Політика
Україна
Реальных альтернатив украинской газовой трубе нет
Европейский cоюз будет осторожно начинать строительство дорогостоящего газопровода и искать сырье для его наполнения, московские перехватчики будут бросаться наперерез и скупать это сырье оптом. И в то же время Москва вряд ли найдет деньги для строительства Южного и Северного потоков.
Лучше бы проект нового европейского энергетического коридора «Набукко» назвали как-нибудь иначе! Опера Верди «Набукко» — произведение, конечно, патетическое, но и драматическое: все заканчивается хорошо, но через какие страсти и страдания проводит нас либретто! Так и с новым энергетическим коридором — он еще не построен, а уже вызывает особые эмоции и у участников проекта, и у тех, кто лоббирует собственные маршруты доставки газа.
Очередной антикризисный саммит в Брюсселе чуть было не заставил европейских лидеров отложить проект доставки газовых богатств Каспийского региона в ЕС, минуя территорию России. Особенно активно на этом настаивала федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. С точки зрения Берлина сейчас нужно тратиться исключительно на те проекты, которые могут быть реализованы в ближайшие годы, а Набукко к таким явно не относится. Собственно, предложения Германии сводились не к отказу от строительства газопровода, а к удалению его из списка первоочередных проектов. В соображениях Берлина могла быть и составляющая собственных интересов. Как известно, два крупнейших немецких газовых концерна (E.On Ruhrgas и Wintershall) владеют (по 20% каждый) другим энергетическим проектом — «Северный поток». И Германии, по идее, не с руки создавать конкурентов транзиту российского газа по дну Балтики. Неудивительно, что немецкая позиция вызвала бурные, продолжительные аплодисменты в российской столице. В Москве наперебой доказывали, что Набукко изначально был мертворожденным проектом, что нужно не морочить голову и строить совместно с Россией Южный (по дну Черного моря) и Северный потоки, и вообще поздравляли друг друга с победой над призраком вавилонского царя. В конце концов, Россия действительно многое делала, чтобы замедлить строительство неконтролируемых ею энергетических коммуникаций. Вспомним хотя бы решение Газпрома на ближайшие годы законтрактовать весь газ, добываемый в странах Центральной Азии. А в 2008-м переговоры относительно покупки всех объемов добываемого газа начались с Азербайджаном. И еще неизвестно, как отреагирует тамошний президент Ильхам Алиев.
Но готовность Европейского cоюза отказаться от первоочередных вливаний в Набукко еще не означала бы краха самого проекта. Во-первых, ЕС не является основным спонсором газопровода. Весь проект, предусматривающий прокладку трубы через Турцию в Южную Европу, сейчас оценивается в EUR8 млрд, в то время как ЕС предусматривал выделение до EUR250 млн. Затем было принято решение выделить в пять раз меньше — EUR50 млн… При этом нужно помнить, что Набукко практически в два раза дешевле российского Южного потока, затраты на строительство которого оценивают в EUR19 млрд — как говорится, почувствуйте разницу! И найдите инвесторов, даже если участниками проекта оказываются влиятельные банки и целые государства.
Низложить Набукко так и не удалось. Германии пришлось пойти навстречу пожеланиям центральноевропейских стран и согласиться с возвращением Набукко из инвестиционного раздела «Южный газовый коридор» в число приоритетных проектов. И в этом, кстати, ощущается влияние недавнего российско-украинского газового конфликта — страны Центральной Европы настолько напуганы самой возможностью повторения холодной зимы 2009 года, что хотят видеть перед собой если не тень вавилонского царя, то хотя бы призрак хоть какой-то альтернативы. И их западным партнерам приходится с этим желанием считаться.
Вывод из дискуссий по Набукко, впрочем, один: никаких реальных альтернативных газопроводов в ближайшие годы не возникнет. Европейский cоюз будет осторожно начинать строительство дорогостоящего газопровода и искать сырье для его наполнения, московские перехватчики будут бросаться наперерез и скупать это сырье оптом. И в то же время Москва вряд ли найдет деньги для строительства Южного и Северного потоков. Потому что денег этих нужно гораздо больше, чем для Набукко, а проблемы с оборотными средствами сейчас испытывают и Газпром, и западные инвесторы российских прожектов. Так что все ближайшие годы единственным Набукко, а вместе с ним и Северным, и даже Южным потоками, будет оставаться украинская газотранспортная система с небольшим отклонением в Беларусь. Прошу любить и жаловать. Такая вот опера пока что получается. Пришли послушать «Набукко», а оказалось — «Запорожец за Дунаем»!