НОВИНИ ДНЯ: Мирні перемовини про закінчення війни: позиція України та умови Кремля  Над Землею перед Новим роком з’явиться "чорний місяць"  Путін оцінив можливості транзиту газу до Європи 2025 року  Вчені заявили, що життя на Марсі, ймовірно, заховано глибоко в корі планети  Якими будуть останні дні 2024 року - прогноз погоди в Україні  Погода зіпсується: синоптик дав прогноз на найближчі дні  Мокрий сніг, дощ і туман: у п’ятницю буде близько 0°всі новини дня
Політика
Україна
 Павел Серов 11.11.2012 3402

Синдром Черновецкого: почему Киев показал «регионалам» красную карточку

Включив столицу в общеукраинский тренд «гречневой демократии», замаскировав угодных кандидатов под самовыдвиженцев, власть не рассчитывала на случившееся «столичное чудо». Оказалось, что для Киева — самого «продвинутого» региона страны — важен идеологический, партийный маркер.

Технология против политологии

Нельзя сказать, что на Банковой не догадывались об особом характере настроений киевлян. Именно поэтому в столице была избрана технология маскировки истинных ставленников власти под независимых самовыдвиженцев. Кандидаты с официальным маркером «Партия регионов» были явно не фаворитами гонки. Еще один ход, придуманный как для Киева, так и для Киевской области, — делегирование на один и тот же округ большого количества достаточно известных кандидатов с не всегда идеальной репутацией, дабы распылить голоса протестного, но при этом информированного здешнего электората. Первая технология не сработала. Вторая сработала лишь частично, и то не из-за стараний власти, а из-за несогласованных действий по выдвижению кандидатов Объединенной оппозиции и УДАРа (правда, такая несогласованность также считается плодом интриг Банковой). Потому победа оппозиционных кандидатов во многих округах не выглядит безусловной. Но как по отдельным округам, так и в целом результат показателен: ставленник ПР не победил (пока что, а там — мало ли что ЦИК скажет при анализе «мокрых» протоколов) ни в одном округе столицы.

Киев как «зеркало украинской революции»

Оппозиция выиграла в Киеве не на позитивной тематике. Она ничего особого не предлагала киевлянам, как, впрочем, и практически всюду по стране. Она только критиковала власть. Жители столицы фактически додумали за оппозицию ее цели. Тем самым ответили на упреки в сытом конформизме, в неизлечимом «синдроме Черновецкого» и хронической неспособности офисного планктона выразить свое мнение.

Неужели столичный офисный планктон проснулся и проявил себя? Аналитики приводят несколько объяснений ситуации. Так, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский выделяет ряд факторов, которые способствовали киевскому феномену. Первый — связь менталитета столичных жителей с настроениями жителей центральной Украины и шире — сельской местности: «Киев — это город, в большинстве своем киевлян только во втором поколении. Они ментально укоренены в сельском укладе, выразителем которого по стране выступает оппозиция. Киевляне голосовали не за кандидата, а за факт его оппозиционности».

Киев не привык быть эксплуатируемым. А при донецких город ощутил себя захваченным и разграбляемым

Второе объяснение, предлагаемое Михаилом Погребинским, — феномен выбора киевской бюрократии. «Киев — на четверть город украинского чиновничества. Оно рассматривает украинскую националистическую идею как способ защиты от чужаков. Такая тенденция заметна еще с советских времен. Нынешнюю власть представители здешней элиты воспринимают как чужую на киевских холмах и таким выбором показывают свое отношение к ценностным ориентирам и стилю поведения «пришельцев». Инкорпорации киевской элиты в нынешний управленческий корпус почти не про­изошло — «киевские» вообще не присутствуют во власти».

Схожее объяснение у политолога Дмитрия Выдрина: Киев оказался во главе «сельско-мелкобуржуазного» тренда, подхваченного оппозицией.

Бунт «сытых и умных»

Кстати, об истинных и мнимых кандидатах. Власть в киевском случае сделала большую ошибку, поставив на остатки команды Черновецкого. Видимо, сработала надежда на воссоздание его сетевой структуры по работе с электоратом. Однако гречка киевлянам набила оскомину. Слишком уж одиозно и даже комично смотрелись «униженные и оскорбленные» Олесь Довгий и Александр Супруненко в качестве независимых кандидатов. То же касается и Виктора Пилипишина, из которого так и не удалось сделать «жертву режима», несмотря на вполне реальные уголовные дела против него. В случае же с Галиной Герегой должен был сработать механизм «аттракциона невиданной щедрости». Ее провал даже более показателен, чем того же Довгого. В любом ином округе столь влиятельный и богатый персонаж, как секретарь местного горсовета и владелец сети гипермаркетов, имел бы превалирующие шансы на победу. Киев показал, что достаточно незамысловатые технологии авральных работ по установке лавочек и асфальтированию дорог для киевлян не слишком важны по сравнению с идеологической позицией.

Однако «битва за Киев» на этих выборах выявила не только ошибки партии власти и политизированность жителей столицы, не только «неблагодарность» последних в отношении «кормящей руки» и избавление от иллюзий времен Черновецкого. Она показала, что призрак «бунта сытых» по-прежнему маячит над столицей. Здесь выражают недовольство не от голода, в том числе информационного. Здесь лучше знают цену каждому политику. Кроме того, Киев не привык быть эксплуатируемым, он привык напитываться кадрами со всей Украины и служить бизнес-инкубатором для них, давать социальные лифты и помогать самореализоваться. Но при донецких ситуация изменилась. Город ощутил себя захваченным и разграбляемым. Особый мир столичности был взломан сильными и бескомпромиссными «захватчиками». И оттого реакция киевлян на такую политику власти стала очень показательной.

Оценка материала:

5.00 / 5
Синдром Черновецкого: почему Киев показал «регионалам» красную карточку 5.00 5 5
Політика / Україна
 Павел Серов 11.11.2012 3402
Еще материалы раздела «Україна»