НОВИНИ ДНЯ: Як посмажити рибу, щоб не підгорало борошно: про це майже ніхто не знає  Зеленський відповів, чи поступиться Україна територією  Дощі перейдуть у сніг, буде ожеледиця: синоптикиня попередила про погіршення погоди в Україні  Як Росія намагається відновити контроль над Курщиною: Павлюк розкрив подробиці тактики армії РФ  Що додати до фаршу замість хліба та яєць, щоб приготувати смачні, соковиті котлети  Похолодання в Україні: синоптик розказав, де температура впаде до "мінусів"  Зеленський оголосив про завдання виготовити 3000 крилатих ракет і 30 тисяч далекобійних дроніввсі новини дня
Життя та Стиль
Столиця
 Павел Ковалев 29.07.2012 11604

Аферы и недострои - 2: от памятника Богдану Хмельницкому до зданий на костях

Современные стройки кажутся нам самыми важными, самыми скандальными, самыми вредоносными. Но в конце ХІХ столетия массовым строительством доходных домов, напрочь уничтожившим одно-двухэтажную застройку городского центра, киевляне тоже были очень недовольны. Посмотрим, что напишут о современных зданиях в путеводителях хотя бы через 20 лет.

Продолжение. Начало читайте здесь

На Львовской площади можно сесть на троллейбус либо маршрутку, которые доставят нас на Софийскую площадь. Здесь находятся два объекта, которые нас интересуют. Относятся они к двум разным эпохам в истории Киева.

Отель «Хаятт Ридженси» (1996-2007)

Одно из первых скандальных строительств в Киеве времен независимости Украины. То, что мы видим сейчас, вызывает не самые лучшие эмоции своей неуместностью в старейшей части города, но «стекляшка» с полукруглым фасадом – это еще вполне компромиссный вариант по сравнению с тем, что могло быть построено на это месте. Ведь в 1990-х здесь планировался первый в Киеве небоскреб до 130 м высотой. Строительство гостиницы было начало в 1996-м, и уже не этом этапе проект подвергся корректировке – от гигантского небоскреба все же отказались. Проект архитектора Чакмена был адаптирован к требованиям украинских строительных норм и законодательства киевской архитектурной мастерской «ПП Янош Виг и партнеры».

Первоначальный контракт был подписан между СП «Гостиница «Святая София» и турецкой фирмой Ay-Sel. Весной 1998 года строительство затормозилось и «Хаятт» на два года стал долгостроем (по киевским меркам это немного, как мы видим). Причиной была названа низкая рентабельность проекта. Выйти из кризисной ситуации помогло расширение постройки со стороны Михайловского переулка, что привело к увеличению числа номеров в будущей гостинице. Квартал старых домов при этом, конечно же, был утрачен. По ценам 10-летнй давности проект «Хаятта» стоил 49 млн долларов.

В 2000-м строительство возобновилось, но шло черепашьими темпами. В результате турецкие партнеры продали свою долю. Летом 2007-го здание, наконец, открылось.

Ну а теперь вновь «ныряем» в дореволюционные времена. Напротив «Хаятта» - самый долгий «скульптурный» долгострой Киева – памятник Богдану Хмельницкому.

Памятник Богдану Хмельницкому (1860-1888)

Проект памятника, созданный в 1869 году, был не просто дорогим: модная тогда многофигурная композиция  была явно «неполиткорректной», если выражаться сегодняшними терминами. Дело в том, что Хмельницкий, согласно замыслу скульптора Микешина, должен был топтать поляка, иезуита и еврея, а вокруг пьедестала восседали представители народов «Великия, Малыя и Белыя Руси», слушающие кобзаря. Несмотря на высочайшее утверждение проекта, польское лобби при дворе – а оно было чрезвычайно сильным – поспособствовало тому, что иезуита и польского пана из-под копыт Хмельницкого убрали. Сам собой куда-то делся и еврей. Что касается кобзаря и его слушателей, то тут в дело вступили денежные вопросы: кроме фигуры Хмельницкого, собранных на проект денег не хватало даже на порядочный пьедестал. Фигуру гетмана изваяли, привезли в Киев, а ставить ее оказалось не на что. Так и маялся Хмельницкий – вначале на задворках завода «Арсенал», затем на временном пьедестале из кирпича, накрытый досками – как писали тогдашние остряки, проживал в собачьей будке. И только в 1888 году, в год 900-летия крещения Руси, Хмельницкий «открыл личико», будучи водружен на нынешний постамент, разработанный уже знакомым нам архитектором Николаевым. Причем на сооружение пьедестала Николаеву не пришлось даже тратиться – на это пошел камень, оставшийся от стройки Цепного моста через Днепр, и пролежавший дотоле на военных складах более 30 лет.

От Софийской площади по Владимирской улице мы направимся к Андреевскому спуску. Нас ожидает весьма известное в Киеве строение, судьба которого несколько отличается от уже услышанных уже историй. Построено оно было быстро, но с такими скандалами, что легенд, с ним связанных, хватит на целую книгу.

1 2 3
4 5 6

«Замок Ричарда» (1902-1905)

Здесь, на спуске, находится одно из самых знаменитых строений дореволюционного Киева – дом №15, известный уже несколько десятилетий как «замок Ричарда Львиное сердце». Прозван он так был писателем Виктором Некрасовым в конце 1960-х, когда представлял собой типичное скопище коммуналок – правда, с отличными видами на Киев с верхних этажей и террасы. Тогда родилась новая легенда, связавшая дом с легендарным британским монархом. Она стала законным дополнением подлинных перипетий в истории здания.

Не заладилось у этого дома все с самого начала. «Зачат», условно говоря, дом этот был «во грехе», причем грехе непростительном – он оказался построенным по ворованному проекту. Заказчик строительства – скандальный и прижимистый подрядчик Дмитрий Орлов – вполне мог бы отечески похлопать по плечу нынешних строительных олигархов. Почти все, что ныне вызывает наше возмущение, Орлов проделывал уже 110 лет назад.

Первое, что непонятно в «мутной» истории строительства этого дома - за какую сумму Орлов выкупил этот участок у жившего здесь скромного иконописца, и применялись при этом к владельцу халупы на склоне иные методы убеждения, т.к. участок в живописном месте тот продавать не очень-то и хотел, тем более, задешево. Документы об этой сделке не сохранились, равно как и иконописец сгинул в дебрях истории, зато известно, что начатое в 1902 г. строительство обернулось скандалом. Орлов решил возвести на спуске нечто примечательное, так как местность эта, в силу рельефа, популярностью у потенциальных квартирантов не пользовалась. Ушлый подрядчик попросту украл проект здания, спроектированного в 1901 году архитектором Марфельдом для чиновников МВД в Петербурге. Проект, правда, не реализованный, был опубликован в журнале «Строитель». Орлов несколько упростил фасад, и, приспособив его к рельефу Андреевского спуска, начал строительство.

И тут случился второй скандал, напрямую связанный с первым. Орлов, как оказалось, вообще не согласовал свое строительство с городскими властями. Дело в том, что по законам империи такое разрешение мог получить только автор проекта, имевший диплом Императорской академии искусств. Заявить, что проект краденый, Орлов не мог. Поэтому дал взятку приставу полицейского участка. А тот, ежедневно осматривая территорию, «не замечал» строительства.

Но и это еще не все. Орлов слишком скупо рассчитывался с строителями. После того, как он не заплатил за несколько месяцев, те подожгли здание. Случилось это вечером 24 марта 1904 года. Только после этого в городской управе вспомнили, что не давали разрешение на стройку. И снова Орлов уладил дело при помощи взятки – причем огромной. По ее итогам коррупционеры из городского управления даже сделали его почетным гражданином города. Вам эта ситуация не напоминает современные времена? А на дворе стоял всего-то 1904 год.

Дом был отремонтирован к 1905 году и вскоре в него заселились первые жильцы. Далее началась известная история с завываниями, плачем и рыданиями в печных трубах и вентиляции, таинственными воплями в угловой башне и прочими ужасами. Орлов нес убытки, но его спасла смекалка и отвага профессора Духовной академии Голубева, открывшего источник мистических звуков. В дымоходе была найдена яичная скорлупа, работавшая при порывах ветра как резонатор. Позже, уже в 1920-х, а затем и в 1980-х годах, при реконструкциях дома были найдены и иные «подарки» от строителей скупому заказчику – горшки и горлышки бутылок, которые при порывах ветра и создавали стоны и вопли.

Но на этом злоключения дома и его хозяина не закончились. В 1908 году, взяв кредит под залог своего «замка», Орлов отбыл на дальний восток – зарабатывать на строительстве Амурской железной дороги. Там 1 августа 1911 г. он был убит грабителями, когда вез большую сумму денег для расчета с рабочими. Видимо, история с домом научила его вовремя платить пролетариату, однако косвенно она же стала и причиной его гибели.

После расселения в 1983 году дом горел еще раз – в начале 1990-х, и с тех пор стоит пустым. Последняя по времени идея его реконструкции предусматривает создание в «замке» отеля. Однако работы снова не начаты: видимо, у дома все же несчастливая судьба, обусловленная его «родовой травмой».

Урочище «Воздвиженка» (2002 – наше время)

Теперь нас ждет либо спуск, либо подъем. Если спуск, то мы пойдем от замка Ричарда вбок, по улице Воздвиженской, что ответвляется от Андреевского спуска почти напротив. Мы сразу попадем в самый большой в Киеве район элитных новостроек – «Воздвиженский». Или, все-таки, взглянем на него с высоты Замковой горы, что отрогом тянется вдоль спуска до самой Флоровской улицы, до того места, где недавно случился еще один скандал – снос фирмой Рината Ахметова корпусов советской швейной фабрики? Того сноса мы касаться не будем – там еще ничего не решено – а вот на гору можно взбежать по старой лестнице. И оценить сверху симпатичный в целом комплекс, напоминающий Западную Европу. «Мертвый город» под нами похож на огромную кинодекорацию. Впрочем, он таким и есть – тут постоянно снимают фотосессии, рекламные ролики и фильмы.

Вот уже больше 5 лет здесь, в низине былых ручьев, в киевском межгорье, строится комплекс малоэтажной элитной застройки. Самый большой долгострой по площади в Киеве – 17 га. Начали его возводить трест «Киевгорстрой-1» и Группа DCH Александра Ярославского (у последней компании чуть больше 10% в проекте). В древнем урочище Гончары-Кожемяки-Дегтяри с одноименными улицами планировалось создать городок для вип-персон. Постепенно участки микрорайона вводились в эксплуатацию, хотя и с опозданием, но вот в целом улицы эти так и остались мертвыми. Несмотря на то, что среди покупателей этих квадратных метров называют и Ющенко, и Балогу, и Богатыреву, и даже Януковича в бытность премьером. Первоначально планировалось построить 98 домов максимум в пять этажей, воспроизводящих архитектуру старого Киева. Когда практически все они были построены, выяснилось самое главное – непригодность территории для элитной застройки. Высокий уровень почвенных вод, расположение в низине, куда при дождях и таянии снегов стекают потоки с окрестных гор, постоянное подтопление фундаментов, выходящие из строя коммуникации… Раньше, когда здесь беднейшие слои ремесленников, по профессиям которых названы здешние улицы – вода им, кожемякам и гончарам, была очень кстати. А затем, вплоть до 1980-х, здесь ютились маленькие домики с не лучшими жилищными условиями, потому и снесла их советская власть, превратив урочище в пустыню. В настоящее время работы не шатко не валко подбираются к слонам под Пейзажной аллеей. И снова та же проблема – разве воды из почвы (а некогда тут текли полноценные ручьи, притоки речи Глыбочицы) уже откачали? Ведь теперь здесь живут как раз не самые бедные, а самые богатые люди.

Полюбовавшись «кукольным городом» «в табакерке», вернемся на спуск – и последуем земному притяжению на Подол, а именно на Почтовую площадь. Здешняя почтовая станция – также один из киевских долгостроев.

7 8 9
10 11 12

Потовая станция (1853-1865)

Кто бы мог подумать, что это маленькое здание – один из самых известных долгостроев в истории Киева? Конечно, не только оно, а весь комплекс сооружений, стоявший на этом месте. Все они, кроме собственно станции, были снесены в конце 1970-х при благоустройстве площади, так что нам трудно представить ансамбль зданий в целом. А ведь строился он в свое время целых 12 лет.

Проект почтовой станции был разработан в 1851 году. В центральном здании должна была находиться небольшая гостиница, в боковых флигелях – комнаты для смотрителя и ямщиков, а также телеграфная станция. То есть, строился целый узел связи того времени. И все бы было хорошо, но дело застопорилось как раз на вопросе телеграфа. Вначале вмешалась Крымская война, во время которой был издан императорский указ о строительстве телеграфа на территории Печерской крепости (к слову, это здание простояло до новогодней ночи 2010 года, когда было разрушено). Затем решено было обустроить в высвободившимся флигеле конторы присутственных мест, а позже – гостиницы. Такая постоянная смена целевого назначения корпуса озадачила Петербург и деньги на строительство перестали поступать. И только в 1862 г. проект был возобновлен, причем впоследствии здание станции было отдано частными лицам в аренду – тогдашний Минтранс не особо отличался от нынешнего по умению зарабатывать на своей собственности.

А теперь – в метро. Если же вы на своем автомобиле, тогда ваш путь лежит по набережной Днепра к мосту метро, и далее на левый берег. Тем же, кто спустится под землю, нужно ехать, с пересадкой, до станции «Левобережная». Там находится следующий объект в нашем списке.

Здание Госснаба УССР (1986 – наше время)

Вот уже третий десяток лет этот циклопический долгострой «украшает» район бывшей Никольской слободки. Начало это здание возводиться для Госснаба УССР. Строительство началось в 1984 году, и уже через шесть лет заглохло по понятным причинам. Само здание планировалось как часть строительства Левобережного общественно-культурного центра – грандиозного проекта по созданию в этом районе комплекса зданий в стиле позднего советского модернизма. Из всего проекта удалось осуществить только строительство нового почтамта (ныне Левобережный почтамт, задуманный как «сменщик» Центрального), гостиницы «Турист» и перестройку кинотеатра «Космос» в театр драмы и комедии на Левом берегу. Госснаб же застыл как памятник незавершенному проекту, продолжая находиться все эти два десятка лет на балансе Кабмина.

Кабмин крепко «вцепился» в недострой возле «Левобережной». На здание начали претендовать различные ведомства уже независимой Украины, в частности, Минфин, Минэкономики, институт Генплана. В 2005 г. его не отдали в собственность столичной общины, хотя было принято решение Киевсовета о размещении в здании различных судебных структур. Киевские депутаты отомстили, не закрепив за зданием земельный участок. В следующем году в спор вмешалась третья сторона – «Нафтогаз Украины», который объявил о достройке здания и переводе в него своего главного офиса. Недострой частично облицевали и остеклили, но уже в 2007-м, с очередной сменой руководства «Нафтогаза», проект опять заморозили.

От «Левобережной» мы движемся по бульвару Перова на север, к Троещине. Здесь нас встречает самый высотный долгострой города – комплекс «Днепровских башен», строящийся с 1999 года.

«Днепровские башни» (2000 – наше время)

Заказчиком шести 34-этажных домов выступило Главное управление внутренних войск МВД. Сдача первых двух башен изначально была запланирована на 2002 год, остальных - в 2003-м. Однако строительство заморожено с осени 2005 года, на уровне готовности 60% жилой части, а весь комплекс возведен на 45%.

Комплекс строился в соответствии с госпрограммой по обеспечению жильем военнослужащих и финансировался из госбюджета. Но почти сразу над стройкой сгустились тучи. Первая проблема была связана с высотностью задний – Госстрой дал добро на такие сверхвысокие объекты только через полтора года после фактического начала строительства. Но главный удар проекту нанесла приостановка с 2003 года финансирования стройки из госбюджета – до этого времени возведение жилья доя военнослужащих шло за счет налога на прибыль. Тут в действие вступила компания «УкрАзияБуд», которая стала соинвестором комплекса и пообещала его достроить. Однако у этой, внешне мощной, корпорации возникли вскоре странные проблемы, после чего строительство вначале замедлилось, а затем и вовсе прекратилось – уже при Ющенко, осенью 2005 года.

В 2011 году Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту хищения служащими «УкрАзияБуда» в 2001-2002 годах бюджетных средств, предназначенных для «Днепровских башен». Выяснилось, что сотрудники строительной корпорации внесли в акты выполненных работ неправдивые сведения, а военнослужащие подписали эти акты, заплатив 28 млн грн за фактически невыполненные строительные работы.

Весной 2006 г. права на строительство «башен» были переданы компании «Этьен-вест». Но работы она фактически не вела. В 2008 г. достройку комплекса оценили в 200 млн грн, и с тех пор эта цена только возрастает за счет износа конструкций – две башни из шести уже отклонились, став самыми высокими в Киеве «пизанскими» объектами.

Теперь нам предстоит посетить «дальние края». Следующая наша точка – комплекс киевского телецентра. В любом случае, нам снова на правый берег, через Московский мост – и там либо на общественном транспорте, либо на авто нужно ехать до станции метро «Дорогожичи» и начала урочища Бабий Яр. В этом печальном месте и стоит еще один интересующий нас объект, более чем знаково говорящий об особенностях советской эпохи.

13 14 15
16 17 18

Телебашня и телецентр (1983 – настоящее время)

Вряд ли есть в Киеве, насыщенном древними захоронениями и местами трагедий, место более мрачное, чем Бабий яр и окрестности. Больницы, кладбища, места расстрелов нескольких эпох, трагедия Куреневского селя 1961 года… И именно здесь в советские времена, когда с мистикой боролись, как врагом народа, решено было соорудить киевский телецентр и поставить новую телевышку. До этого телевышка стояла на улице Бориса Гринченко, на задворках Крещатика, и видимо, забота о советских гражданах, а более – о себе любимых, заседавших рядом в городской администрации, побудила руководство города задуматься о переносе телецентра.

Так Киев и стал единственным крупным городом на просторах бывшего СССР, и уж точно единственной столицей союзных республик, где телецентр был возведен на кладбище. Территория, на которой решено было возвести телевизионный комплекс, является крупнейшим и старейшим еврейским некрополем Киева.

Обширная территория, на которой ныне расположились спорткомплекс «Авангард», автостоянка, спортплощадка и собственно телецентр, была окончательно очищена от монументов к середине 1960-х. Правда, в 1958 году часть памятников и захоронений (менее одной трети) была перенесена на Куреневское кладбище. В 1962-м было принято решение окончательно ликвидировать кладбище. Через 20 лет, к моменту начала фактического строительства телецентра, кладбище давно было уничтожено, равно как и участок христианских захоронений на противоположной стороне улицы Мельникова – здесь покоились нижние чины киевского военного гарнизона. Бедным рядовым солдатам не повезло и после смерти – на их костях сейчас стоит телебашня, сооруженная в 1973 году.

Телецентр, официально сданный в 1992-м, не закончен до сих пор. Часть обширной территории в 15 га вокруг «карандаша» неблагоустроенна, и пустырь за забором на месте былых могил придает этому месту ауру не только бесхозяйственности и заброшенности, но и некой мистики: почти все, что строится в Бабьем яру и окрестностях, постигает либо судьба недостроя, либо сооружается оно долго, мучительно, и с проблемами.

Далее следуем по киевской «внутренней окружной», дабы оказаться на Севастопольской площади. От нее нам нужно повернуть по Воздухофлотскому проспекту в сторону центра и железнодорожного вокзала, чтобы полюбоваться последним пунктом нашей программы, находящимся на другой площади - Соломенской.

Апелляционный суд (1978-2008)

Здесь стоит еще один «замечательный» небоскреб – с очень мрачной репутацией. Стоит он также на солдатских костях. Точнее - на участке, где были погребены солдаты времен Первой мировой войны. С двух сторон из четырех этого небоскреба судьям и их клиентам открывается пейзажный вид на Соломенское кладбище, существующее в 1886 года.

Начали его строить в конце 1970-х как вычислительный центр «Гипроводхоза», не найдя ничего лучше, чем уничтожить фрагмент некрополя. Отсюда и пошли слухи: говорят, при строительстве, а затем и в период, когда объект стоял заброшенным, здесь погибло до десятка человек. К слову, так же, как и постройке телецентра…

И, тем не менее, в 2002 году сооружение было отдано Киевскому Апелляционному суду, а в январе 2004 года была начата реконструкция здания. По плану стоимость реконструкции должна была составить около 20 млн гривен. В процессе реконструкции здание подросло на 6 м – до 127-ми. Углубились судьи и в кладбищенскую землю на целых два этажа: там был обустроен паркинг.

Суд въехал в здание летом 2008-го. О качестве выносимых там решений судить не будем, но атмосфера, в которой их принимают, скажем так, не может не влиять…

На Соломенке наша экскурсия, и без этого обширная, заканчивается. Объять необъятное невозможно, и потому в ходе этой прогулки сознательно не затрагивались многочисленные недострои в спальных жилмассивах, ни «остов» единственного дома «Элита-центра» на Татарке, ни ледовый стадион, заброшенный с конца 1980-х, ни многочисленные киевские новоделы в центральной части города, многие из которых считаются скандальными. Во многих случаях критерий скандальности субъективен – в частности во всем, что касается эстетики новых построек в центре. Может, и некоторые из нынешних долгостроев, наконец, закончат свое многострадальное существование, и превратятся если не в украшение города, то хотя бы перестанут быть его позором. Время в этом плане - лучший судья. Никто не знает, что напишут в путеводителях хотя бы через 20 лет.

Фото Дмитрия Дятлова

Оценка материала:

5.00 / 3
Аферы и недострои - 2: от памятника Богдану Хмельницкому до зданий на костях 5.00 5 3
Життя та Стиль / Столиця
 Павел Ковалев 29.07.2012 11604
Еще материалы раздела «Столиця»