Життя та Стиль
Особисті фінанси
Игорь Литовченко: «Киевстар» — больше денег, больше ответственности
Понять и почувствовать, что такое пара сотен гривен в собственном кошельке — несложно. Осознать, что такое пара сотен миллионов долларов в инвестиционном портфеле компании, которую ты возглавляешь — намного труднее. Впрочем, людям, для которых большой бизнес — не просто работа, а дело чести и ответственности, приходится делать это по многу раз. Игорь Литовченко, президент компании «Киевстар», отвечает на наши вопросы.
— Игорь Владимирович, представлялось ли вам, скажем, лет 10 назад, что вы станете во главе компании с многомиллионными оборотами?
— Лет пятнадцать назад, возможно, еще и нет, а вот лет десять назад — однозначно да. Именно тогда задумывался Киевстар — серьезная компания общенационального уровня. Правда, даже в самых смелых прогнозах масштабы оборотных средств были гораздо скромнее. Однако жизнь и законы рынка внесли свои коррективы. Успех большого бизнеса зависит от постоянного развития, а Киевстар за 8 лет работы на украинском рынке, в своем развитии не останавливался ни на минуту.
— Что послужило причиной создания такой крупной компании: желание личного обогащения или что-то другое?
— Как и любой нормальный мужчина, стремящийся к реализации собственных амбиций, думающий о доме, о родных и близких людях, конечно же, я хотел хорошо зарабатывать. Однако не в этом был основной мотив. В то время, когда в Украине в начале 90-х бизнес строился в основном на купле-продаже, понял, что это не то, чем я хочу заниматься. У меня возникло достаточно честолюбивое желание создать большой серьезный проект, компанию западного образца — мощную, динамичную, основанную на новейших технологиях и соответствующую реальным потребностям людей. Я много думал над этим, и в какой-то момент пришло простое и ясное понимание: мобильная связь — вот то, что соответствует всем этим условиям.
Я живу в Украине, у меня подрастает дочь, и я хочу, чтобы она росла в нормальной цивилизованной стране, а это значит, что я должен что-то менять и делать лучше не только для близких мне людей, но и для страны в целом.
— Однако создание телекоммуникационного гиганта — задача, вряд ли под силу одному человеку...
— Совершенно верно. Тем более что и стартовый капитал здесь требовался колоссальный, если оценивать его размеры с точки зрения обычного человека. Поэтому года два ушло только на поиск партнеров и инвесторов. Затем был организационный период, создание первичной технической базы, поиск команды специалистов, прежде чем 9 декабря 1997 года в сети «Киевстар» прозвучал первый звонок.
— Вы стояли у истоков Киевстар, однако, как известно, не являетесь совладельцем компании. Нет ли здесь противоречия?
— Действительно, кому-то это может показаться странным. Однако еще на этапе подготовки к созданию компании в какой-то момент я понял, что личный интерес может быть гораздо шире, чем просто право собственности. А дальнейший мой опыт однозначно подтвердил, что человек, который выходит за рамки узколичных интересов, способен на гораздо большее, чем если бы он, как говорится, «греб» все под себя. Поэтому я очень признателен компании «Киевстар», всем инвесторам, партнерам, сотрудникам и особенно абонентам за то, что параллельно с тем как мы все прилагали усилия для создания и развития общенационального мобильного оператора «Киевстар», я имел возможность и желание развиваться как менеджер. Сегодня уже не мыслю своей работы без Киевстар. Это неотъемлемая часть моей жизни.
— Спрашивать о зарплате — не совсем хороший тон. И все же хочется как-то оценить уровень доходов топ-менеджера вашего уровня...
— Вы знаете, большого секрета здесь нет, и однажды я уже называл цифру своей зарплаты в интервью одному из украинских экономических изданий. Эту цифру можно сравнить с доходами владельца успешной украинской компании среднего размера. Я получаю действительно достойное вознаграждение за свой труд, однако получаю также и большое удовлетворение от того, что вижу, как Киевстар уверенно занимает лидирующие позиции на рынке мобильной связи Украины. Как-никак, а здесь есть доля и моего труда.
— Ну, вы достаточно скромны в оценке своей роли в успехе Киевстар! Личному счету известно, что не только ваша компания, но и вы лично регулярно занимаете первые места в различных национальных рейтингах.
— К моему удивлению ситуация в различных бизнес-рейтингах за пару последних лет кардинально изменилась. Если до недавнего времени вхождение руководителя или компании в список номинантов в обязательном порядке предусматривало какой-то денежный взнос — а в таких рейтингах мы не участвуем — то сейчас нам уже сообщают, что вот, мол, вы стали победителем в таком-то конкурсе и это при том, что мы не платили ни копейки. Такая тенденция радует, она гораздо ближе к европейской и международной практике бизнес-рейтингов.
— Игорь Владимирович, что для вас лично является «большими деньгами»? Какая сумма?
— Когда человек приходит к успеху постепенно, благодаря упорному труду, он знает цену любой сумме: и зарплате инженера (а инженеры, кстати, в Киевстар зарабатывают достойно), и инвестиционному проекту в пару сотен миллионов долларов. Когда знаешь цену деньгам, и распоряжаешься ими соответственно. Здесь необходимы абсолютная финансовая грамотность, четкое понимание тенденций развития рынка, строгое соответствие планам развития компании. Большие деньги «красивы» только в обывательском смысле. В бизнесе большие деньги — прежде всего большая ответственность. Перед инвесторами, перед сотрудниками, перед клиентами. Поэтому для настоящего бизнесмена или для руководителя крупной компании «большие деньги» — понятие не только финансовое, но и понятие личной ответственности. Потратить деньги несложно, а вот заставить их работать и приносить пользу людям — дело и гораздо более сложное, и более интересное.