Бізнес
Ринки та компанії
Звездные войны. Потребление коньяка выросло, доля импорта снизилась
В I полугодии 2009-го стоимость коньяка вряд ли изменится. Кризис не повредил бизнесу отечественных коньячников — потребление коньяка выросло, доля импорта снизилась. Отечественные коньячники, контролирующие более 90% рынка, до последнего будут игнорировать и инфляцию, и рост курса доллара, удерживая цены на нынешнем уровне. Начиная с 2003-го потребление коньяка в Украине росло на 15–20% ежегодно.
В 2008 году украинцы выпили столько же коньяка, как и годом ранее, — около 3,98 млн дал (79 млн пол-литровых бутылок). Коньячников этот результат не удивляет и не расстраивает — стабилизации рынка они ожидали несколько лет, кризис лишь приблизил этот момент на год-два.
Начиная с 2003-го потребление коньяка в Украине росло на 15–20% ежегодно. Особенно удачным для отрасли стал 2007-й — тогда рынок вырос почти на треть. Сегодня украинцы выпивают ровно в два раза больше коньяка, чем пять лет назад. Основная причина роста потребления — активное продвижение продукта в масс-сегменте.
В 2009 году крупнейшие игроки рынка прогнозируют сохранение потребления на прежнем уровне. «Часть потребителей, которая ранее (чтобы поддержать свой имидж) перешла с водки на недорогой коньяк, снова вернется к водке. Но подавляющее большинство любителей коньяка не будут отказывать себе в этом напитке», — спокоен председатель правления ЗАО «Завод марочных вин и коньяков «Коктебель» Александр Гаран.
Оптимистичный прогноз коньячники обосновывают еще и тем, что, по их мнению, рынок не перенасыщен. Дескать, потребление коньяка в Украине даже после двукратного роста нельзя характеризовать как чрезмерное. 50– 76 млн бутылок в перерасчете на одного потребляющего алкоголь украинца — это всего по 3–4 бутылки в год. Как раз достаточно, чтобы придать праздничный вид столу несколько раз в год.
Впрочем, сохранение объемов потребления не означает неизменности рынка. Коньячные полки в магазинах сегодня заметно отличаются от тех, что были даже год назад. Выросли цены, уменьшилась доля импортных коньяков, изменилась позиция отечественных производителей. Кроме того, в ноябре 2008 года с полок магазинов исчез коньяк дешевле 25 грн за пол-литровую бутылку — 30 октября Кабмин установил минимальные цены. Инициатором выступили легальные игроки рынка. «Минимальные цены — положительный фактор для отрасли. Благодаря им у производителей появилась возможность значительно сократить теневой рынок, а у потребителя — уверенность, что он покупает коньяк, а не суррогат. Ведь при классической технологии производства бутылка коньяка 3-летней выдержки не может стоить меньше 22–23 грн, а если добавить расходы на рекламу, то 25 грн», — объясняет директор по маркетингу ТМ «Шустов» Юлия Комарова.
В I полугодии 2009-го стоимость коньяка вряд ли изменится. Отечественные коньячники, контролирующие более 90% рынка, до последнего будут игнорировать и инфляцию, и рост курса доллара, удерживая цены на нынешнем уровне. Запас прочности для этого есть: с 2009 года в семь раз уменьшена ставка ввозной пошлины на коньячные спирты (с EUR3,5 до EUR0,5 за 1 л 100%-ного спирта). А льготный акциз в 10 грн за 1 л 100%-ного спирта продлен до 1 июля 2009 года (с II полугодия уже 14 грн). Отечественных коньячных спиртов хватает, чтобы обеспечить 25% внутреннего производства — именно столько нужно использовать украинского спирта при производстве коньяка, чтобы получить лицензию. Другими словами, благодаря снижению пошлин на каждой бутылке производители сэкономят EUR 0,45.
А вот импортеры переживают тяжелые времена. Еще весной-летом отечественные производители опасались, что из-за вступления в ВТО и снижения пошлин полки украинских магазинов заполнит недорогой импортный коньяк. Прогнозировалось, что его доля увеличится с 12% до 15– 20%. Но курс евро и доллара стремительно вырос, и по итогам года доля импорта уменьшилась до 5–6%.
Самый популярный сегодня по-прежнему нижний ценовой сегмент (стоимость бутылки 25–30 грн). На него приходится около 50% рынка. Приблизительно треть украинцев покупают коньяк за 30–40 грн. А вот продажи в сегменте 40–50 грн (сейчас около 15–17% рынка) постепенно уменьшаются — потребители переходят на менее дорогие коньяки. «Последние годы с ростом покупательной способности потребители все чаще отдавали предпочтение более дорогим коньякам. В 2006–2007 годах доля сегмента марочных коньяков 6–7-летней выдержки стоимостью 40–45 грн увеличилась в пять раз: с 2% до 10%», — объясняет Александр Гаран. Что же касается дорогих коньяков, по цене от 50–60 грн, по прогнозам специалистов, доля данного продукта в этом году останется на уровне 3–5%.
Эксперты считают, что в 2009-м вероятно усиление конкуренции отечественных производителей на внутреннем рынке. Как это изменит позиции основных игроков, ни один из аналитиков прогнозировать не берется. Пока (по итогам года) на первом месте среди производителей Шустов с 18,4% рынка. Лидер 2007-го — Таврия — незначительно отстает (17,3%): производство компании не увеличилось, а рынок вырос. За ними — Коктебель (10,5%) и Гринвич (10,4%)
От усиления конкуренции между коньячниками потребитель только выиграет: борьба за покупателя гарантирует стабильное присутствие на полках недорогого, но в общем качественного коньяка — как минимум от 4–5 украинских производителей.