиям, проведенным журналом Forbes, коллекции обуви в бутиках обновляются в среднем в 2 раза чаще, нежели серии одежды, а доля обуви в ассортименте крупных торговых сетей за последние 5 лет выросла примерно на 30%. Причина такого маркетингового феномена — опять-таки в своеобразном отношении прекрасных дам к этому аксессуару.
«В последнее время существенно изменилась сама культура приобретения обуви, — объясняет Софи Кадален, автор книг по психологии моды и популярный психоаналитик. — Например, все больше женщин покупают обувь не столько для того, чтобы ее носить, сколько для своеобразной коллекции. С точки зрения психоанализа подобное поведение можно рассматривать как нежелание женщины «выводить на поверхность» свои фантазии. Это своеобразный «непереход» от мысли к делу. Они знают, что эти вещи у них есть, что они при желании могут их надеть, и сам факт наличия и созерцания вереницы туфель становится источником наслаждения».
Копая глубже, можно вспомнить и дедушку Фрейда — высокие каблуки являются явным фаллическим символом, а женская любовь к ним выглядит как желание компенсировать отсутствие мужских качеств. В то же время вызывающая обувь на высоких каблуках является отличным способом для женщины проявить вытесненную на второй план агрессивную сексуальность. В частности, именно вокруг этого психологического комплекса вращаются характеристики обувного бренда Christian Louboutin, зачастую балансирующие на грани приличий. «Обувь Christian Louboutin — это туфли уличных женщин, приправленные французским шармом», — писала New York Times.
Сложившийся агрессивный образ потенциальных потребительниц этой марки подчеркивал и креативный директор Barneys New York Саймон Дунан: «Женщины, носящие эти туфли, вряд ли станут церемониться — если у них в руках окажется кухонный нож, они точно сделают все возможное, чтобы получить заветную пару обуви». И похоже, он был не далек от истины — по итогам первой половины 2008 года Christian Louboutin занимает первое место по объемам послепоказных продаж. Более того, согласно рейтингу брендов женской обуви, опубликованному Luxury Institute, — это самая желанная марка среди представительниц прекрасного пола. Второе и третье место в списке занимают туфли Manolo Blahnik и Hermes. Кристиан Лубутен фигурирует в Книге рекордов Гиннесса как создатель самых дорогих туфель из крокодиловой кожи — цена за «его» сандалии достигла $4692.
VIP-клиенты
Кайли Миноуг
Туфли Christian Louboutin были использованы в съемках клипа 2 hearts, где певица явно демонстрировала алые подошвы, танцуя на крышке рояля.
Анджелина Джоли
В фильме Wanted героиня Джоли появляется в бежевых туфлях Christian Louboutin из своей личной коллекции. На всех церемониях вручения «Оскара» актриса также появляется исключительно в обуви этого дизайнера.
Мадонна
На презентации своего шоу Live Earth певица появилась в черных туфлях Mary Janes с тупым носком и шипами.
Бритни Спирс
Поп-звезда была замечена в туфлях Christian Louboutin на многочисленных судебных процессах по поводу лишения ее родительских прав.
Наоми Кэмпбелл
На работы по уборке мусора, назначенные судом в качестве наказания за оскорбление домработницы (топ-модель бросила в нее мобильным телефоном), Наоми явилась в лакированных туфлях Christian Louboutin.
Тина Тернер
Специально для шоу в нью-йоркском Madison Square Garden Кристиан Лубутен сделал по просьбе певицы туфельки на 12-сантиметровом каблуке.
Дневники красной туфельки
Несмотря на нетрадиционную сексуальную ориентацию, за создателем туфель с красной подошвой прочно закрепился образ истинно женского дизайнера, способного даже рядовую домохозяйку превратить в femme fatale. Практически единственным продуктом, выпускаемым Лубутеном, уже на протяжении 16 лет остаются классические женские туфли на каблуках, а в маркетинговой кампании, проводимой брендом, постоянно эксплуатируются такие темы, как сексуальность, соблазнительность, а то и вовсе возможность достижения женщиной практически полной власти над мужчиной. «Алые подошвы туфель женщины — это зеленый свет для окружающих ее мужчин, — говорит Лубутен. — Когда женщина надевает туфли на высоких каблуках, она начинает двигаться медленнее, становится более внимательной к окружающему миру, более восприимчивой ко всему, что происходит рядом. У меня обувь всегда ассоциируется с чувственным аспектом».
Несмотря на то что ставка на извечное желание женщин казаться обольстительными являлась априори беспроигрышной, карьера Лубутена сложилась не сразу. В возрасте 16 лет он мотался по гламурным вечеринкам, безуспешно предлагая всем желающим купить пошитую им обувь. Так и не продав ни одной пары, молодой дизайнер отправился на собеседование к знаменитой Элен де Мортмар. Оно оказалось успешным и Кристиана приняли в качестве ученика в модный дом Charles Jourdan. Изучая тонкости обувного искусства, он параллельно активно посещает известное парижское варьете «Фоли Бержер».
«Никто не носит каблуки так, как танцовщицы на сцене, — утверждает Лубутен. — Глядя из-за кулис на то, как они лихо передвигаются на огромных каблуках, даже не глядя под ноги, я постепенно начал понимать, как работает каблук в динамике и какими должны быть идеально удобные и красивые туфли». Кстати, девушки из «Лидо», Crazy Horse и «Фоли Бержер» и стали его первыми клиентками — по сегодняшний день он является самым любимым дизайнером танцовщиц варьете.
В возрасте 29 лет Лубутен открыл в Париже свой первый бутик. Правда, главным достоинством его магазина в глазах покупательниц был не столько дизайн представленной в нем обуви и даже не качество изделий, о котором, кстати, не упоминается ни в одной рекламной кампании Сhristian Louboutin, а то, что в нем подавали бесплатный кофе. Первоначальный капитал его компании составлял EUR200 тыс. «Я создавал фирму сам, без банковских вливаний и сторонней финансовой поддержки, — уверяет дизайнер. — Мне удалось построить бизнес самому, и я держусь этой своей свободы, хотя иногда это играет на руку конкурентам». Несмотря на декларируемую независимость бренда, своими успехами Лубутен обязан, в частности, компании Neiman Marcus — сложно сказать, как сложилась бы судьба дизайнера, если бы за его раскрутку не взялся американский бизнес-монстр. Счастливой дизайнерской находкой Лубутена стала и характерная красная подошва. Согласно легенде, идея красного дизайна возникла случайно, рассматривая фотографии с показа, Кристиан остался недоволен слишком мрачным видом модели. Дабы внести разнообразие в темную цветовую гамму, он тут же выкрасил подошву туфель ярко-красным лаком для ногтей, отобранным у сидящей рядом сотрудницы. Этот прием, названый follow me («следуй за мной»), сразу сделал его модели настолько узнаваемыми, что это позволило ему обойтись даже без создания собственного логотипа. Более того, дабы избежать повального подражания, дизайнер зарегистрировал красную подошву как товарный знак — необходимость в этом возникла после судебного разбирательства с американской маркой DEER, выпустившей обувь тоже на красной подошве.
Сегодня туфли Сhristian Louboutin с красной подошвой являются популярной обувью на церемониях вручения «Оскара» и Каннском кинофестивале, а сам Кристиан причислен к пантеону дизайнеров, наиболее сильно повлиявших на современную моду. Одним из свидетельств признания его заслуг стало включение Лубутена в число героев подарочной энциклопедии моды под названием Influence, выпущенной голливудскими модницами — сестрами-близнецами Олсен в издательстве Penguin. По словам главного редактора модного сайта Handbag.com Белинды Вайт, модели Лубутена будут обречены на успех, независимо от веяний моды. «Если вы хотите, чтобы ваш товар продавался, делайте ставку на вечные ценности или на худой конец главные человеческие инстинкты, — замечает она. — Черные туфли на огромных каблуках давно стали своеобразным кодом женственности, поэтому они никогда не выйдут из моды. Ведь для большинства женщин понятия «модный» и «сексуальный» практически идентичны». Сам дизайнер также не слишком переживает по поводу возможной конкуренции со стороны крупных концернов, постоянно увеличивающих долю обуви в своем ассортименте: «Даже женщина, одевающаяся только в Prada, имеет свои маленькие слабости, например, ложится спать с капелькой Chanel № 5 или носит только мои туфли. Мои клиентки — женщины, которые идентифицируют себя с конкретным брендом».
Но, несмотря на заявленную эксклюзивность моделей Лубутена, их вряд ли можно назвать произведением одного мастера: «Я лично делаю только каблук и колодку, — признается он. — Все остальное производят работники моего ателье». В то же время Лубутен неохотно делает обувь на заказ: максимум, на что могут рассчитывать клиентки, это изменение высоты каблука или цвета модели из текущей коллекции. «У меня нет времени на то, чтобы придумать новую конструкцию и оформить технически, — объясняет он. — Выполнял такие заказы несколько раз для фильмов, но сейчас мне легче переделать готовую модель. Я не сапожник, я все-таки дизайнер».
Ценовая пирамида
High-сегмент
Christian Louboutin из кожи алигатора, (для L’Wren Scott Limited Edition) — $4692
Medium-сегмент
Christian Louboutin Simple Christian Louboutin Very
Python — $1250 Brode Pumps — $1095
Low-сегмент
Christian Louboutin Christian Louboutin Christian Louboutin
Jolie Noeud Dorcet Pigale
Point-Toe Leopard-Print
Patent
— $665 — $586 — $595
Секс и туфли
Хотя высокие каблуки никогда надолго и не выходили из моды (начало их популяризации историки приписывают знаменитой маркизе де Помпадур, отличавшейся невысоким ростом), особый всплеск покупательского интереса к ним появился после выхода популярного сериала «Секс и город». Фетишистское пристрастие главной героини киноэпоса к обуви модных дизайнеров (в частности, в фильме фигурировал и бренд Christian Louboutin) привело к резкому повышению продаж обуви класса премиум. Классические туфли на каблуках, вытесненные демократичной обувью в стиле casual, снова стали своеобразной квинтэссенцией женской сути, а заодно и мощным средством самоидентификации женщины. Этот яркий и непреходящий символ давно стал частью современной культуры, в частности архетипический образ женских туфель «сыграл» в фильмах «2046» Вонга Кар-Вая, «Дневная красавица» Луиса Бунюэля, «Дьявол носит Prada» Дэвида Франкеля. А в 2004 году появился фильм In Her Shoes (в главной роли — Камерон Диаз), сюжет которого развивается именно вокруг обувного фетишизма. По словам создателей картины, на закупку обуви для фильма (в частности, 10 пар туфель Сhristian Louboutin) было потрачено $100 тыс.
Подчеркивая эксклюзивность своей продукции, Лубутен активно культивирует образ туфель как почти непристойного в своей вызывающей привлекательности аксессуара. «Моя продукция не похожа ни на какую другую, — уверен дизайнер. — Большинство обувщиков, например Manolo Blahnik, делают более демократичные и доступные по цене модели. Конечно, это существенно повышает продажи, я же получаю свою прибыль не за счет объема массовых продаж, а благодаря реализации эксклюзивных дорогих моделей». Апогеем процесса создания образа Christian Louboutin как производителя экслюзивно-богемной обуви стал совместный проект Лубутена и режиссера Дэвида Линча, известного также в качестве фотографа. Эпатажная сюрреалистическая фотосерия под названием «Фетиш» включала в себя снимки обнаженных моделей, одетых в туфли, пошитые Лубутеном специально для этого проекта (для фотосессий в стиле «Твин Пикса» дизайнер создал принципиально непрактичные туфли с 25-сантиметровыми каблуками, а также «сиамские туфли», сросшиеся каблуками). «Тема фетишизма, граничащего с мистикой, присутствует почти во всех фильмах Линча, так же как и в моих работах, — говорит Кристиан. — Наверное, поэтому проект оказался таким удачным». После успешной презентации «Фетиша» на фестивале Design Art London туфлями Christian Louboutin заинтересовался даже Метрополитен-музей — его руководство заключило с дизайнером контракт на создание серии обуви к коллекции исторических костюмов. Кстати, использование исторической тематики стало еще одним удачным ходом дизайнера. Потакая женской любви к классическим романам, он создал коллекцию «Королева Марго» (в качестве источника вдохновения были выбраны наряды Маргариты де Валуа), а также серию обуви «Средневековье» — в нее вошли модели, украшенные изображениями знаков зодиака и средневековых символов. Сегодня бренд Сhristian Louboutin представлен в 16 бутиках по всему миру, в том числе в Москве, Лондоне, Гонконге и Нью-Йорке. При этом по франшизе работают только московский и лондонский бутики — остальные магазины — собственность компании. Что же касается прогнозов на будущее, то наиболее перспективными рынками дизайнер считает японский, азиатский и российский. Лубутен практически не тратит средств на рекламу своей продукции: «Моя обувь — не продукт массового потребления, поэтому реклама в общественных местах и СМИ вряд ли увеличит продажи. Эффективнее всего работают творческие связи с некоторыми из ведущих мировых стилистов, за счет чего моя обувь сопровождает коллекции одежды в дефиле на лондонских и парижских подиумах. Это позволяет мягко, постепенно, поднимать марку».
Несмотря на предупреждения врачей о несомненном вреде каблуков для здоровья (по статистике 75% женщин имеют проблемы из-за них), продажи «опасных» туфель активно набирают обороты, а западная медицина изобретает приемы, позволяющие современным золушкам примерить модели от прославленных дизайнеров. Среди наиболее радикальных методов — лифтинг стопы, удаление одного пальца на ноге и инъекции коллагена в область пятки.
Мнения потребителей
Декольте фетишиста
Марина ПРОХОРОВА,
обозреватель, Коммерсант (РФ)
— Как и все знаменитые обувщики, Кристиан Лубутен — фетишист. Потому туфли марки Christian Louboutin опознать легко не столько по фирменной красной подошве, сколько по очень глубокому и изящному, слегка приоткрывающему пальцы «декольте», благодаря чему обувь так легко надевается и снимается. Любая пара обуви мастера имеет изысканный силуэт, из-за чего изумительно красивыми кажутся не только туфельки, но и ноги.
Модный вывих
Елена ТРОФИМОВА,
консультант интернет-портала «Не болей» (РФ)
— Туфли Christian Louboutin привлекают модниц очень высоким каблуком. Но не стоит забывать, что при его высоте более 5 см стопа перестает справляться с функциями, возложенными на нее природой. В обуви на больших каблуках нарушается естественное распределение нагрузки на мышцы ног. В результате создается повышенное давление на коленный сустав, появляются опасные заболевания ног, позвоночника, внутренних органов. От болей в пояснице до варикозного расширения вен, артритов, хронических вывихов.
Оценка материала:
Под каблуком. Дизайнер Кристиан Лубутен предлагает дамам не вредную для здоровья обувь, а сексуальность09.09.2008