Бізнес
Ринки та компанії
Украина может стaть мировым лидером в производстве экопродуктов
В Киеве прошел III Международный форум для устойчивого развития GREEN MIND. «Экологичность – это новый мировой тренд в конкурентной борьбе за потребителя» - таков один из главных тезисов, звучавших на форуме. Это событие объединило более 340 представителей всех ветвей власти, научных учреждений, предприятий и общественных организаций из Украины, Германии, Бельгии, Польши, Франции, Чехии и других стран Европы и США.
В этом году в работе форума также приняли участие представители официальной делегации Европейского Союза, которые особое внимание уделили потенциалу конкурентоспособности украинских товаропроизводителей. Международные эксперты, которые представляли такие организации как ООН, ОБСЕ, ЕС/FAO, особо подчеркивали, что, учитывая агропотенциал украинского рынка, наша страна может стать одним из мировых лидеров в области производства продукции с улучшенными экологическими характеристиками.
После подписания и ратификации Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС, Европейский Союз открыл свой рынок и снизил пошлины для украинских товаров, что может дополнительно принести украинским экспортерам около 500 млн евро до конца года. Это значит, что украинские товаропроизводители должны в самом ближайшем времени задуматься о качестве своих продуктов, ведь, чтобы конкурировать на европейском рынке, необходимо соответствовать высоким нормам и международным стандартам.
В странах ЕС спрос на эко-товары и услуги за последние несколько лет существенно вырос. Ежегодно, начиная с 2008 года, оборот органической продукции увеличивается на 8%, а под органическое фермерство ежегодно выделяют 500 тыс. гектаров земли, которые в своей совокупности приносят 20 млрд евро ежегодно. Эти цифры говорят о значительном росте интереса потребителей к экологически чистым продуктам.
Согласно последним опросам и исследованиям, украинцы все больше стремятся выбирать натуральные продукты, которые подвергались минимальной обработке. Поэтому нашему потребителю важно понимать, как определить и выбрать такой продукт. Какое отличие между экологическим сертификатом, надписями «био», «органик», «экологический», которые часто можно увидеть на многих товарах? По результатам рейдов украинских общественных организаций в марте 2014 года, оказалось, что такие слова на упаковках используются некорректно – 70% продукции с пометкой «экологический» или «органик» не имели соответствующих подтверждающих документов и/или сертификатов. У такого недобросовестного бизнеса есть специальный термин – «гринвошинг», что в переводе с английского означает «зеленое отмывание» репутации. Чтобы люди не потерялись в терминах и не стали жертвой обмана, в свое время была принята международная экологическая сертификация и маркировка.
В Украине программа экологической маркировки согласно ДСТУ ISO 14024 была разработана в 2003 году. Она призвана информировать потребителя о преимуществах продукта, влиянии на здоровье человека и окружающую среду. Продукция, которая прошла экологическую сертификацию, получает право размещать на этикетке знак «Зеленый журавлик».
«Эко-сертификация – это многоэтапный процесс, который на порядок сложней, нежели прохождение оценки соответствия государственным нормам и стандартам. Производители, перед тем как начать процедуру эко-сертификации, проводят большую многолетнюю работу по модернизации всех этапов производства. От сырья до упаковки. Это и инвестиции в оборудование,и значительно усиленный контроль качества продукта, и внедрение систем экологического менеджмента, систем безопасности, и контроль технологического процесса, чтобы он не повлиял негативно на природную ценность сырья и т.д. Это действительно долгий труд на протяжении нескольких лет», – отмечает Светлана Берзина, заместитель председателя Оргкомитета форума и президент общественной организации «Живая планета».
На отечественном рынке уже есть производители, которые получили эко-сертификат и продукция которых ничем не уступает европейским аналогам. Так, в рамках форума предприятия пищевой промышленности ТМ «Олейна» и ТМ «Черниговское» презентовали свой опыт по внедрению энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий более чистого производства и поделились результатами по улучшению экологических характеристик продукции на всех этапах жизненного цикла.
Михаил Малков, национальный координатор проекта ЕС/ФАО, отмечает: «Мало кто знает, что по качеству подсолнечного масла Украина является ведущей страной в мире. Мне приятно слышать, что, его производители достигли и показывают высокие стандарты качества, и приятно не только как эксперту, но и как потребителю. По химическим анализам украинское подсолнечное масло является фактически эталоном для кодекса Алиментариус (Пищевой Кодекс, свод пищевых международных стандартов, принятых Международной комиссией ФАО/ВОЗ)».
А Карим Зейн, международный эксперт ЮНИДО по вопросам эффективности более чистого производства и корпоративно-социальной ответственности в бизнесе, также дал положительную оценку развитию «зеленого» бизнеса в Украине: «Приятно видеть, что в Украине есть производители, которые смотрят на нужды потребителей, а потом адаптируют весь жизненный цикл производства под них».
Эксперты говорят о том, что развитие эко-продукции в Украине будет набирать обороты, но в то же время призывают украинских потребителей тщательно изучать этикетки и обращать внимание на настоящую эко-сертификацию.
Эксперты ООН уверены, что Украина имеет большой потенциал в сфере развития эко-рынка. И этой возможностью обязательно надо воспользоваться.