Кабінет директора
Ранкова кава
Алан Хоув: Если ребенок учится на «отлично» в украинской школе, то у него есть шанс поступить в лучшие школы Британии
Директор приемной комиссии британской Caterham School Алан Хоув в эксклюзивном интервью «Контрактам» рассказал о том, как учиться в одной из самых престижных частных школ мира и чем украинские дети отличаются от других.
С господином Хоувом мы побеседовали во время образовательной выставки Great British Schools Fair, организованной в Киеве посольством Великобритании в сотрудничестве с образовательной группой «ДонСтрим».
Господин Хоув, в Великобритании достаточно много школ. Чем ваше учебное заведение отличается от других?
Алан Хоув: Действительно, школ в нашей стране более тысячи, но мы относимся к так называемым независимым школам-пансионам, которых в разы меньше. Из числа других независимых школ мы выделяемся качеством образования. Все наши студенты по окончании обучения поступают в лучшие вузы, причем 85% – в топовые мировые университеты, очень многие – в Оксфорд и Кембридж.
При этом в процессе обучения мы не давим на учеников, не форсируем события, а стремимся сделать так, чтобы учебный процесс им понравился, и они постигали науки осознанно и с удовольствием.
Поэтому, когда наши выпускники приходят в вузы, где принципы построения учебного процесса кардинально отличаются от школьного, им не так сложно адаптироваться, как детям из других учебных заведений. Они уже знают, чего хотят и что нужно сделать для реализации своей мечты. Такой подход, когда ребенка не заставляют учиться, а развивают его таланты и возможности, на мой взгляд, наиболее продуктивный. Ведь в наше время наука и технологии развиваются так быстро, что банальное заучивание информации уже никому не интересно. Важнее привить ученику независимость, умение принимать решения.
Какие предметы изучают ваши ученики? Есть ли возможность специализации?
Алан Хоув: В программе – изучение 24 предметов (математика, физика, химия, биология, английский и пр.). Ученик, претендующий на уровень A-level, может выбрать для углубленного изучения 4 предмета. Но мы стараемся не загонять ребенка в какие-то рамки и фокусируемся на индивидуальных потребностях учащихся. Если кто-то мечтает, скажем, об Оксфорде, мы сделаем все, чтобы подготовить его к поступлению в этот университет. Ежегодно около 30 наших выпускников поступают в Оксфордский и Кембриджский университеты.
Но все-таки - какая специализация самая популярная в вашей школе?
Алан Хоув: Наверное, самые популярные предметы – математика и естествознание. Но это все очень условно, так как интересы наших воспитанников самые разные. Из 130 выпускников прошлого года некоторые решили стать врачами, некоторые – инженерами, другие выбрали бизнес-специализацию.
Сложно ли поступить в Caterham School?
Алан Хоув: лучше цифр о любви детей к школе говорит тот факт, что они возвращаются сюда даже после ее окончания
Алан Хоув: К нам действительно очень сложно поступить. Наша школа – высокоселективная, это значит, что мы отбираем наиболее способных и талантливых детей для того, чтобы они могли достичь самых лучших академических успехов, какие только возможны.
От студентов у нас требуется еще больше, чем в других школах. Они должны достичь таких результатов, которых в другой школе от них, возможно, никто бы и не потребовал. Именно это впоследствии даст нашим выпускникам «добавленную стоимость».
Что касается иностранных абитуриентов, то для поступления в Caterham School нужен, прежде всего, очень хороший уровень английского. У нас достаточно сложные экзамены (математика, выбранные будущим учеником 4 предмета специализации, интервью), сдать которые без хорошей языковой подготовки практически невозможно. Понятно, что если претендент выбирает в качестве специализации, скажем, музыку или искусство, дополнительно нужно пройти творческий отбор – предоставить свои записи на компакт-диске или художественные работы. Но главное для нас – чтобы у ребенка помимо таланта была «искра», чтобы ему все было интересно, он хотел учиться.
Если у вас такие требования к ученикам, то какие же тогда к учителям? И сложно ли найти таких преподавателей?
Алан Хоув: Учителя должны быть лучшими из лучших. И не только хорошо знать свой предмет, но и обладать харизмой, уметь передать знания ученикам, «зажечь» их. Найти таких людей нелегко, но нам это удается.
С каким уровнем знаний к вам приходят ученики из Украины? Сами украинцы активно критикуют наше среднее образование, считая, что оно дает достаточно слабую базу. Вы с этим согласны?
Алан Хоув: Уверяю вас: никаких особенностей у украинских детей нет. Они точно такие же, как и все другие. В частности, теми, которые учатся у нас, мы довольны.
Можно ли говорить об увеличении интереса со стороны украинских родителей к обучению своих детей в английских школах?
Алан Хоув: Безусловно, если ребенок учится на «отлично» в украинской школе, то у него есть шанс поступить в Caterham School. В нашей школе учатся 15% иностранцев – это дети из 25 стран, и для нас очень важно поддерживать тот баланс, чтобы студентам было интересно не только учиться, но и общаться между собой, знакомиться с представителями других культур.
Украинский менталитет таков, что даже обеспеченные семьи не стремятся отдавать своих детей в зарубежные школы, предпочитая держать их «около себя». Точно также дети очень привязаны к дому. Сложно ли им адаптироваться к жизни в чужой стране и что вы делаете, чтобы облегчить этот процесс?
Алан Хоув: Матери одинаковы во всех странах, и каждая женщина, конечно же, не хочет отпускать ребенка из семьи. Но, как показывает практика, дети тоскуют по дому всего 4 недели, это стандартное время. После этого они адаптируются и начинают спокойно жить и учиться. Мы же делаем все, чтобы процесс адаптации прошел максимально безболезненно: предлагаем занятия различными видами спорта (их более 20), 34 клуба и кружки. И пока матери дома грустят, их дети учатся, закаляют характер и взрослеют.
Кто «замещает» родителей в школе-пансионе?
Алан Хоув: У нас есть несколько уровней учительского контроля. Это даже не контроль, а скорее, индивидуальная помощь ребенку, главная цель которой – поддержать ученика и помочь ему вовремя заметить проблему и справится с ней. К примеру, тьютор «курирует» того или иного школьника, наблюдает как он учится, все ли в порядке. Есть еще старосты, кураторы. Мы также стараемся поддерживать благожелательную атмосферу в классе, чтобы сами ученики друг друга поддерживали и помогали.
Выбор зарубежной школы – достаточно ответственная задача для родителей. На какие нюансы вы бы посоветовали им обратить внимание?
Алан Хоув: Я бы рекомендовал не заниматься «самодеятельностью» и обратиться в специализированное образовательное агентство. Родители ведь не разбираются в тонкостях системы британского обучения и вряд ли с ходу разберутся. А как иначе выбрать одну достойную школу из нескольких сотен учебных заведений? Думаю, нужно определиться с базовыми пожеланиями и идти к агенту. В Украине нас представляет Образовательная группа «ДонСтрим».
Как Вы считаете – ваши ученики любят свою школу?
Школа была основана в 1811 году для детей чиновников министерств Великобритании. Свое нынешнее название – Caterham School – учебное заведение получило 120 лет назад. Школа находится в 40 минутах езды от Лондона в графстве Суррей. Сейчас там учится 730 студентов. Интересно, что еще 20 лет назад в школе могли обучаться исключительно мальчики. Теперь 45% студентов – это девочки.
Caterham School – одна из самых высокоселективных частных школ Великобритании. Ежегодно до 30 выпускников Caterham School поступают в Оксфордский и Кембриджский университеты.
Алан Хоув: На основании проведенного не так давно анонимного опроса 93% наших студентов очень довольны учебой. Для сравнения: в других топовых школах этот показатель составляет в среднем 73%. Среди родителей уровень удовлетворенности учебным заведением еще выше – 99%.
Но лучше цифр о любви детей к школе говорит тот факт, что они возвращаются сюда даже после ее окончания. У нас очень сильная ассоциация выпускников, которая регулярно организовывает различные мероприятия, проводит встречи со студентами. Нередко выпускники просто приходят к учителям и просят совета, скажем, какую карьерную возможность выбрать из того, что им предлагают работодатели.
Обучение в Caterham School не из дешевых. Могут ли талантливые ученики рассчитывать на стипендии?
Алан Хоув: Наша школа – одна из лучших в Соединенном Королевстве. Чтобы быть лучшими из лучших, нам, помимо наличия высококвалифицированных преподавателей, необходимо поддерживать достойный уровень материально-технической базы. Это и наш современный спортивный центр, и недавно обновленные жилые корпуса, новый актовый зал и театр. Мы стараемся внедрять в образовательный процесс самые современные технологии – например, мы уже внедрили iPad в качестве основного учебника. Родители наших учеников хотят дать своим детям лучшее образование, которое только может быть. Богатые семьи конкурируют за право учиться у нас.
Могут ли талантливые студенты рассчитывать на стипендию при такой конкуренции? Да, могут, если речь идет о стипендии, которая покрывает часть затрат на обучение. Как правило, это 5-20% от стоимости обучения. И, конечно же, чтобы получить такую стипендию, ребенок должен быть не просто талантлив, а исключительно талантлив.
Кроме того, есть другая традиция, связанная с благотворительностью: некоторые богатые люди могут выделить целевую стипендию на оплату обучения ребенка из менее состоятельной семьи. Такие целевые стипендии называются bursaries – это бескорыстные пожертвования на обучение талантливых студентов, которые не могут позволить себе дорогое образование. Такие случаи тоже есть – и мне очень приятно, что в Caterham School учатся дети и из небогатых семей. Если их академические успехи соответствуют нашим требованиям, то нет ничего невозможного.
Оценка материала:
Алан Хоув: Если ребенок учится на «отлично» в украинской школе, то у него есть шанс поступить в лучшие школы Британии Алан Хоув 08.11.2014