Бізнес
Ринки та компанії
Лекарства могут подешеветь в ближайшие месяцы
Помимо подорожавших продуктов, топлива и «коммуналки», серьезный удар по бюджету украинцев нанесли и лекарства.
По данным Госстатистики, с начала года они подорожали вполовину, но на самом деле отдельные препараты выросли в цене за три месяца вдвое и больше, пишут Контракты со ссылкой на «Сегодня.ua».
По словам эксперта фармрынка Николая Романька, для подорожания есть объективные причины: девальвация гривни, дорогая логистика (тот же бензин), рост расходов на складирование и хранение из-за перехода на европейские нормы (жестче нормируется температура и влажность на складах, нет доступа посторонних к препаратам ограниченного доступа — например, наркосодержащим).
«Многое зависит от стоимости аренды. Так, для коммунальных аптек она небольшая, а для частных, работающих в торговых центрах, людных местах — высокая. Это тоже влияет на стоимость лекарств. Некоторые фармсети объясняют повышение розничных цен тем, что они покупали зимой лекарства на три месяца вперед по предоплате, когда курс доллара был 35—36 грн. И теперь должны продать эти дорогие лекарства, дабы не работать в убыток. Но это справедливо лишь в отношении российских поставщиков, которые требуют 100%-ную предоплату в валюте. А европейские производители либо берут вперед около 10% стоимости, либо поставляют с отсрочкой платежа на два-три месяца. Очевидно, что здесь налицо необоснованный рост цен и этим должен заниматься Антимонопольный комитет», — говорит Романек.
В АМКУ утверждают, что активно борются с завышением цен. И выявляют схемы с участием фирм-посредников, с использованием которых аптеки необоснованно завышали цены примерно на треть.
«Лекарства должны подешеветь уже в ближайшие два-три месяца», — заверили в комитете.
Что цены к лету немного упадут из-за того, что гривня укрепилась и курс стабилизировался, прогнозирует и сотрудник отдела дистрибуции крупной фармсети Ирина Марченко.
По ее словам, сейчас в рознице используются две основные схемы формирования цен: «В торговых центрах, где большой оборот покупателей, на дешевые таблетки цены низкие, а на дорогостоящие импортные — наценка максимальная. А в небольших аптеках спальных районов, где меньше конкуренция, постоянным клиентам предлагают акции и дисконтные карты. Там цены ниже».