Політика
Україна
Психическая атака. Россия продолжает газовую войну с Украиной
В случае модернизации украинской ГТС через Украину сможет пройти все, что добудет российский монополист, и даже более. И это все не будет контролироваться Москвой. Руководство России прекрасно понимает, что устроить европейцам еще одну холодную зиму оно не может, а пощекотать украинские нервы просто обязано.
Это, конечно, еще не очередная газовая война — они, как известно, бывают зимой. Но это нечто невиданное: весенние приготовления к войне, сколачивание коалиций, расчеты эффективности будущей военной победы. Председатель правления Газпрома Алексей Миллер, начальник штаба воюющей армии, отчитывается перед ее главнокомандующим — российским премьером Владимиром Путиным — о состоявшейся встрече с руководством E.On Ruhrgas AG, Eni S.p.A. Gaz de France.
«Встреча состоялась по инициативе наших партнеров, — говорит глава Газпрома. — В частности, затронут вопрос той декларации, которая была совсем недавно подписана в Брюсселе ЕС и Украиной. У нас здесь единая оценка: этот документ разработан как без участия России и Газпрома — поставщика газа, так и без крупнейших потребителей. И, конечно же, общая оценка — такой подход в своей основе делает этот документ абсолютно нерабочим. То есть на практике его в принципе невозможно реализовать».
Для того чтобы бороться с нереализуемым на практике проектом, стороны создают рабочую группу, которая будет обсуждать «вопросы повышения надежности, стабильности транзита через территорию стран Европы». Почему модернизация украинской ГТС не является обеспечением такой стабильности, господин Миллер не объясняет.
Впрочем, понятно же почему. Европейские партнеры Газпрома завязаны в альтернативных проектах доставки газа, которые в случае модернизации украинской ГТС могут оказаться совершенно ненужными европейским правительствам и потребителям — через Украину тогда сможет пройти все, что добудет российский монополист, и даже более. И это все не будет контролироваться Россией, поэтому у Газпрома и его европейских партнеров действительно есть общий корпоративный интерес: не допустить бесконтрольной модернизации. Это, конечно, еще не газовый ОПЕК, но очень похоже… И это вновь позволяет понять, насколько сложными и запутанными являются отношения в монополизированной газовой сфере, как корпоративные интересы могут нередко превалировать не только над национальными, но и над логикой экономического развития. Но все это, впрочем, не самая большая новость газового рынка.
Пока европейские партнеры Газпрома будут давить на собственные правительства, объясняя им, что особой необходимости в осуществлении брюссельской декларации нет, так как на практике она вообще не может быть осуществлена, Газпром будет давить на правительство Украины. В Москве хорошо понимают, что сильные позиции Киева в газовых войнах с Москвой сейчас зависят от количества газа, закачанного в подземные хранилища. Подходит срок начала закачки — и при этом возникает вопрос о том, из каких фондов и как быстро Украина будет готова оплатить нужные ей на зиму объемы. А ведь решать вопросы с Россией будет уже намного сложнее. Рассчитывать, что Путин окажется так же благодушен к Тимошенко, как накануне ее поездки в Брюссель, не стоит — он же главнокомандующий газовой армадой, а не просто коллега не разобравшейся Юлии Владимировны. Поэтому стоит ждать не российского кредита, а ежемесячных придирок по платежам, возмущенных заявлений и напоминаний о «предательской декларации».
Фрагмент обложки сборника военно-исторической
фантастики «Первый удар»
Далеко ходить не надо — министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выступил с пространным интервью «Российской газете», в котором заявил, что брюссельская декларация не соответствовала сути договоренностей, достигнутых между премьер-министрами.
Правда, Москва пока
собирается продолжать контакты «на корпоративном уровне» — именно такую задачу
поставил Владимир Путин перед Алексеем Миллером. На практике это означает:
Виктора Ющенко игнорировать, как будто его и нет, Юлию Тимошенко в Москву не
пускать, а вот представителей Нафтогаза регулярно приглашать и напоминать,
какой трудной будет их судьба, если ситуация в ближайшие месяцы кардинально не
изменится. Это своеобразная психическая атака — руководство России прекрасно
понимает, что устроить европейцам еще одну холодную зиму оно не может, а
пощекотать украинские нервы просто обязано.