Бізнес
Ринки та компанії
Свобода быть предпринимателем
Быть владельцем бизнеса — это ответственность 24 часа в сутки и одновременно внутренняя свобода, ради которой можно смириться с очень многими трудностями, уверена Алла Савченко, основатель и президент аудиторско-консалтинговой компании BDO в Украине.
- Made in Ukraine: датська компанія виготовлятиме в Україні систему керування вікнами для експорту в понад 70 країн
- "Викинув 4 тисячі співробітників": Арестович прокоментував відмову Ахметова від медіабізнесу
- Favbet сплачує податки до держбюджету, не працює в рф і білорусі та не приймає ставки від громадян цих країн
Алла, какие качества нужны, чтобы стать предпринимателем? Как и когда вы начинали свой бизнес?
Алла Савченко: Моим первым бизнесом была разработка программы по оптимальной раскройке шин для белоцерковского завода. Так что свою первую тысячу рублей, которая тогда была больше тысячи долларов, я получила за три-четыре года до перестройки. Тогда я и поняла, что у меня предпринимательский склад характера. Я — лидер с детства, и это уже не переделаешь. Мама рассказывает, что еще будучи ребенком, я заявляла: «Или я главная, или я не играю».
Ваше первое предприятие называлось «Баланс». Почему?
Алла Савченко: Мы с моим партнером Владимиром Дудником долго думали, но остановились на «балансе». Слово многослойное: и баланс жизни, и баланс интересов, и бухгалтерский баланс. Это слово мне до сих пор нравится. Мы начали с программного обеспечения, а потом вошли в консалтинговый бизнес — придумали такую форму взаимодействия с нашими клиентами — «Клуб бухгалтеров». По сути мы шли за рынком, как я это сейчас понимаю: нашли своих клиентов и выясняли у них же, что им нужно, и давали им это. Потом была создана газета «Баланс», которая стала очень популярной: в лучшие годы ее тираж был 68 тыс. экземпляров.
В это же время начал формироваться аудиторский бизнес. И мы, в первых рядах, зарегистрировали аудиторскую фирму и уже через несколько лет вошли в состав международной аудиторско-консалтинговой сети BDO, которая тогда была шестой в мире.
Вы самостоятельно вели переговоры с ВDO?
Алла Савченко: Да, совершенно самостоятельно. Хотя английский на тот момент я не знала вообще. Это было серьезное испытание — хорошо помню, как я впервые присутствовала на заседании международного совета BDO, где оказалась второй женщиной и при этом самой молодой — мне было около 30, а остальным партнерам — около 60. После этого я на последние деньги поехала в Лондон учить английский. Кстати, английский постоянно совершенствую — почти каждое лето еду в специализированную школу или индивидуально занимаюсь с преподавателем, но обязательно окунаюсь в языковую среду.
Вы занимаетесь операционным управлением в своем бизнесе?
Алла Савченко: Нет, я всегда нахожу операционного директора, который лучше меня разбирается в аудите или в другом бизнесе — издательском или программировании. Я всегда отвечаю за стратегию, но регулярная операционная работа — это не мое. Я быстро это поняла и всегда нанимала операционных директоров. Поэтому, наверное, столько бизнесов и удалось в итоге создать.
Вы вышли в свое время из газетного бизнеса, сосредоточившись на аудите, но позже создали бизнес-издательство «Баланс Бизнес Букс». Вы и сегодня считаете книжный бизнес перспективным?
Алла Савченко: Нет, первым нашим бизнесом была разработка программного обеспечения, и я всегда верила, что у него в Украине будут большие перспективы. Но вы правы — люди всегда будут читать. Только сейчас мы полностью пересматриваем стратегию и уходим в диджитал — оцифровываем книги. Издательство «Баланс Бизнес Букс» — это очень интересный проект: мы его создали с нуля и сразу правильно. Не интуитивно, а правильно — создали стратегию, пригласили польского эксперта, который нас обучал. Этот бизнес сразу имел большую долю аутсорсинга: у себя мы сосредоточили только развитие бренда, каналы продаж, контроль качества, маркетинг, выбор книг. Я сама до сих пор люблю выбирать, какую книгу лучше перевести. Но многие функции мы отдали на аутсорсинг — например, перевод, верстку, печать.
Алла, вы говорили, что аудит — это работа для мужчин, потому что нужно, по сути, жить в поездах и самолетах, в постоянных командировках. А как вы выдерживаете такой ритм?
Алла Савченко: Да, аудит — это очень подвижный вид деятельности. Клиент не спрашивает, где ты, а говорит: мне завтра необходимо встретиться. Я уже в течение шестнадцати лет живу в самолетах, поездах, машинах. Во многих украинских аэропортах и вокзалах я знаю, где находится медпункт и где можно нормально поесть или сделать прическу. Муж и дочь привыкли и помогают, чем могут.
Ваша семья тоже вовлечена в бизнес?
Алла Савченко: Муж — в книжном бизнесе, занимается техническими и производственными вопросами издательства. Дочь мне помогает в вопросах маркетинга, управления персоналом в рамках BDO. Я очень горжусь своей семьей. Это самое ценное, что у меня есть.
Наши предприниматели и топ-менеджеры часто руководствуются принципом: «Хочешь сделать хорошо — сделай сам». Вы тоже ему следуете?
Алла Савченко: Нет, этот принцип не для меня. Важно сосредоточиться на том, в чем ты лучший. А все остальные вопросы — сервиса, продвижения — поручить профессионалам. Почему BDO в Украине сейчас в лидерах? Потому что я сразу строила бизнес как большой. Нельзя спонтанно создать компанию лидера бизнеса — нужно создавать стратегию и видение лидера изначально. Если не стремишься и цель не ставишь, то ничего и не получится. Владельцы и топ-менеджеры должны заниматься стратегией, а не мелочами. Это слишком дорого — размениваться на мелочи.
Вы разделяете менеджмент на мужской и женский?
Алла Савченко: Есть разные типы и стили менеджеров, но они не отличаются для мужчин и женщин Хотя признаю, что у женщин лучше развита интуиция. Мы часто обладаем стратегическим видением, потому что привыкли думать о детях и внуках и поэтому имеем более длинные горизонты планирования.
Вы могли бы быть наемным сотрудником?
Алла Савченко: С трудом. У меня был опыт в молодости, когда я успела поработать с разными начальниками еще в советское время, и точно знаю, что не могу выполнять чьи-то решения, если я с ними в корне не согласна. Для меня очень важно иметь возможность принимать собственные решения и нести за них ответственность. Кроме того, более чем за 20 лет в бизнесе я уже привыкла к достаточно большому уровню свободы.