Бізнес
Економіка
Не снято: без главы Госкино украинская киноиндустрия теряет целый год
С конца февраля отечественная киноиндустрия пребывает в ступоре – Госкино вот уже два месяца остается без руководителя. Представители киносообщества уже обратились с открытым письмом к министру культуры Евгению Нищуку с просьбой как можно быстрее решить вопрос с назначением и учесть их рекомендации относительно кандидатуры на пост главы Госкино.
28 февраля глава Государственного агентства по вопросам кино Екатерина Копылова написала заявление об увольнении «по соглашению сторон». Это увольнение произошло в рамках «чистки рядов», инициированных новым министром культуры Евгением Нищуком.
В дальнейшем киносообщество выдвинуло несколько кандидатур на этот пост, происходили открытые обсуждения кандидатов и их программ на совещаниях в Министерстве культуры и Кабинете Министров. В результате определились два основных претендента на этот пост – Андрей Дончик (теле- и кинорежиссер) и Филипп Ильенко (продюсер). Последнее совещание было 13 июня, но до сих пор решение о назначении на эту чрезвычайно важную для отрасли должность так и не принято.
О том, почему для украинской киноиндустрии такое промедление так опасно и кто из кандидатов имеет наибольшую поддержку у представителей отрасли, «Контракты» попробовали разобраться вместе с авторитетными экспертами.
Владимир Филиппов, продюсер компании «Инсайтмедиа», член экспертного и общественного совета при Госкино, один из тех, кто подписал открытое письмо к министру культуры Евгению Нищуку и поддержал кандидатуру Филиппа Ильенко на пост главы ведомства. Свою четкую позицию Владимир Филиппов объясняет тем, что киноиндустрия в Украине в последние три года развивалась в соответствии с принятой стратегией, рассчитанной на 5 лет, и сегодня развернуть этот огромный корабль в противоположном направлении, не перевернув, невозможно. И Филипп Ильенко представляется Филиппову тем претендентом, который может подхватить бразды правления без ущерба для отрасли. «Филипп Ильенко, будучи главой общественного совета, был в курсе всей деятельности Госкино, а Андрею Дончику придется, как минимум, три месяца знакомиться с деятельностью структуры и основными проектами. Кроме того, Дончик – режиссер, а Ильенко – продюсер, менеджер, и на этой должности должен быть именно менеджер, который беспристрастно будет относиться ко всем режиссерам и их работам. Творческая личность в этом ведомстве на этой должности совершенно не нужна», - заявил Филиппов в комментарии «Контрактам».
Режиссер Олесь Санин никаких писем не подписывал и в принципе в данной дискуссии придерживается абсолютно нейтральной позиции. Но тот факт, что Госкино вот уже два месяца работает без главы, расценивает, как губительный для отрасли. «Система управления в Госкино построена таким образом, что заместитель не может выделять деньги на проекты, даже одобренные и вписанные в бюджет, - рассказал Олесь Санин «Контрактам». - В результате все находятся в режиме ожидания. А для киноиндустрии, как и для сельского хозяйства, лето - самый жаркий рабочий сезон. Летом съемочные группы работают по 12-15 часов, а зимой – в лучшем случае 4-5 часов. Объяснение очень простое – летом снимать дешевле и актеры свободны от театральных постановок. Любимое выражение режиссеров: снимайте летом – монтируйте зимой. Пока же режиссеры теряют сезон». Кроме того, по мнению Санина, не стоит медлить с назначением еще и потому, что сегодня чрезвычайно высок интерес к Украине со стороны международных партнеров – Украина в тренде: с нами готовы говорить о совместных проектах, участии в фестивалях и т.д., но реально говорить не с кем.
Что до дискуссии вокруг кандидатур, то режиссер считает, что оба претендента достойны этой должности – во всяком случае, никогда ранее личности такого уровня на эту должность даже не рассматривались. «Вопросов по поводу кандидатов у меня нет. Они представляют два разных тренда: Андрей Дончик – это безусловный дрейф в сторону ТВ-технологий, синтез кино- и телеиндустрии, а Филипп Ильенко – в сторону художественного воплощения национальной идеи, поиска современного украинского искусства. Необходимо проявить политическую волю и, наконец, решить, в какую сторону будет двигаться индустрия. Пока же затягивание с назначением только накаляет обстановку в отрасли. Назначайте – и машина заработает».
При этом Санин уверен, что ни один из кандидатов не придет для того, чтобы воровать деньги. Это совершенно новые люди. Да, собственно и воровать, по сути, пока нечего – денег на кинопроизводство в бюджете нет. Новый глава Госкино, прежде всего, будет вынужден решать стратегическую задачу – где брать деньги.
Министерству культуры, безусловно, не стоит медлить и останавливать развитие национального киноискусства. Тем более что сегодня, как никогда, прежде в нашей современной истории, украинский зритель нуждается именно в украинском кино: украинцы не россияне – это уже доказано. «Зрители требуют современного украинского кино, и если мы им его не дадим, то скоро шины будут гореть под кинотеатрами», - заявил «Контрактам» Олесь Санин.