Бізнес
Ринки та компанії
Автокатастрофа: как госрегулирование и защита отечественного производителя похоронили автомобильный рынок
За 11 месяцев 2013 года продажи новых легковых автомобилей сократились более чем на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го.
«2013-й стал самым форс-мажорным годом для автомобильного бизнеса, — утверждает председатель правления компании «Рено Украина» Ян Птачек. С ним соглашается и генеральный директор «Ниссан Мотор Украина» Андрей Нестеренко: «В таких условиях работать некомфортно! На моей памяти это первый год, когда продажи от месяца к месяцу отличаются более чем на 40%». В 2013 году украинские власти инициировали ряд решений, которые дестабилизировали ситуацию на авторынке. Весной-летом покупателей будоражили новости о введении спецпошлин на импортные авто и утилизационного сбора, а осенью — слухи об их отмене. Сначала, опасаясь резкого подорожания машин, украинцы бежали в автосалоны за покупками, а позже — в надежде на снижение цен — отказывались от идеи приобрести новую легковушку. В итоге за 11 месяцев 2013 года продажи новых легковых автомобилей сократились более чем на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го.
Двойной удар
Первый мощный удар авторынку нанесли 13 апреля. В этот день вступило в силу решение Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) о введении специальных пошлин на импортные машины с бензиновыми двигателями объемом 1–2,2 л в размере от 6,46% до 12,95% сроком на три года. «От спецпошлин проиграли все, — утверждает директор отделения стратегического развития международного автомобильного холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко. — Выбор стал меньше, поскольку отдельные модели или комплектации перестали завозить в Украину, потребители платят больше, импортеры и дилеры потеряли из-за сокращения продаж, а государство — из-за недопоступления налогов». В мае–июне авторынок едва достиг результата в 15 тыс. проданных машин в месяц, тогда как в марте, накануне введения спецпошлин, автопродажи превысили 19 тыс., в апреле — 25,8 тыс. ед. Чтобы выжить в новых условиях, автоимпортеры начали кардинально пересматривать стратегию продаж: одни (к примеру, Nissan, Renault, Ford) переходят на дизельные двигатели или бензиновые моторы меньшего объема, другие — снижают свою доходность.
Очередная шоковая терапия ожидала авторынок летом. 4 июля народные депутаты приняли два закона: «Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств». Документы предусматривали введение в Украине с 1 сентября нового налога на автомобили — экологического или утилизационного сбора. Величина налога рассчитывается с учетом базовых ставок и корректирующих коэффициентов, привязанных к объему двигателя и сроку эксплуатации. При этом отечественные производители освобождаются от его уплаты под гарантии создания утилизационных мощностей. «Если введение спецпошлин пытались хоть как-то обосновать, то с утилизационным сбором получилась абсолютно нелепая ситуация: в августе Украина присоединяется к судебному иску ВТО против России по введению страной утилизационного сбора, а в начале сентября уже сама вводит утилизационный сбор», — удивляется логике правительства Андрей Нестеренко.
Чтобы компенсировать негативные последствия от нововведения для своего бизнеса, импортеры максимально увеличили запасы «доутилизационных» (ввезенных в Украину до 1 сентября. — Прим. ред.) автомобилей на своих складах. Впрочем, большую часть запасов распродали уже в августе. Боязнь еще большего подорожания машин спровоцировала очередной бум на авторынке. «Введение очередных поборов заставило покупателей расстаться с деньгами раньше, чем они планировали», — констатирует Алексей Терещенко. По данным AUTO-Consulting, в августе авторынок установил рекорд продаж за последние 4,5 года — 26,2 тыс. ед., а по сравнению с июлем вырос на 46%.
Осторожно: падаем
Результат 2014 года для авторынка вообще мало предсказуем
Впрочем, радовались автодилеры недолго: уже в сентябре продажи новых машин сократились почти на 50% по сравнению с августом — до 13,37 тыс. ед., в октябре было продано 15,33 тыс. машин, в ноябре — менее 15 тыс. «Безусловно, цены выросли, и продажи, соответственно, пошли на спад, — говорит генеральный директор компании «АВТ Бавария» Александр Тимофеев. — Это закономерно и обусловлено поспешным и непродуманным введением утилизационного сбора». По словам Александра Тимофеева, закон, принятый депутатами 4 июля, противоречит также и всем нормам ВТО, так как должен быть применим как к импортируемым в Украину автомобилям, так и к машинам отечественного производства. Более того, ни спецпошлины на иномарки, ни утилизационный сбор так и не выполнили своей «супермиссии» — существенно не простимулировали рост продаж автомобилей, собираемых в Украине. «Продажи ZAZ в сентябре, уже в условиях двойных заградительных барьеров в виде спецпошлины и утилизационного сбора, составили 1395 автомобилей, тогда как в марте, перед началом строительства упомянутых «заборов», составляли 1320 ед., а в сентябре 2012-го — 1586 машин, — говорит Алексей Терещенко. — Это просто еще раз доказало, что причины неконкурентоспособности отечественных автопроизводителей лежат не в ценовой плоскости». По словам директора департамента маркетинга и рекламы «НИКО Менеджмент» Ярослава Вовка, украинцы, лишенные возможности приобрести качественные импортные авто из-за их дороговизны, либо совсем отказываются от покупки, либо переориентируются на б/у сегмент.
Игроки отечественного авторынка не берутся давать точный прогноз на 2013 год. К примеру, отдельные импортеры и дилеры уже заявили, что не выполнят планы по продажам: кто — на 5–8%, кто — на 10% и более. Поэтому эксперты очень сдержанны во мнениях: в лучшем случае продажи автомобилей, как они считают, останутся на уровне 2012-го (217,6 тыс. ед.), но скорее всего снизятся на 8–13% — до 190–200 тыс. авто. А вот результат будущего года вообще мало предсказуем. У импортеров и дилеров была одна надежда на подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, которое впоследствии могло бы привести к снижению или даже отмене спецпошлин и утилизационного сбора. Но не тут-то было… Пока что дилеры продолжают завлекать покупателей, предлагая автомобили по акционным ценам, в рассрочку или кредит. Впрочем, при условии сохранения нынешних ставок утилизационного сбора и спецпошлин уже с нового года цены на иномарки существенно возрастут, а автомобили в Украине снова станут роскошью.
Оценка материала:
Автокатастрофа: как госрегулирование и защита отечественного производителя похоронили автомобильный рынок Ольга Вилик 13.01.2014