Кабінет директора
Вечірня горілка
Янукович еще с нами, или Сотник наблюдает
Произошедшее на этой неделе оглушило. Финал трехмесячного противостояния оказался скоротечным и страшным. «Пливе кача по Тисині…»
Сейчас, кажется, не время длинных текстов. Самое интересное – новости. Как драпают и прячутся одни, как перехватывают власть другие. Все всё понимают и не нуждаются в разжевывании. Майдан насторожен и готов к тому, что его постараются обмануть. Украина Януковича демонтируется в видимых деталях, но никуда не делось то, что позволяло ему чувствовать себя здесь безнаказанным хозяином: подлость, корысть, трусость, равнодушие.
Когда Верховная Рада пытается нормализовать ситуацию в стране, невозможно забыть, что это та же Рада, которая с разной степенью удовольствия, вплоть до рвения, подыгрывала Януковичу. И знаменитое ручное голосование 16 января за «антиэкстремистские» законы, спровоцировавшее войну на улице Грушевского, - заслуга народных депутатов. Как и полное бездействие 18 февраля, когда, после неудачной попытки Самообороны блокировать правительственный квартал, началась зачистка Майдана.
Один из оппозиционеров, поглаживая свой бронежилет, рассказывал мне, как еще в декабре на него стали выходить некоторые регионалы, разузнавая, как бы сдаться оппозиции и защитить при этом свои интересы. Переговоры шли ни шатко ни валко, как вдруг с той стороны передали: все, разговор о сдаче окончен, ты нас не знаешь, мы тебя. Это произошло буквально накануне зачистки. Выходит, в какой-то момент там поверили, по-настоящему поверили, что Майдану скоро крышка – Янукович применит силу в полной мере, и все вернется на круги своя. В силу, как и в бабло, тем верили свято.
Применил. И все рухнуло. Оказалось, что «экстремисты» под пулями стоять могут, а профессиональные защитники на зарплате – нет. Бабло проиграло добру. 21 февраля – проиграло. В день, когда смерть поселилась у верхней баррикады. Там, где сейчас горы цветов. Но, очевидно, цветов мало, чтобы «Небесная сотня» упокоилась с миром.
Простота баррикадного восприятия жизни отходит в прошлое. В силу опять вступают тонкие различия. Кто свой? Кто чужой? Кто ближе? Кто чужее? Понятно, что по-прежнему жить нельзя. А как жить по-новому?
Эти вопросы будут стоять и перед сотником, который вечером 21 февраля со сцены Майдана поставил ультиматум: никаких договоренностей с Януковичем, либо отставка, либо штурм. И пускай он тоже не будет знать точных ответов на вопросы, который поставит перед ним жизнь, как-то чувствуешь себя увереннее, когда знаешь – сотник наблюдает. И в любой момент может повести на штурм. Его Володя, кстати, зовут. Володя Парасюк.
Одна из свежих записей в его Фейсбуке (без правок):
«Ми отримали перемогу, а тепер треба політиків тримати під жорстким контролем, щоб вони не стали другими януковичами. Також хочу заявити, я не належу ні до яких партій та організацій, наша сотня це просто український народ. Мені не треба слави і тим більше визнання, я просто не хочу щоб на іменах людей які творили революцію політики робили собі рекламу».
В этот раз я не стану завершать колонку традиционным ироничным тостом. Давайте в следующий раз, ладно? Сейчас не надо. Пливе кача по Тисині…
Леонид Швец