Життя та Стиль
Автоклуб
Тормозной путь. Кризис снижает цены на иномарки
Компенсировать потери от падения спроса большинство автомобильных компаний будут за счет снижения цен. Автоконцерны отреагировали на негативные тенденции временной остановкой конвейеров.
Производители, и без того переживавшие не лучшие времена, терпят убытки на рынках США и Западной Европы из-за существенного снижения спроса. К примеру, потери американского автоконцерна General Motors только во II квартале 2008 года достигли $15,5 млрд. По данным J.D. Power Automotive Forecasting, в январе-сентябре 2008 года продажи новых машин в США снизились на 12,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Европе рынок просел на 5,1%.
Мировые автоконцерны отреагировали на негативные тенденции временной остановкой конвейеров. В сентябре не работали заводы Renault в Сандовиле и автоконцерна PSA Peugeot Citroеn в Мюлузе (Франция). В конце октября стояли предприятия Opel в германских Айзенахе и Бохеме, сокращенный рабочий день ввели на всех заводах компании в Великобритании и Испании. Всего концерн недовыпустит 40 тыс. автомобилей. Skoda Auto AS планирует закрыть на неделю три предприятия в Чехии, сократив производство на 13 тыс. машин.
Еще недавно низкий спрос на автомобили в США, Европе и Японии производители компенсировали за счет динамично растущего рынка БРИК (Бразилия, Индия, Россия и Китай). Но начиная со II половины 2008 года темпы роста продаж снижаются и в этом регионе. В августе продажи в Китае упали по сравнению с июлем на 6,24%, в Индии — на 1,41%. Постепенно падает спрос на автомобили и в России: если в начале года продажи росли на 50-60% в месяц, то в сентябре — лишь на 22%. Не оправдывает надежд автопроизводителей и украинский рынок. Первый месяц осени оказался таким же провальным, как и август: по сравнению с августом прошлого года продажи увеличились всего на 2%, тогда как в I полугодии рост был на уровне 22-23%.
Потребители начинают экономить, отказываясь от подорожавших кредитов, которые к тому же не спешат выдавать банки. По данным компании AUTO Consulting, к октябрю доля автомобилей, приобретенных в кредит, сократилась до 30%, в то время как еще весной этот показатель достигал 50%. Учитывая нынешний уровень автокредитования в Украине, в 2008-м будет продано 600-630 тыс. машин вместо прогнозируемых ранее 700 тыс., то есть по итогам года рынок вырастет на 15-20% после прошлогодних 60%.
Директор информационно-аналитической группы AUTO Consulting Олег Омельницкий прогнозирует, что спрос постепенно будет смещаться в сторону более дешевых моделей: «В кредит, скорее всего, будут брать машины стоимостью $20-25 тыс., а за наличные — автомобили в ценовом сегменте от $10 тыс. до $15 тыс.».
Снижение спроса на автомобили в первую очередь отразится на бизнесе мелких импортеров и продавцов. В частности, с украинского рынка исчезнет несколько малоизвестных китайских марок, занимающих около 0,5% рынка. Их доля распределится между более успешными соотечественниками — Chery, Geely, Great Wall, South East, BYD.
В связи с ухудшившейся конъюнктурой рынка корректируют свои программы и украинские автосборочные предприятия. О возможном снижении производства на 6-10% по итогам года заявили ЗАЗ и КрАЗ. При высокой степени затоваривания складов отечественные заводы могут последовать примеру европейских и американских производителей, остановив конвейер. Эксперты предполагают, что кризис в отрасли ускорит переход украинских автопредприятий с крупноузловой сборки из импортных машинокомплектов на мелкоузловую, а некоторые вообще начнут импортировать готовые автомобили.
Осенние распродажи
Привыкшие к ежегодному росту рынка на 30-35%, автокомпании явно не были готовы к работе в условиях стагнирующего спроса. «Сейчас дистрибьюторы пытаются понять, что происходит на рынке, чтобы разработать стратегию складов и эффективную технологию продаж. Но это не вопрос завтрашнего дня», — говорит генеральный директор центра «Атлант М Днепровская набережная» Сергей Гаврилко. По его мнению, до конца года никаких резких попыток что-либо изменить в своей деятельности импортеры предпринимать не будут, разве что приостановят финансирование расширения сетей. В 2009-м появятся только те центры, строительство которых начато. При этом дистрибьюторы, пока не отказавшиеся от планов создания новых точек продаж, скорее всего, смягчат требования к дилерам по открытию салонов.
В выгодном положении окажутся компании, которые смогут договориться с банками об открытии кредитной линии и добьются льготной ставки по кредитам (не более 12% в валюте) на свои автомобили.
Крутое пике Динамика продаж
автомобилей в мире, тыс. шт.
Компенсировать потери от падения спроса большинство автомобильных компаний, по-видимому, будут проверенным способом: за счет ценовой политики, но каждый по-своему. Как только начались колебания курса гривни, в автокорпорациях заговорили о повышении цен. «Разница между официальным курсом нацвалюты к доллару, установленным НБУ, и курсом, по которому мы рассчитываемся за автомобили с производителями, слишком велика. Мы не можем позволить себе долго покрывать ее за счет собственной маржи», — сетует генеральный директор компании «Тойота-Украина» Роман Кузьмин. По его словам, к повышению готовы практически все игроки рынка, останавливает одно: компании еще не знают, на сколько придется увеличивать цены. Цифры называют разные — от 8% до 12%. Впрочем, Олег Омельницкий считает, что до конца года импортеры и дилеры не решатся на пересмотр цен — для начала им нужно избавиться от 2-4-месячного запаса машин на складах.
Скорее всего, в условиях падения спроса большинство дилеров все же оставят цены неизменными, что уже подтверждается заявлениями ряда компаний. В частности, на фоне слухов о неизбежности грядущего подорожания выгодно смотрятся заявления дистрибьюторов Mazda и Nissan о сохранении стоимости своей продукции на прежнем уровне до конца года. Официальный импортер Mitsubishi в Украине Торговый дом «НИКО» тоже не меняет цены на автомобили в долларах, акцентируя внимание на том, что их стоимость рассчитывается по официальному курсу НБУ. А корпорация «АИС» и вовсе заявила о фиксации цен на легковые автомобили Citroеn, SsangYong и Geely в гривнях по курсу 4,85 UAH/USD. Игра на курсе действительно хороший маркетинговый ход — с учетом значительной разницы между официальным и межбанковским курсом нацвалюты по отношению к доллару покупатель может сэкономить до 10% стоимости автомобиля.
Некоторые дилеры продолжают предлагать скидки. Первая волна осеннего снижения цен началась в начале октября. В частности, один из дилеров Porsche снизил цены на 9%, а компания «Renault Украина» предлагает скидки (до 4%) на большинство своих моделей. В это же время снова снизила цены «КИА Моторс Украина». В AUTO Consulting считают, что остальные компании тоже попытаются в очередной раз привлечь покупателей акциоными скидками, но уже ближе к концу года.
В более выгодном положении по отношению к конкурентам находятся компании, в структуре которых есть монолинейные банки, специализирующиеся на автокредитовании. Впрочем, в Украине таких единицы. Самостоятельно кредитовать покупателей в состоянии дилеры Nissan и Renault — в Украине работают программы Nissan Finance и Renault Finance дочернего банка Renault Credit International Banque (альянс Renault Nissan). Недавно свою кредитную компанию «НИКО Капитал» открыл Торговый дом «НИКО».
Выиграют и те автомобильные группы, в структуре которых есть лизинговые компании (Илта, АИС). Во II квартале 2008 года рынок лизинговых услуг вырос на 47%, что вполне логично, учитывая уменьшение банками объемов автокредитования. Лизинговые компании сейчас всеми силами пытаются увеличить продажи за счет физлиц. Для повышения привлекательности продукта операторы рынка даже снизили размер ежемесячного лизингового платежа до кредитного. Однако автолизинг вряд ли станет для физлиц альтернативой автокредитования. Основная борьба между игроками рынка лизинговых услуг развернется за традиционных клиентов — корпоративный сегмент, в том числе частных предпринимателей, не получивших кредит на покупку автомобиля в банке.
Кстати, серые дилеры тоже разработали антикризисные программы. В ближайшие месяцы страну ждет наплыв американских автомобилей премиум-класса по сниженным ценам — в США из-за кризиса их никто не покупает.