Колонки
Колонки / Блоги
Головная боль Путина: почему вторжения России не будет
Один тактический просчет Путина и в Украину будут введены «голубые каски» ООН, а за их спинами украинская армия выстроит «линию Маннергейма». Вместо «Новороссии» Кремль получит алчущий российского бюджета Донбасс.
1. Наличие утечек. Что Путин действительно сделал в России - так это поставил под контроль утечки о своих планах. Люди, которым я доверяю, рассказывали мне, что их знакомые украинские олигархи получили из инсайдерских правительственных источников в Москве информацию о том, что вторжение российских войск неизбежно.
Это сознательная дезинформация, распространяемая Кремлем. Обмануть людей, полагающих, что имеют надежный доступ к инсайду, проще, чем обмануть простых людей. Когда Путин хочет, чтобы утечек не было, их не бывает. Никогда. Если бы он на самом деле планировал вторжение, утечки об этом были бы ему невыгодны, так как это дает возможность украинской армии подготовиться к нему. Но если утечки есть, это значит, что Путин добивается, чтобы дополнительные резервы Вооруженных Сил Украины были не переброшены в зону проведения АТО, а растянуты по всей украинско-российской границе.
2. Возможность только локального вторжения. Путин - крайний формалист, ему нужно, чтобы формально все было оформлено «красиво». Конституционное право на свободу собраний в России формально не отменено - просто все обставлено так, что воспользоваться им фактически невозможно. То же самое и насчет цензуры: «какая цензура, что вы? это всего лишь споры хозяйствующих субъектов!» А нафига нужны были эти позорные «референдумы» в Крыму и на Донбассе? Все для того же - для соблюдения формальностей.
«Соблюсти формальности» в случае со вторжением в Украину Путин может только в одном случае - если оформит вторжение как «гуманитарную миссию», которую «для ее безопасности» будут сопровождать российские «миротворческие войска». Но ни в Харьковской области, ни в Херсонской, Черниговской, Сумской и Полтавской областях, ни, тем более, в Одесской области (куда «гуманитарная миссия» могла бы войти из Приднестровья) «гуманитарной катастрофы» нет даже на экранах российского ТВ. А значит, ввести войска «в ответ на нападение миротворцев» он сможет только на Донбасс. А это повлечет за собой не только вооруженный ответ со стороны Украины и жесточайшие санкции со стороны Запада, но и целый ряд других неприятностей, о которых пойдет речь в следующих пунктах.
3. Я сейчас скажу непопулярную вещь, однако постарайтесь воспринять ее не эмоционально, а прагматично. Дело в том, что Украине было бы гораздо легче выкарабкиваться из того места, где сейчас находится ее экономика, без той части Донбасса, которая находится сейчас под контролем террористов. Туда нужно будет вбухивать огромные деньги на восстановление разрушенной террористами инфраструктуры, там глубоко убыточные шахты, которые нужно закрывать, и шахтеры, которые будут протестовать против этого. Там, в конце концов, большинство населения - убежденные совки, которые будут всячески сопротивляться реформам и продолжать страдать по СССР.
А теперь представим, что российские войска вторглись на Донбасс (и только на него, ведь нигде больше нет «гуманитарной катастрофы»). Все эти проблемы - от восстановления разрушенной инфраструктуры до закрытия шахт и подавления социального взрыва шахтеров лягут на плечи России. Ей не удастся переложить обязанности на плечи «бедных, но гордых московско-лугандонских стартаперов» - ведь население видит российские войска и будет ждать российских пенсий и зарплат.
А дальше Донбасса российской армии продвинуться не удастся. Ибо Донбасс плотным строем окружат не только ВСУ, но и голубые каски ООН, которые российская армия пройти не сможет. А значит, ей придется ограничиться территорией Донбасса (и то не всей, а которую она успеет взять под контроль до прибытия «голубых касок»). Украина будет развиваться без территории, которая тянет ее на дно, а когда Путин сдохнет или экономика России рухнет под санкциями (а одно из этих событий обязательно произойдет), то богатая Украина возвратит себе временно утраченные территории (в том числе и Крым), и сможет их подтянуть до нормального состояния гораздо быстрее и легче.
Почему сейчас не используются «голубые каски»? Дело в том, что они используются 1) исключительно для разграничения воюющих сторон и 2) только по решению Совбеза ООН. Начну со второго пункта.
4. Потеря голоса по отношению к ситуации в Украине в Совбезе ООН. Сейчас Россия блокирует любые решения в Совбезе, так как все решения должны приниматься там единогласно (но можно и воздерживаться). Однако голос члена Совбеза может не учитываться при голосовании, если страна является участником конфликта. В случае прямого столкновения ВСУ с ВС РФ на территории Украины, Россия обязательно будет признана стороной конфликта. И Совбез будет принимать необходимые решения при, как всегда, воздерживающемся Китае.
5. Сейчас «голубые каски» не используются для того, чтобы не признавать российских террористов на Донбассе стороной конфликта. Это террористы, а цивилизованные государства переговоров с террористами не ведут, даже если на этом настаивает Россия. Другое дело, если на стороне террористов теперь уже официально выступит Россия. В этом случае Совбез ООН моментально, уже без учета ее голоса, принимает решение о введении «голубых касок», они выстраиваются на границах зоны конфликта, за их спинами украинская армия неспешно, но основательно выстраивает «линию Маннергейма», и Путин навсегда забывает о «Новороссии», имея алчущий российского бюджета Донбасс.
Все это, на мой взгляд, достаточно очевидно. От вторжения Путину никаких дивидендов - одна головная боль, увеличение расходов и ужесточение санкций, уменьшающих доходы. Так что нынешние поползновения и распространение «инсайдерских слухов» о вторжении - это психическая атака, имеющая две цели: 1) не дать ВСУ подвести резервы в зону АТО, удерживая их на границах с Россией, и 2) снизить решимость Запада насчет ужесточения санкций против России, показывая ему, что «в случае, если вы так, то мы ого-го!...»
Ну, а если я ошибаюсь, то значит Путин не только плохой стратег (что общеизвестно), но и хреновый тактик. Но он вроде бы не давал раньше оснований так думать.
Артур Вельф, интернет-предприниматель, журналист