Бізнес
Ринки та компанії
Другого нет у нас пути: какая энергетика получает большую господдержку
По данным Всемирного фонда природы (WWF), до 2030 года Европа могла бы генерировать более 40% собственной энергии из возобновляемых источников, используя на 38% меньше энергии, чем в 2005-м, и сократив на 50% выбросы парниковых газов по сравнению с 1990 годом.
ЕС придерживается курса на альтернативную энергетику и имеет все предпосылки как минимум достичь запланированной 20%-ной доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе до 2020 года. Так, согласно отчету European Photovoltaic Industry Association (EPIA), общая установленная мощность солнечных электростанций, работающих по всему миру, превысила 101 ГВт. «Альтернативный курс» обретает глобальный характер: если в 2011 году в странах ЕС было инсталлировано 70% новых солнечных систем, то в 2012-м доля европейских стран сократилась до 55%.
Развитие ВИЭ — прежде всего, объективная необходимость и условие энергетической безопасности государств. Рост спроса на энергию составляет около 3% в год, что говорит о ее удвоении примерно каждые 35 лет. Традиционные источники истощаются в запасах и дорожают с каждым годом, именно поэтому рост спроса необходимо компенсировать возобновляемыми источниками энергии. Последние не только экологичны, но и демонстрируют тенденцию к снижению в цене.
Принятая в ЕС еще в 2007 году развернутая программа в области защиты климата, развития энергоснабжения и альтернативных источников энергии, получившая название «План 20–20–20», предусматривает сокращение до 2020 года выбросов парниковых газов на 20% до уровня 1999-го, на столько же должна вырасти в энергобалансе доля биотоплива и возобновляемых источников энергии, а энергопотребление, наоборот, — на 20% сократиться. ЕС рассматривает этот проект как своего рода образец для всего мира. На фоне сегодняшней 1%-ной доли ВИЭ в энергобалансе Украины очень амбициозными и смелыми, но вполне реальными выглядят планы нашей страны довести эту цифру как минимум до 11%, согласно обязательствам, взятым при присоединении к Европейскому энергетическому сообществу.
Европейское «за» и украинское «не знаю»
На фоне финансового кризиса, в еврозоне в частности, отрасль альтернативной энергетики чуть ли не единственная, которая показывает позитивную динамику роста и создает тысячи новых рабочих мест. В ЕС в сфере ВИЭ насчитывалось около 550 тыс. рабочих мест, из которых более половины обеспечено предприятиями «зеленой» энергетики одной только Германии. Президент Европейского союза альтернативной энергетики Райнер Хинрикс-Ральвес во время своего визита в Украину заявил: «Германия уже сегодня может похвастать тем, что более 80% ее населения поддерживают ВИЭ».
В Украине же небольшое социологическое исследование АВЭ «Альтернатива» показало, что каждый пятый готов внедрять возобновляемые технологии у себя в быту, еще столько же не определились. Но каждый третий вообще не знает о ВИЭ и о том, как их применять. Эти цифры очень ярко демонстрируют полярность между ЕС и Украиной и необходимость действовать и менять ситуацию.
На одну гривню, потраченную из госбюджета в отрасль ВИЭ, было привлечено 30 гривен инвестиционных средств
По словам Романа Зинченко, координатора Украинской сети энергетических инноваций Greencubator, «украинцы лишены права выбора между, возможно, пока что немного более дорогой, но «зеленой» энергией и традиционной. По сути нам навязывается обязательство обогащать монопольного энергопоставщика без каких-либо альтернатив. Именно поэтому нам необходима энергетическая революция, подобная той, которая произошла и продолжает определять развитие сектора информационных технологий. Только тогда, когда мы станем настоящими клиентами энергорынка, получим реальный выбор, сможем влиять на энергетику, быть активными участниками и даже производителями энергии, Украина сможет стать на путь энергонезависимости».
«Расходы и приходы»
Традиционно наиболее действенным механизмом стимулирования развития ВИЭ во всех странах мира является «зеленый» тариф или другая форма — «зеленые» сертификаты. Именно из-за него и других госстимулов ВИЭ подвергаются беспощадной критике, прежде всего со стороны лобби традиционной энергетики. Однако, согласно отчету Международного энергетического агентства, в 2011 году поддержка традиционных видов энергетики в шесть раз превысила поддержку возобновляемых. Главный экономист МЭА Фатих Бирол сообщил, что «глобальные субсидии на ископаемое топливо в 2011-м составили $523 млрд, обеспечивая стимул выбрасывать CO2-эквивалент по цене до 110 $/т. Субсидии на возобновляемые источники энергии составили в этом же 2011 году $88 млрд».
Аналитики из сиднейского филиала Bloomberg New Energy Finance обнаружили, что электричество из несубсидированных местным правительством возобновляемых источников энергии в настоящее время обходится дешевле, чем из недавно построенных электростанций на газе или угле.
У австралийцев появились наглядные доказательства того, что ВИЭ являются экономически более эффективными, нежели уголь или газ. Специалисты BNEF пришли к выводу, что строительство новых угольных электростанций в Австралии маловероятно и что экономика страны в будущем, скорее всего, будет развиваться за счет ВИЭ. В ближайшие десятилетия цены на уголь вырастут, а технологический прогресс позволит нивелировать прерывистый характер ветровой и солнечной энергетики, поэтому Австралия может стать одной из первых стран, чьи экономики будут целиком и полностью поддерживаться возобновляемыми источниками энергии.
По данным, предоставленным председателем Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Николаем Пашкевичем, за 2011–2012 гг. Украина привлекла в отрасль ВИЭ более 21 млрд грн. Это означает, что на одну гривню, потраченную из госбюджета, было привлечено 30 гривен инвестиционных средств. Сможет ли похвастать таким показателем традиционная энергетика (нефть, уголь, газ), которая получила в шесть раз больше государственных субсидий в мире, чем ВИЭ?
Наши реалии
Отечественная альтернативная энергетика в последнее время развивается значительно интенсивнее, чем традиционная. Согласно отчету Ernst & Young, в 2011 году Украина попала в рейтинг стран, наиболее привлекательных для вложений в возобновляемые источники энергии, а в 2012-м переместилась в нем с 30-го на 29-е место. Были предприняты очередные попытки обретения реальной энергетической независимости, 2012-й стал годом начала диверсификации источников снабжения страны энергией. В первую очередь стоит отметить принятие изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике», который впервые вводит «зеленый» тариф на электроэнергию из биогаза и произведенную бытовыми солнечными батареями и дифференцирует данный тариф для малых ГЭС. Документом было введено понятие «местной составляющей», что должно помочь развитию машиностроительного сектора Украины и созданию ряда сопутствующих бизнесов.
ЕБРР только в 2012 году выделил более EUR25 млн кредитных средств на финансирование проектов в сфере ВИЭ, причем общая цифра до конца 2013-го достигнет EUR1 млрд. В рамках поддержки энергетических проектов в конце прошлого года Украина получила очередной транш от Еврокомиссии в размере более EUR28 млн, то есть структурные реформы государства были одобрены ЕС. Таким образом, у нашей страны есть шанс занять ту нишу, которая освободилась в связи с замедлением развития отрасли в еврозоне и США. По крайней мере, для этого есть все возможности. Главное — создать здоровые условия работы, продолжать задействовать экономические стимулы для бизнеса и в то же время заручиться поддержкой населения.
Мнение экспертов
Олег Тарасюк, заместитель генерального директора Украинского государственного научно-исследовательского института нанобиотехнологий и ресурсосбережения Государственного агентства резерва Украины:
— Отсутствие альтернативной энергетики и энергосберегающих технологий на предприятиях и организациях системы госрезерва приводит к ряду негативных последствий. В частности, сейчас объем использованных энергоресурсов на единицу продукции в четыре-пять раз превышает показатели предприятий Евросоюза. Как результат — неконкурентоспособность и большие расходы на содержание. Только за 2011 год цены на электроэнергию для предприятий и организаций системы госрезерва выросли почти на 50%, на природный газ — почти на 63%. Предприятия и организации системы госрезерва обладают мощным потенциалом (большие территории, сырьевая база), который мог быть основой для внедрения современных проектов альтернативной энергетики. Подсчитано: экономическим эффектом в случае внедрения на предприятиях и организациях альтернативных видов топлива, по предварительным расчетам, может стать уменьшение расходов бюджетных средств почти на 30%, окупаемость такой программы не превысит трех лет.
На предприятиях центральной и южной Украины необходимо построить солнечные электростанции, что позволит, кроме собственного потребления, продавать электроэнергию по самому высокому в Европе тарифу (Украина — 5,05 грн за кВт•ч). С целью обеспечения собственных потребностей и получения возможности реализации электроэнергии оптимальная мощность может быть 0,7–1 МВт. Для внедрения проекта необходимо около 2 га земли. Экономия бюджетных средств при внедрении на предприятиях и организациях солнечной электроэнергии, по предварительным расчетам, может достигать 70%, окупаемость такой программы не превысит шести лет. Согласно закону Украины об энергосбережении, приоритетным направлением развития государства является оптимизация структуры энергетического баланса, в котором доля энергоносителей, полученных из возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, составит в 2015 году не менее 10% путем уменьшения доли импортируемых ископаемых органических видов энергоресурсов (в частности, природного газа) и замещения их альтернативными видами энергоресурсов (в том числе вторичными). Соответственно, предприятия и организации системы госрезерва нуждаются в проведении мероприятий по уменьшению энергозатрат, переходе на альтернативную энергетику, внедрении энергосберегающих технологий.
Александр Шипилов, заместитель председателя правления Мегабанка:
— В результате сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития по программе энергосбережения и энергоэффективности UKEEP «Мегабанк» профинансировал 14 кредитных договоров на сумму $12,1 млн. Участником проекта UKEEP «Мегабанк» стал в ноябре 2011 года, подписав соглашение на сумму $13,5 млн. UKEEP — кредитный продукт, разработанный ЕБРР для украинских частных компаний любого сектора экономики, желающих осуществить инвестиции в повышение эффективности использования энергии или создание источников возобновляемой энергии. В рамках программы предприятиям предоставляются кредиты на сумму не более $2,5 млн сроком до пяти лет. При этом 58% средств Мегабанк выдал предприятиям сельского хозяйства, 38% — энергетики и 5% — промышленности. Успех партнерства банка с ЕБРР зависел от нескольких факторов: в 2006 году финучреждение участвовало в пилотном проекте Международной финансовой корпорации (IFC), структуры Всемирного банка; мы удачно осуществили размещение акций на зарубежных площадках среди портфельных инвесторов; у нас прозрачная акционерная структура.
Мегабанк активно сотрудничает с международными финансовыми организациями. На сегодняшний день он реализует 17 международных долгосрочных программ в рамках заключенных кредитных соглашений с десятью инвесторами на сумму 1422 млн грн. В 2012 году ПАО «Мегабанк» и фонд Юго-Восточной Европы GGF Southeast Europe подписали пятилетнее кредитное соглашение о предоставлении банку средств в размере $10 млн для финансирования проектов в сфере энергоэффективности предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, а также предприятий общественного бизнеса.