Політика
Росія
На войне в Украине зародилась новая идеология России - Financial Times
На протяжении всего 20 века Россия стала лабораторией одной из наиболее радикальных идеологических экспериментов в истории. Но вот уже 25 лет прошло с того времени, как коммунизм потерпел неудачу, СССР развалился, а в российской политической жизни наступил идеологических вакуум.
Об этом на страницах Financial Times пишет российский кинорежиссер Андрей Некрасов. Он добавляет, что если послушать нынешние политические заявления, что они кажутся отголоском тех идеологий, которые противостояли друг другу в прошлом веке. Российские пропагандисты не стесняются называть оппонентов власти "фашистами".
Этот термин стал ругательным словом и применяется против Украины чаще всего. Однако он не означает, что кто-то в Киеве действительно является сторонником фашистской идеологии.
"Фашистами называют людей, которые атакуют страну снаружи. И не важно, во что они верят. Нацистскую Германию называли фашистами во времена Великой отечественной войны. Но теперь этим термином также называют прозападных либералов, включительно с Борисом Немцовым", - говорится в статье.
В начале 90-х, когда коммунизм стал прошлым, на его место должны были прийти демократические ценности. Но россияне очень быстро отвернулись от них из-за олигархов, которые пустили корни в обществе после сомнительной приватизации в 1990-х годах. При этом Запад в глазах россиян почему-то стал соучастником этого разоворовывания коммунистического общественного имущества.
На некоторое время российской идеологией стал консюмеризм, который возник на фоне экономического развития. Только после проблем из-за кризиса 2008 года появилось что-то, что россияне и Запад назвали демократией. Однако, это не была та демократия, которую бы в США или ЕС признали аналогом своей. Автор пишет, что, к примеру, лидер оппозиционного движения Алексей Навальный выступает против коррупции. Но он также против иммигрантов. Это придает ему как политической фигуре несколько "правого" оттенка, который порой путают с "мудростью" во внутренней политике.
Автор напоминает, что лозунг "Россия для русских" близка не каждому в стране, но много мусульман с Кавказа стали жертвами насилия из-за него.
"Во время кризиса в Украине вырисовывались контуры новой российской национальной идеологии. Она основана на своеобразной смеси ностальгии по прошлому, неприязни к олигархам, буржуазной любви к материальным благам и ксенофобии. А националистическую окраску ей предоставило убежденность россиян, что им грозит агрессии извне", - говорится в статье.
Некрасов пишет, что объединение из-за общего врага за всю историю России было сильнейшей идеологической традицией. Россияне чувствуют свою национальную идентичность острее, когда им кажется, что Запад на них давит. Именно поэтому санкции, которые были введены из-за войны против Украины, не заставили россиян отвернуться от Кремля.
"Западу не стоит поступаться собственными ценностями. Но ему надо помнить, что экономические санкции или военная помощь Украине не станут противоядием против новой российской идеологии. Зато это может стать катализатором, который окончательно превратит Россию из подозрительного соперника в открытого врага", - пишет российский режиссер.