Політика
Україна
Юрий Луценко: Партия регионов сможет выбирать только способ ухода – с Майданом или без
После освобождения из тюрьмы экс-министр МВД Юрий Луценко успел побывать в Польше и Германии, встретиться со многими симпатиками Украины в Европе. После возвращения в Украину в интервью Контрактам Юрий Витальевич рассказал о том, почему митинги оппозиции в рамках акции «Вставай, Украина» следует свернуть, в чем причина размножения тушек в рядах «Батькивщины» и о многом другом.
Совсем недавно внимание всего мира было приковано к протестам в Турции. Возможен ли у нас турецкий Таксим после разочарования Майданом?
Юрий Луценко: Последние годы активная часть населения страны пережила много разочарований в политике и политиках. Чтобы выйти из посттравматической фазы, необходимо не продолжать политику имитаций, а предложить людям понятную альтернативу государственному бандитизму ПР и план действий по смене власти. Урок Майдана в том, что смена президента не означает изменений в стране. Нужен план революционных преобразований на критических направлениях государственной политики и озвученная команда его исполнителей во главе с единым кандидатом в президенты от оппозиции. Только это может вернуть веру людей в свои силы. А вера миллионов неизбежно приведет к переменам во власти. ПР сможет выбирать только способ ухода – с Майданом или без.
Вы побывали в Германии, встречались там с политиками, о чем удалось договориться? Какими они видят пути освобождения Тимошенко?
Юрий Луценко: По просьбе немецкой стороны я встретился с ответственными за формирование политики отношений с Украиной. Темой разговора была необходимость подписания договора об ассоциации с ЕС, освобождение Тимошенко и консолидация украинской оппозиции. Формат этих консультаций не предусматривает публичные отчеты о сути бесед, но мне кажется, что мы думаем в унисон.
Знаете ли вы позицию самой Юлии Владимировны, если вдруг власти предложат ей выехать за рубеж на лечение? Она согласится?
Юрий Луценко: Я не считаю этичным комментировать подобные вопросы. Юлия Тимошенко должна быть на свободе. И для этого нужно продолжать давление на захвативших ее гангстеров не только извне, но, в первую очередь, внутри Украины. Мне очень не нравится инерционное, чтобы не сказать резче, поведение оппозиции в этом вопросе.
Недавно появилось письмо Тимошенко, в котором она призывает прекратить акцию «Вставай, Украина» и не выдвигать единого кандидата. Вы с ней согласны?
Юрий Луценко: После киевского митинга кампания оппозиции явно закончилась. Ее продолжение не даст эффекта. Тем более, что главный месседж столичного митинга означает фактически начало самостоятельного похода всех соискателей президентской булавы. Я считаю это ошибкой. Свалить власть, которая выстроила мощнейший союз послушного чиновничества, силовиков, криминала и олигархов можно лишь посеяв среди них неверие в победу Хозяина. Тогда чиновник начнет сачковать, милиционер саботировать, а олигарх договариваться. Достичь этого тремя кандидатами с 10-15% нереально. Нужен кандидат с уровнем стартовой поддержки в 25-30%. Именно так мы выиграли в 2004-м. Идя другим путем, мы проиграли в 2009-м.
Митинги 18 мая показали, что власть при поддержке силовиков готова на любые провокации, как будет действовать оппозиция в таких условиях жесткого пресса?
Юрий Луценко: Единственное противоядие подобным провокациям – массовая поддержка людей. Это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда они почувствуют, что речь идет не о смене таблички на дверях главного кабинета страны, а о смене Системы. Возродить силу народа образца 2004 года способен понятный План новой страны, единый лидер с единой командой. Это не только ключ к победе на избирательных участках, но и смысл уличной защиты результатов волеизъявления, без которого победы над правящей мафией не достичь.
Не кажется ли вам, что властям удалось несколько маргинализовать Тимошенко с помощью тех же видеозаписей «еду, не еду в суд» и других?
Юрий Луценко: Не кажется. Я регулярно крещусь.
Недавно Конституционный суд решил, что выборы мэра Киева пройдут в 2015 году. Как вы думаете, это окончательный вариант или возможны еще какие-то изменения, оппозиция ведь говорит, что суд «ударил в штангу» и законодательных запретов на выборы в октябре 2013 года нет?
Юрий Луценко: Одно из критических условий подписания договора об Ассоциации – принятие Избирательного кодекса, задача которого прекратить вечные переписывания правил игры перед каждыми выборами. Что касается конкретно киевской ситуации, то лучшим ответом оппозиции на шулерскую игру ПР давно должно было стать выдвижение согласованного кандидата от оппозиции. То, что этот процесс идет со скоростью построения коммунизма в Монголии, – плохой знак не только для киевлян, но и для всех избирателей демократической оппозиции.
Вы не стесняетесь открыто критиковать представителей оппозиции, недавно прошлись по Николаю Катеринчуку и Николаю Мартыненко. Кого из узнаваемых лиц оппозиционного лагеря считаете засланными казачками?
Юрий Луценко: Засланные казачки – производная проблема от существующего центра тушканизации в руководстве оппозиционной фракции. Позорно не только то, что он есть, но то, что он комфортно себя чувствует при каждой новой грязной волне.
Юрий Луценко: важно поменять не только фамилию следующего президента, но и систему власти в Украине. Проверено Ющенко
В чем вы видите причину появления тушек в парламенте? Почему из «Батькивщины» бегут депутаты?
Юрий Луценко: В общем, причина понятна – выборы в нашей стране стоят заоблачно дорого, средний класс разорен, оппозиция вынуждена искать не самых чистоплотных спонсоров. Все это я понимаю, но все же думаю, что на последних выборах можно было обойтись без привычных бигбордов и роликов, пойти непосредственно к людям и продемонстрировать бедную, но честную команду.
То, что Тимошенко может выйти на свободу и принять участие в выборах 2015 года все больше похоже на фантастику в нынешних условиях, кому из нынешних лидеров симпатизируете больше всего?
Юрий Луценко: Я симпатизирую объединению кандидатов в единую победную команду.
В каких вы отношениях с Петром Порошенко, ведь он активно сотрудничал с властью, даже был в правительстве Азарова, а сейчас говорят, что он может стать единым кандидатом от оппозиции на выборах мэра Киева?
Юрий Луценко: Я считаю Порошенко человеком, сделавшим себя. Он имеет огромный опыт производственника, украинского и европейского политика. Наши позиции не всегда совпадают, но мы всегда говорим друг другу правду. В случае выдвижения его кандидатуры оппозицией, Порошенко не только способен победить, но и быть достойным мэром столицы.
Не боитесь сейчас так же остро критиковать Януковича, он ведь натура впечатлительная, может и не выдержать критики и приказать опять вас засадить?
Юрий Луценко: Я уже говорил, что вышел из малой тюрьмы в большую. Боюсь единственного – не оправдать возлагаемых на меня надежд по разрушению этой всеукраинской Бастилии. При этом очень важно понимать, что критика Януковича не должна заменять собой задачи смены всей системы, которая его взрастила. Важно поменять не только фамилию следующего президента, но и систему власти в Украине. Проверено Ющенко.
Вы постоянно говорите, что не нуждаетесь в должности и не будете добиваться бонусов для себя. Если предложат снова возглавить МВД, пойдете?
Юрий Луценко: И в 2004, и в 2007 я шел на передовую политического противостояния без единой мысли о посте министра. Не думаю об этом и сейчас. Это не политкокетство. После тюрьмы я правда не чувствую вкуса к власти. Оттуда это все выглядит таким мелким и суетливым, что я не хочу думать о должностях. Хочу лишь быть причастным к осознанию гражданами своего неотъемлемого права на человеческое и национальное достоинство в своей стране.
Вы говорите, что не будете мстить, неужели вам не хочется полюбоваться на прокуроров Кузьмина, Лобаня, Зинченко, Клименко и судей Вовка, Царевич и Медушевскую за решеткой?
Юрий Луценко: Я и фамилии эти уже позабыл. Только неуемная агрессия и смешные международные эпистолярные потуги Рената Кузьмина не позволяют мне забыть и этого персонажа из средневековья.
Заключение в тюрьме сделало вас известным на всю Европу политиком, как думаете распорядиться этой славой?
Юрий Луценко: Мне важнее, что у меня есть возможность работать и быть поддержанным людьми в Украине. Это придает сил и определяет чувство колоссальной ответственности. Интерес со стороны международного демократического сообщества я также ценю. Хотя это скорее не интерес ко мне лично, а интерес к новому формату оппозиционной деятельности, которую я предлагаю.
В тюрьме вы писали дневник, собираетесь ли перевоплотить его в мемуары?
Юрий Луценко: Нет, мне кажется, что мемуары действующего политика не могут быть честными. А вот книгу-диалог о пережитом, о выводах и планах я с удовольствием обсудил бы с умным соавтором-собеседником.
Леонид Приступлюк по-прежнему ваш водитель? Квартиру у него не отняли?
Юрий Луценко: Так в этом же была одна из хохм пошлого Печерского балагана: в связи с якобы незаконной выдачей квартиры водителю суд принял решение мою квартиру конфисковать, а его - оставить. Вот уж точно мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!
Как провожали вас сидельцы в Макошино?
Юрий Луценко: Вслух говорили, что рады за меня. В глазах читалась кроме этого и понятная зависть. Наверное, были и такие, кто вздохнул с облегчением. Я был нелегким испытанием для тюремного начальства.
В исполнительной службе намекают, что у вас так и не конфисковали имущество. Есть ли угроза, что судебные исполнители еще могут нагрянуть к вам домой?
Юрий Луценко: Все, что могли, они уже изъяли. Квартиру удалось отстоять через суд, как имущество, нажитое в совместном браке. А угроз бояться – в Межгорье не ходить.
О чем больше всего жалеете за время, проведенное в тюрьме?
Юрий Луценко: По упущенным годам общения с семьей. Хотя понимаю, что это – плата за ошибки и цена принципиальности.
Оценка материала:
Юрий Луценко: Партия регионов сможет выбирать только способ ухода – с Майданом или без Александр Шахов 26.06.2013