Бізнес
Ринки та компанії
Ты суслика видишь: почему в Украине HDTV пока остается нишевой услугой
Проблема HD-телевидения в Украине заключается не только в высоком ценовом пороге. Дело в том, что у нас слишком мало контента. Всего два отечественных канала вещают в HD – «Футбол HD» и «Тонис HD».
В нынешнем году ряд отечественных провайдеров сделали ставку на телевидение высокой четкости в масштабах всей Украины. В апреле 2012-го компания «Воля» открыла подписку на HD-пакет из десяти каналов по кабелю. К концу лета она уже предлагала телевидение высокой четкости в 13 крупнейших городах Украины. 1 июня Viasat предоставил доступ к HD-каналам по спутнику по всей территории страны в любой ее точке. Несколько интернет-видеосервисов вовсю готовятся продавать HD-контент для просмотра как в режиме онлайн, так и путем скачивания. Эфирного вещания в формате HD в Украине пока нет.
Сразу несколько факторов повлияли на решение телепровайдеров открыть подписку на HDTV. Во-первых, речь идет о технической доступности приема HD-сигнала. В прошлом году в стране было продано около 1,25 млн телевизоров с плоским экраном: LCD и Plasma. Менее половины всех телевизоров продавались с Full-HD-экранами, что превышает уровень 2010 года, когда доля таких устройств составляла чуть более 30%, замечает Сергей Осадчий, программный директор компании «Воля».
Во-вторых, мощным мотивирующим фактором стало проведение Евро-2012 в Украине. «Исторически в мире масштабные спортивные события — такие, как финал чемпионата Европы по футболу, — были самым мощным драйвером роста спроса на HD-контент», — говорит Дмитрий Джеджула, маркетинг-директор Viasat. Например, к Евро медиа-группа «Украина», поддавшись на уговоры Воли и Viasat, запустила канал высокой четкости «Футбол HD». «Перед Евро-2012 магазины техники запустили очень много проектов по продаже HD-телевизоров», — рассказывает Филипп Петренко, технический директор ООО «ТРК «Украина».
Мал золотник, да дорог
Несмотря на высокую активность провайдеров, в Украине HDTV остается нишевой услугой. Общее количество наших граждан, которые смотрят каналы высокой четкости, никто из опрошенных Контрактами экспертов назвать не смог. Но можно назвать эту цифру, опираясь на статистику российских подписчиков HDTV, где переход на телевидение высокой четкости произошел несколькими годами ранее. По данным HD Union, в 2011 году абонентская база HDTV в РФ составила 296 тыс. подписчиков. Соответственно, в Украине в лучшем случае десятки тысяч подписчиков. Количество абонентов HDTV составляет максимум 1–2% всех абонентов платного телевидения, уточняет Вадим Сидоренко, директор по инновациям кабельного оператора «Триолан». Но Дмитрий Джеджула из Viasat настроен более оптимистично: уже десятки и сотни тысяч украинских семей готовы и могут позволить себе просмотр HDTV, а к концу декады таковых будет минимум половина населения страны. Впрочем, он признает, что для далекого села с двумя эфирными каналами и телевизором «Славутич» на третьем десятке его жизни HDTV пока слишком экзотичная услуга. «Не все зрители имеют оборудование, поддерживающее стандарт HD (речь идет о телевизорах, тюнерах DVB-T, DVB-C, DVB-S). Полная замена оборудования произойдет в ближайшие годы», — говорит Юрий Бойчук, технический директор телеканала Тонис.
«По данным GfK, таких телевизоров в Украине порядка 6%, а в больших городах (свыше 55 тыс. чел.) — 22%. Поэтому мы понимаем, что около 80% домохозяйств не могут принимать HDTV-сигнал», — добавляет Филипп Петренко.
Основной сдерживающий фактор — материальный. «Большая часть населения страны пользуется аналоговым телесигналом, HDTV пока остается премиум-услугой», — утверждает Дмитрий Джеджула. Речь идет не только о стоимости абонентского оборудования, но и о стоимости контента (см. «Сколько стоит HDTV»).
Однако проблема HD-телевидения в Украине заключается не только в высоком ценовом пороге. Дело в том, что у нас слишком мало контента. Всего два отечественных канала вещают в HD — «Футбол HD» и «Тонис HD». Дефицит каналов объясняется дороговизной контента высокой четкости, который необходимо снимать, используя специальное высокотехнологическое оборудование, а также целесообразностью перевода контента в HD. «Нет смысла смотреть новости в HD-качестве», — говорит Вадим Сидоренко из «Триолана». «Стоимость HD-оборудования в 1,5–2 раза выше аналогичного для стандартного качества. Сама технология производства контента в HD значительно сложнее, чем в SD», — объясняет Юрий Бойчук.
Что касается переводных иностранных каналов, то все ограничивается рядом узкоспециализированных познавательных или спортивных каналов, тем не менее есть несколько, где демонстрируется кино в формате высокой четкости. К примеру, российский «НТВ-Плюс» в РФ предлагает 15 HD-каналов, в Украине — только четыре. «На сегодняшний день HD-каналов очень мало и все они нацелены на какой-то премиальный сегмент телезрителей», — подтверждает Филипп Петренко.
Если за обычный канал провайдер платит из расчета 40–50 коп. за абонента, то за HD-канал — около 5 грн
Интернет всех спасет
По словам Вадима Сидоренко, основная проблема рынка заключается в системе дистрибьюции HD-каналов. «Авторские права на HD-каналы стоят дорого, кроме того, недешево стоит и дубляж», — говорит он. Дистрибьюторы продают провайдерам каналы пакетами, а не поштучно, и это обходится намного дороже. Если за обычный канал провайдер платит из расчета 40–50 коп. за абонента, то за HD-канал — около 5 грн. Вот почему сегодня все провайдеры, предлагающие телевидение высокой четкости, работают в убыток. Демпинг помогает им набрать базу подписчиков, чтобы хоть как-то окупить вложения. Кроме того, наличие HD-пакета у провайдера — хороший маркетинговый ход, свидетельствующий о технологическом превосходстве компании.
Еще одна проблема HDTV — развитие ШПД-интернета и пиратство. Телевизоры нового поколения имеют выход в интернет и оснащены USB-разъемами. Чаще всего украинцы скачивают необходимый контент из сети с пиратских сайтов и смотрят его на телевизоре. Хорошее будущее и у платформы IPTV с легальным контентом. «Сейчас количество людей, которые смотрят ТВ по интернету, минимально. В Украине — около 2%. Но это очень перспективный сегмент, правда, в долгосрочной перспективе», — подытоживает Филипп Петренко. В целом же, по его прогнозу, в нашей стране до конца года HDTV будут смотреть 1–2 млн человек.