Колонки
Виталий Портников
Ходорковский неизбежен: почему Курченко не отвечает нашему идеалу бизнесмена
Юбилей бывшего российского олигарха Михаила Ходорковского, продолжающего отматывать срок без особой надежды на освобождение, совпал с очередным украинским изумлением по поводу новой покупки Сергея Курченко.
Теперь ворвавшемуся на отечественный рынок предпринимателю, которого наблюдатели связывают с Семьей президента Януковича, понадобился «Украинский Медиа Холдинг». И общественное мнение недоумевает: какая наглость! Какая наглость покупать непрофильный бизнес, даже не понимая, как он управляется, — будто у Курченко когда-то был действительно профильный бизнес, и мы точно понимаем, в чем он разбирается на самом деле. Какая наглость выдавать себя за крупного предпринимателя с большими деньгами в 27 лет — будто не все равно, в каком возрасте ты получил доступ к ресурсу, тут большого ума не нужно ни в 27-летнем, ни в 67-летнем возрасте, дерибань себе в охотку. Ну хорошо, согласимся с тем, что Курченко уж явно не отвечает нашему идеалу бизнесмена. Отвечает, наверное, Ходорковский. Мы бы хотели, чтобы бизнесмены были такими: с понятными источниками доходов, с проникновенным взглядом, с презрительным отношением к власти, чтобы они писали программные статьи о том, какой должна быть политика и экономика... Необязательно, конечно, чтобы они были героями, хотя тоже хотелось бы. Словом, Ходорковский!
Но, позвольте, позвольте. Давайте обратимся к тому периоду, когда Михаил Борисович был просто Мишей. Так вот, Миша Ходорковский возглавил «Менатеп» ровно в 27 лет. Вы, конечно, можете сказать, что в 1990 году все было совершенно иначе, что люди занимались бизнесом сами, что им не нужна была поддержка партийных, комсомольских, правительственных и гебистских структур — и как человек, который как раз в те годы был женат на дочери одного из первых советских предпринимателей и находился внутри среды первопроходцев, я просто поаплодирую вашей мифологизированной наивности. Но «Менатеп» — это же было только начало действительно большого бизнеса. Самым значительным достижением Ходорковского была покупка на аукционе «ЮКОСа» — первой по запасам нефти нефтяной компании России, за которую было уплачено $309 млн — сумму, вполне сравнимую со средствами, которую Курченко заплатил за УМХ, с той только разницей, что журналы с газетами — не нефть.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Аукцион, конечно, был условностью — к участию в нем не были допущены иностранные участники и куда более солидный претендент в лице консорциума ведущих банков России. Фраза одного из менатеповских менеджеров: «ЮКОС» будет нашим», сказанная еще до аукциона, вошла во все биографии Ходорковского как ярчайшая иллюстрация пренебрежения к цивилизованным законам ведения бизнеса. Можно ли было провернуть такую операцию без поддержки власти? Да никогда в жизни. Все прекрасно понимали: сила Ходорковского в том, что он с этой властью нашел общий язык и становился своим в формирующейся тогда Семье президента Бориса Ельцина. Но если кто-то решит, что я его за это упрекаю, то он очень ошибется. Потому что никаких других правил ведения бизнеса в России тогда не было и нет. И Ходорковский ничем не отличался и не отличается от Абрамовича, Вексельберга, Гусинского, Березовского, Ковальчуков, Фридмана, Пугачева и прочих существующих и закатившихся звезд российской олигархии. И утверждать, что отличие в том, что Ходорковский сумел правильно распорядиться полученным, тоже было бы неверно. Гусинский создал первый в России медиахолдинг с нуля, Фридман и Авен — успешный банк. Но успех все равно базировался на умении быть своим с властью, нужным ей, получать доступ к ресурсу, выигрывать условные конкурсы... Украинский олигархат, кстати, развивался по тем же правилам, и в этом смысле Курченко ничем не отличается от Ахметова, Пинчука, Коломойского, Александра Януковича, Боголюбова, Фирташа... Курченко просто только начинается, это Ходорковский середины 1990-х.
Тот Ходорковский, который кажется многим идеалом бизнесмена, начался тогда, когда во взаимоотношениях внутри власти произошел раскол. Может ли Курченко стать украинским Ходорковским? Да легко. Вот представим себе, что в 2015 году Виталий Кличко при поддержке оппозиции и части олигархов побеждает на президентских выборах. Кого после этого тронут из нынешнего президентского «семейства»? Александра Януковича? Очень сомневаюсь. Самого президента? Зачем? Захотят прежде всего поделить то «семейное» богатство, которое записано непонятно на кого. И арест Курченко, который к тому времени будет казаться вполне классическим «олигархом», только ранним, станет великолепным доказательством того, как новый президент борется с олигархами, притом что все остальные ветераны олигархических войн останутся при своем и растащат «собственность Курченко».
Ну а если Кличко не победит? Если Януковичу удастся удержать власть? Тогда украинским Ходорковским станет не Курченко, а кто-нибудь постарше.
Оценка материала:
Ходорковский неизбежен: почему Курченко не отвечает нашему идеалу бизнесмена