НОВИНИ ДНЯ: Мокрий сніг і різкі перепади температури: яку погоду в Україні очікувати 23 листопада  У РФ припинили польоти половина літаків Airbus: у чому причина  Нові відстрочки, МСЕК та реєстр для військових. Як зміниться мобілізація в Україні  На вихідних Україні прогнозують від -4 до +13, у суботу - дощі з мокрим снігом  З натяком на Storm Shadow. У ЗСУ підтвердили удар по командному пункту в Курській області  Путін визнав удари ATACMS та Storm Shadow по Росії  Велика Британія готова воювати з РФ у Східній Європі: генерал назвав умовувсі новини дня
Політика
Україна
 Вилен Веремко 21.01.2014 50847

Закон о диктатуре: почему после вступления в силу одиозных законов без санкции власти нельзя будет даже дышать

За движение в колонне из более пяти авто – лишение прав на два года, участие в акции протеста в маске или шлеме, установка палатки – 15 суток ареста. За распространение «экстремистских материалов» – за решетку на три года, за клевету – ограничение свободы на два года, за призыв к смене власти – семь лет. Это лишь некоторые нормы одного из принятых 16 января с невиданными нарушениями закона №721-VII «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройство и статус судей» и процессуальных законов относительно дополнительных мероприятий защиты безопасности населения». Закон вступил в силу с сегодняшнего дня.

И никаких акций протеста

Закон вносит ряд изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Так, ст. 122 КоАП дополнена ч.5, которая устанавливает ответственность за движение водителя в колонне из более пяти транспортных средств без согласования условий и порядка движения с ГАИ, что привело к созданию препятствий для дорожного движения. За это предусмотрен штраф 680-850 грн или лишение права вождения на срок от одного до двух лет.

Один из авторов закона Владимир Олейник признал, что норма принята для ограничения автомайдана. «Не может же быть так, что по 200–300 автомобилей двигаются как угодно», - пояснил он.

Общественность возмущена. Теперь без санкции ГАИ нельзя даже организовать свадьбу. Пока непонятно, как новая норма будет реализовываться на практике. Неизвестно, как будут определять колонну: будет ли таковой считаться поток в пробке, стоит ли считать колонной автомобили без включенного ближнего света (что предусмотрено п.25 ПДД) и пр. Также стоит отметить, что нарушение наступает лишь если колонна препятствует дорожному движению. Впрочем, определять факт препятствования будут гаишники по собственному усмотрению.

В ст.185-1 КоАП установлена ответственность за проведение с нарушениями (не санкционированных) собраний, митингов, уличных походов и демонстраций в том числе, возле органов власти, учреждений, организаций, жилья или иной собственности лиц. За это оштрафуют на 1700-3400 грн либо арестуют на срок до 10 дней. За повторное нарушение – штраф 4250-8500 грн. кроме того, статью дополнено ч.3, которой запрещено участие в массовых мероприятиях в маске, шлеме или с использованием «других средств или способов маскировки». Также запрещено наличие у митингующих открытого огня, пиротехники, оружия, спецсредств самообороны, баллончика с газом, легковоспламеняющихся веществ, «заготовленных предметов для совершения противоправных действий». Нельзя без разрешения милиции ходить в одежде, похожей на форму милиционеров или военных. За это наложат штраф в 2550-4250 грн, либо предусмотрен арест на срок до 15 суток. За размещение без разрешения милиции для проведения митингов, сборов и т.д. палаток, других конструкций и малых архитектурных форм, сцен, усилителей звука - штраф в 4250-5100 грн, либо арест на 15 суток.

Таким образом, власть придумала, как защититься от акций протестов, пикетов госучреждений и даже своих личных владений. Абсурдным выглядит запрет масок, шлемов и «других средств маскировки», под понятие чего может попасть что угодно – хоть шапка, хоть шарф, и даже если вдруг человек закашлявшись, прикрыл ладонью рот - это уже можно рассматривать как способ маскировки. По новому закону мужчину могут задержать уже за то, что он прикурил сигарету, а женщину - за пилку для ногтей в кармане, которую можно посчитать «наперед заготовленным средством обороны». Любой прохожий в куртке черного, синего или цвета хаки тоже может оказаться вне закона.

Согласно новой редакции ст. 185-2 КоАП, административной ответственности подлежит любое лицо, за предоставление для проведения с нарушениями собраний, митингов и т.д. помещений, транспорта, технических средств, либо создание других условий для организации и проведения упомянутых мероприятий. Санкция - 5100-10200 грн штрафа или арест на срок до 10 дней. То есть, теперь под действие статьи попадут все, кто подвозит людей на Майдан, предоставляет им ночлег и т.д. Оштрафовать или арестовать могут даже за принесенный на митинг мегафон.

Охота на «экстремистов» и «клеветников»

Также внесены изменения в Уголовный кодекс. В частности, ужесточается ответственность за действия, направленные на насильственное изменение или свержение власти (ст.106 УК). Ранее публичные призывы к совершению такого преступления, а также распространение материалов с соответствующими призывами карались лишением свободы на срок до трех лет. Теперь за подобные деяния срок увеличен до пяти лет. А если призывы совершаются повторно, группой лиц или с использованием СМИ, можно загреметь за решетку на семь лет. Очевидно, данную норму планируют применять к оппозиционным политикам. В том числе, народным депутатам. Ведь параллельно с рассматриваемым законом были внесены изменения в регламент ВР, согласно которым депутата можно лишить неприкосновенности за пять дней по представлению генпрокурора. Под огонь, очевидно, попадут и неугодные СМИ.

Более того, кодекс дополняется ст.110-1 «Экстремистская деятельность». За изготовление, хранение или распространение экстремистских материалов, в том числе через СМИ, интернет, соцсети, использование или демонстрацию экстремистских материалов на митингах и т.д., публичные призывы экстремистского характера, а также финансирование указанных действий и способствование их организации теперь будут карать штрафом 3400-13600 грн. За повторные подобные действия – штраф 17000 – 51000, а могут и посадить на срок до трех лет. При этом экстремистскими материалами являются документы на любых носителях, содержащие призывы, обоснования, оправдания необходимости насильственного захвата власти, незаконного вмешательства в деятельность власти и др., призывают к разжиганию социальной, расовой, национальной, религиозной вражды, осуществлению массовых беспорядков, хулиганских действий и пр.

По сути, статья дублирует другие статьи УК (ст. 109 – насильственный захват власти, ст. 110 – посягательство на территориальную целостность, ст. 161 – нарушение равноправия граждан, ст. 300 – распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости и т.д.). Это расширяет возможности правоохранителей и судов манипулировать, применяя те или иные статьи, в зависимости от необходимости в разных случаях.

Также вводится новая ст.151-1 УК «Клевета». Таковой определено умышленное распространение заведомо недостоверных ведомостей, которые порочат честь и достоинство другого лица. За это предусмотрен штраф до 850 грн или общественные работы на срок до 200 часов, или исправительные работы на срок до одного года. Но если клевета в произведении, которое публично демонстрируется, в СМИ или интернете – штраф уже до 5100 грн, либо общественные работы на срок 150-240 часов, или исправительные работы на срок до года. Еще хуже, если клевета заключается в обвинении в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления – исправительные работы на срок от одного до двух лет или ограничение свободы на срок до двух лет. УК СССР 1960 г., содержал ст. 125 «Клевета», однако она была отменена в 2001 году по требованиям Совета Европы. Возможно, лоббистам данной нормы надоели постоянные расследования журналистов, к примеру, об их нетрудовых доходах и пр. Заметим, что любое лицо, считающее, что о нем распространяют ложную информацию, может отсудить у обидчика моральный и имущественный вред в рамках гражданского производства. Но там истцу придется самостоятельно доказывать ложность информации. Теперь все проще. В рамках уголовного производства клевету будут доказывать правоохранительные органы. Кроме того, к новой норме остается немало вопросов: в каких случаях ответственность будет нести автор статьи, редактор либо автор цитат, о каких произведениях идет речь (текст, картина, скульптура, музыка и т.д.), как доказывать умысел распространения недостоверных ведомостей (если распространитель считал, что ведомости достоверные) и пр.

Суды и милиция под защитой

Законодатель защитил правоохранителей. Усилены санкции за сопротивление сотрудникам правоохранительных органов (ст.342 УК) – штраф 3400-8500 грн, или арест на срок от трех до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до шести лет. За подобные действия с насилием или угрозой применить насилие могут лишить свободы на срок до семи лет. Примечательно, что вводится ответственность за незаконный сбор, хранение, использование, распространение конфиденциальной информации о правоохранителях, их близких родственниках или членов семьи, распространение информации, которая носит явно обидчивый характер, демонстрирует неуважение к правоохранителю, давление, запугивание или влияние в любой другой форме на стража порядка (ст.343). За это - штраф 2550-4250 грн, или исправительные работы на срок до года, или арест на срок до шести месяцев. Если же такие действия помешали правоохранителю предотвратить преступление, виновный может загреметь за решетку на срок до трех лет. Вот и получится, что, скажем, претензия к гаишнику, требующему взятку, может оказаться уголовным преступлением.

Подобная защита распространяется и на судей. Незаконный сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о судьях, их родственниках, членов семьи и т.д. карается штрафом 5100-850 грн, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет (ст. 376 УК). Если действия препятствовали предотвращению преступления или задержанию лица, которое его совершило – лишение свободы на срок до четырех лет. За угрозу или насилие относительно судьи – лишение свободы на срок до четырех лет. За легкое или средней тяжести телесное повреждение судье или его близким родственникам – от трех до семи лет, тяжкое телесное – до 12 лет. Кроме того, усиливаются санкции за неуважение к суду (ст. 185-3 КоАП). За это теперь будут карать штрафом в 340-5100 грн или арестом на срок до 15 суток. Неуважением к суду признается злостное уклонение от явки в суд, неподчинение председателю суда, нарушение порядка во время судебного заседания, а также совершение кем-либо действий, которые свидетельствуют о явном пренебрежении к суду. Постановление о привлечении к ответственности за неуважение к суду выносится без составления протокола об админнарушении, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Интернет под контролем

Согласно изменениям в закон «Об информации», все информационные интернет-сайты признаются информационными агентствами и подлежат госрегистрации. За деятельность без регистрации – штраф 10,2 – 17 тыс. грн. (ст.164 КоАП), а за повторное нарушение на протяжении года – до 34 тыс. грн. Могут не регистрироваться только сайты, размещающие информацию, которая дублирует зарегистрированное печатное СМИ, веб-сайты госорганов, корпоративные сайты компаний, сайты, которые несистематично размещают информацию на непрофессиональной основе. В то же время, согласно изменениям в закон «О телекоммуникациях», интернет операторы и провайдеры теперь подлежат лицензированию. Они обязаны отключить абонента, если сайт подлежит регистрации как информагентство, однако не зарегистрирован, либо распространяет запрещенную информацию. За неисполнение решений Нацкомисии связи и информатизации относительно ограничения или возобновления доступа абонентов к сети интернет оператора или провайдера оштрафуют на 3400-6800 грн (ст. 188-7 КоАП). Срок на получение лицензий операторами и провайдерами, а также на регистрацию информационных сайтов – три месяца со дня вступления закона в силу.

Таким образом, власть получает полный контроль над интернетом. Сайты смогут цензурировать, привлекать к ответственности по новым статьям УК (клевета, распространение экстремистской информации и т.д.) или под угрозой привлечения к ответственности осуществлять давление. Кроме того, не до конца понятно, какие сайты, все же, могут работать без регистрации (к примеру, что можно считать несистематическим размещением информации на непрофессиональном уровне, а что нет).

Иностранные гранты под колпаком

Внесены изменения в закон «Об общественных объединениях», где дается определение общественному объединению, которое исполняет функции иностранного агента. Таковым объединение считается, если для обеспечения своей деятельности оно получает денежные средства или имущество от иностранцев, а также принимает участие, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности на территории Украины. Участием в политической деятельности считается, в том числе, финансирование политических акций. В названии такой организации должно содержаться словосочетание «общественное объединение, которое исполняет функции иностранного агента». Такое объединение должно зарегистрироваться в специальном реестре иностранных агентов. Аналогичной процедуре подлежат отдельные подразделения иностранных неправительственных организаций. Информацию, в том числе распространяемую через СМИ или интернет, такие объединения должны сопровождать указанием, что она распространяется иностранным агентом.

Иностранные агенты ведут раздельный бухучет доходов (затрат), полученных от иностранцев и иных. При этом средства, полученные из-за рубежа, облагаются налогом на прибыль. Также подобные объединения предоставляют в орган регистрации документы о персональном составе руководящих органов, ежемесячно отчитываются об объеме средств или имущества, полученных из иностранных источников, о запланированных целях их использования т.д. Кроме того, иностранные агенты обязаны ежеквартально размещать в интернете и публиковать в газетах «Голос України» или «Урядовий кур’єр» отчет о своей деятельности. За нарушение этих требований объединение могут запретить в судебном порядке.

Оценка материала:

4.73 / 15
Закон о диктатуре: почему после вступления в силу одиозных законов без санкции власти нельзя будет даже дышать 4.73 5 15
Політика / Україна
 Вилен Веремко 21.01.2014 50847
Еще материалы раздела «Україна»