Бізнес
Ринки та компанії
Александр Фоменко: Киевэнерго применяет жесткие санкции только в крайнем случае
В эксклюзивном интервью Контрактам генеральный директор ПАО «Киевэнерго» Александр Фоменко рассказал, как компания будет работать в форс-мажорных обстоятельствах и к чему готовиться злостным неплательщикам.
Пересматривалась ли программа развития компании на 2014 год в связи с форс-мажорным началом года? Каких результатов собираетесь достигнуть в нынешнем году?
Александр Фоменко: Мы в 2012 году разработали и утвердили долгосрочную стратегию развития компании до 2020 года. Эта программа предусматривает три этапа: первый этап – повышение эффективности и начало модернизации и реконструкции, второй этап – масштабная реконструкция и оптимизация затрат и третий – внедрение инноваций в электро- и теплоснабжение города. В 2013 году мы начали реализовывать первый этап. Пока активно проводим массовые реконструкции в тепловых и энергетических сетях, на ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6. Получили старт ряд инфраструктурных проектов.
Также Киевэнерго последовательно развивает удобные сервисы и услуги для своих клиентов. Так, в 2013г. мы открыли 4 новых центра обслуживания клиентов (ЦОК), разработали и запустили сайт для клиентов Киевэнерго, создали call-центр и информационно-консультационный центр (ИКЦ). До конца 2014г. планируем завершить создание инфраструктуры, а именно: открыть еще 7 ЦОКов, расширить функционал клиентского сайта, совершенствовать качество работы call-центра и ИКЦ. Параллельно запускаем продажу ряда дополнительных услуг, актуальных для наших клиентов. Так, с 1 марта стартовала услуга по установке зонного учета, которая позволяет экономно использовать электроэнергию как в быту, так и в промышленности. В ближайшее время планируем запустить услугу автоматизации учета потребления электроэнергии.
В части модернизации и реконструкции существующих активов разработана пятилетняя инвестиционная программа, которая пересматривается и корректируется ежегодно. Исходя из этого, в прошлом году мы инвестировали в развитие свыше 1 млрд грн. В нынешнем - рассчитываем сохранить данные объемы. Учитывая ситуацию в экономике, возможны корректировки планов. Но те программы, которые начаты, мы постараемся закончить в этом году. Вероятно, перенесем срок реализации новых проектов. Мы являемся часть страны, в которой происходят масштабные изменения, и не можем быть компанией со своими собственными планами, никак не связанными с экономической действительностью.
То есть сегодня у вас планирование мобильное?
Александр Фоменко: Да, мы ежедневно мониторим доходы и затраты, платежи наших клиентов за поставленную электроэнергию и тепло. Сверяем данные каждую неделю. И, в зависимости от фактов, вносим текущие корректировки. Будем держать руку на пульсе, пока не почувствуем стабилизацию ситуации.
У компании много проблемных клиентов со значительной задолженностью. Как вы будете решать конфликт, например, с такими предприятиями, где непрерывный цикл производства и в то же время они не могут погасить задолженность?
Александр Фоменко: У нас действительно есть проблемы неплатежей, которые имеют как объективный таки субъективный характер. Систематическими неплательщиками, по-прежнему, являются коммунальные предприятия, бюджетные предприятия всех уровней. Бизнес и население, в целом, оплачивают объем потребленной электро- и теплоэнергии в полном объеме. Возникающие долги носят ситуативный характер. С каждым должником мы работаем индивидуально. По каждой группе наших клиентов, которые имеют задолженность, разработана поэтапная программа взаимоотношений.
Например, работа с населением предполагает следующие этапы: обзваниваем должников, приглашаем на сверку, предлагаем реструктуризировать задолженность, другие стимулы к оплате. Такие жесткие меры как подача исков в суд и отключение должников являются крайними мерами. Но и они иногда имеют место быть, если конструктивный потенциал полностью исчерпан. Есть, безусловно, ряд клиентов, которые категорически не хотят платить, и их нужно либо отключать, либо применять какие-то санкции – например, начинаем судебные тяжбы. Но мы настроены применять жесткие санкции только после использования всех партнерских шагов.
Кто самые проблемные клиенты?
Александр Фоменко: Самые проблемные – по прежнему коммунальные предприятия Киевводоканал, Киевпастранс, Киевгорсвет и др. Социальная значимость этих должников, несомненно, высока, с ними необходимо вести публичный диалог и находить эффективные решения. Сейчас ситуация только усугубляется, и мы не видим пока конструктивного выхода. Бюджет, как местный, так и государственный продолжает накапливать долги. Это системная проблема государства, и она должна решаться на государственном уровне.
Есть ли у компании возможности для оптимизации и более эффективной работы? В частности, как можно снизить потери в сетях? Перенимали ли вы опыт европейских столиц? На кого мы могли бы равняться в этом вопросе?
Александр Фоменко: У нас есть постоянные партнеры в Прибалтике, Австрии, России, которые схожи с нами по инфраструктуре, по клиентской базе, по сети, по компетенциям. К сожалению, мы по сравнению с нашими партнерами наиболее недофинансированы. Но с точки зрения опыта, профессионализма, видения, как развивать этот бизнес, мы ничем не уступаем своим коллегам.
Проверяете и можете ли применить штрафные санкции к предприятиям, где есть значительные потери тепло- и электроэнергии?
Александр Фоменко: Системы воздействия на юридических потребителей на государственном уровне сегодня нет: мы обязаны обеспечить надежность, качество и достаточность ресурсов, в которых нуждается город. Компания может помогать своим клиентам и оказывать услуги по энергоаудиту на платной основе: мониторинг тепло- и энергопотребления, разработка мероприятий по снижению потребления и эффективности использования ресурсов. Но это пока планы, хотя и ближайшие.
Справка
В 2012 году Киевэнерго признало в финансовой отчетности получение компенсации разницы в тарифах на тепловую энергию за два года 2011-2012 гг. в размере более 3,96 млрд грн. В 2013 г. задолженность государства по этой статье на 31 декабря 2013 г. составила 1,997 млрд грн. Компенсация в 2013 году не была выплачена. Лишь в феврале 2014 г. компания получила компенсацию в размере 1,637 млрд грн
По вашим оценкам, насколько Киев энергоффективен? Может быть, городским властям имеет смысл провести аудит энергоэффективности, прежде всего, бюджетных объектов?
Александр Фоменко: Конечно, Киев не энергоэффективен: в городе нет пассивных зданий, которые не потребляют внешней энергии, хотя в мире это активно сегодня практикуется. Необходимо разрабатывать стратегическую программу по энергоэффективности города и планомерно ее внедрять. Для этого, естественно, нужны инвестиции. Начать можно с планомерного утепления домов, вводить в эксплуатацию пассивные здания – это особенно имеет смысл при дефиците собственных энергоресурсов.
В Киеве работало много международных организаций, которые анализировали энергоэффективность города, и вносили свои предложения. Осуществляются отдельные проекты, в которых мы принимаем участие, например, ДТЭК разработана и внедряется программа «Энергоэффективные школы». И опыт реализации этих проектов показал, что можно экономить до 70% энергоресурсов.
Начинается предвыборная кампания кандидатов в мэры Киева. Многие будут высказывать критику в адрес компании. Например, Леся Оробец уже говорит о том, что необходимо проверить, насколько эффективны такие монополисты, как Киевэнерго, и провести аудит их деятельности. Возможно, миллиардные дотации из бюджета и необоснованны. Каким видите сотрудничество с городскими властями?
Александр Фоменко: Мне сложно комментировать предвыборные программы кандидатов. Исторически сложилось так, что компания Киевэнерго является самой крупной компанией в Киеве и своеобразным «плацдармом», на котором все политики пытаются создать себе имидж. При этом компетентным мнением специалистов компании никто не интересуется. Что касается эффективности компании: у нас работает 12 тыс. сотрудников, из них 70% имеют высшее специализированное техническое образование, многолетний опыт работы в отрасли. И когда политики или журналисты заявляют о том, что они будут компетентно подходить к аудиту работы компании, меня это, честно говоря, обижает.
Мы постоянно работаем над повышением эффективности. Если есть политики, которые могут помочь нам быть более эффективными, мы открыты к диалогу, готовы встретиться, выслушать и реализовать все конструктивные идеи.
Основные поставщики теплоэнергии в Киеве – это ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 – они производят 50% тепла для города, но еще 50% производят мелкие котельные. Какая судьба их ожидает, ведь они в большинстве своем устарели и наносят вред экологии города?
Александр Фоменко: В городе более 190 источников тепловой энергии – это и малые и крупные районные котельные. Мы идем по пути укрупнения – это общая мировая и европейская тенденция: строятся крупные станции и включаются в сеть общего пользования. Например, в Печерском районе у нас осталась всего одна котельная, которую собираемся в ближайшем будущем отключить, а микрорайон включить в магистральные сети ТЭЦ-5. В прошлом году мы ликвидировали четыре малых котельных. Разрабатываем программу развития завода «Энергия», который может быть мощным источником тепловой энергии. Также разрабатываем программу по диверсификации топлива: в нынешнем году на малой котельной планируем запустить проект по использованию биомассы.
Отказываться от малых котельных необходимо, прежде всего, из-за экологических проблем: эти объекты гораздо опаснее для окружающей среды, чем крупные станции, где проще и эффективнее управлять выбросами.
Оценка материала:
Александр Фоменко: Киевэнерго применяет жесткие санкции только в крайнем случае02.04.2014