Административное устранение коммерческих банков от обслуживания зарплатных проектов бюджетников не только нарушает конституционные нормы и законодательство о защите экономической конкуренции, но и имеет нескрываемый коррупционный фактор и деструктивно влияет на стабильность всей банковской системы и уровень доверия к ней. Об этом говорит Ассоциация «Украинский Кредитно-Банковский Союз» (УКБС), комментируя правительственное поручение № 10874/1 / 1-14, которое обязало все государственные и коммунальные предприятия, учреждения и организации к 01.11.2014 закрыть счета в коммерческих банках и перейти на обслуживание исключительно в госбанки.
УКБС отмечает, что указанное антиконкурентное решение Правительства повлекло значительный отток клиентов из коммерческих банков, в которых бюджетники вынуждены досрочно закрывать зарплатные проекты. Те, в свою очередь, подают жалобы в Антимонопольный комитет, поскольку получили статус уполномоченных банков по выплате зарплаты работникам бюджетных учреждений по результатам открытого конкурса, проведенного Министерством финансов (согласно Постановлению КМУ № 318 от 22.04.2005 и приказом Минфина № 1086 от 24.09.2010).
Эксперты УКБС отмечают, что Конституция Украины гарантирует равенство всех субъектов права собственности перед законом, и защиту государством конкуренции в предпринимательской деятельности. ЗУ «О защите экономической конкуренции» запрещает совершение органами власти антиконкурентных действий и предусматривает ответственность за принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередного приобретения товаров у определенных продавцов, предоставление отдельным субъектам или группам субъектам льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, что приводит к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции.
Специалисты отмечают, что клиенты должны иметь право самостоятельно выбирать обслуживающий банк в соответствии с собственными потребностями в финансовых услугах. По их мнению, веским основанием для прекращения выполнения функций уполномоченного банка может считаться неплатежеспособность обслуживающего банка или завышение тарифов.
УКБС отмечает, что это не первая попытка правительства ограничить участие коммерческих банков в обслуживании госпредприятий. Так, в декабре 2013 Минфин обнародовал проект изменений в Порядок конкурсного отбора банков для выплаты зарплаты бюджетникам, по которому к участию в конкурсе были допускаться только банки, принадлежащие государству не менее чем на 75% и с уставным капиталом не менее 10 млрд. грн. Фактически это была попытка создания монополии госбанков, ведь в Украине только три банки государственной формы собственности отвечали этим требованиям. При содействии АМКУ банковскому сообществу удалось не допустить принятия дискриминационной инициативы Минфина.
Кроме того, Верховная Рада грубо нарушила конкурентное законодательство при принятии Закона Украины «О высшем образовании», который во II чтении был дополнен нормой о размещении средств государственных и коммунальных высших учебных заведений на счетах только госбанков. При этом, несоответствие этой нормы Конституции отмечало и Главное юруправления ВРУ. В свою очередь, АМКУ отметил, что начальная редакция этого Закона, вносилась для рассмотрения на заседании Правительства 05.11.2012, не содержала ограничений круга банков, в которых могут быть открыты счета указанных вузов, только госбанками.
В УКБС отмечают, что исходя из такой политики Правительства и Парламента, в госбанки должны быть переведены не только зарплатные проекты и счета бюджетников, но и кредиты, выданные коммерческими банками таким клиентам.
«Нескрываемые антиконкурентные действия органов власти не только усиливают негативные тенденции на финрынке, вызванные сложной ситуацией в стране, но и подрывают доверие граждан ко всей банковской системе. Более того, вызывают недоверие населения и бизнеса к правительственным декларациям по борьбе с коррупцией и построению в Украине современной, прозрачной экономики на принципах верховенства права, закона и справедливости, с соблюдением европейских принципов, - отмечает Генеральный директор Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз» Галина Олифер. - Антимонопольная политика ЕС позволяет бизнесу работать на равных началах, предотвращая антиконкурентные меры как со стороны предприятий, так и со стороны органов власти. В то же время в Украине в результате неправомерного админдавления власти конкурентная среда на рынке искажается и ухудшается. Так, по данным АМКУ, за 2013 год органами Комитета было прекращено 1940 нарушений в виде антиконкурентных действий органов власти (распространенная категория правонарушений), что почти на 63% больше, чем за 2012 год (1192)».