Політика
Україна
Немецкие журналисты развенчали российские мифы о сбитом "Боинге"
Журналисты-расследователи немецких телекомпаний NDR и WDR, а также газеты Süddeutsche Zeitung проверили мифы России о том, кто сбил летом прошлого года малайзийский Boeing MH17 над Украиной, на соответствие фактам.
Как сообщают Контракты, перевод расследования приводит dw.de.
Первая версия, которую опровергают журналисты, условно названа"Доказательств того, что Boeing сбит ракетой ЗРК "Бук", нет".
"Многое указывает на то, что зенитно-ракетный комплекс "Бук" находился на территории, контролируемой сепаратистами, и что запуск ракеты был произведен оттуда. Мы на месте провели верификацию фотоснимков и видео, частично из украинских источников,собранных группой журналистов-расследователей Bellingcat. Места съемки несомненно подтверждены, они совпадают с постами в российской социальной сети "В контакте" и в Twitter. Кроме того, журналисты видели комплекс "Бук" 17 июля 2014 года в Снежном и в Донецке. Нет оснований полагать, что комплекс "Бук" находился там в другое время - все сообщения в Twitter, посты, видео и снимки сделаны 17 июля 2014 года или позже", - говорится материале.
Кроме того, как отмечается в статье, на двух снимках, сделанных жителем города Тореза, видны следы дымового шлейфа, типичного для запуска ракеты "Бук". Жители деревень в разговорах с репортерами WDR, NDR и SZ свидетельствуют, что 17 июля 2014 года они слышали мощный удар, за которым последовал свист. В популярном в регионе сервисе Zello 17 июля 2014 года тоже шла дискуссия о запуске ракеты. Однако в то время в регионе шли ожесточенные бои, часто звучали взрывы.
Многое указывает на то, что предполагаемый запуск был произведен с поля к югу от Снежного. Есть видео, которое показывает, как ЗРК "Бук" на гусеничном ходу 17 июля 2014 выдвигается из Снежного на юг, в направлении поля, с которого, судя по всему, и был произведен запуск. На гусеничном ходу у комплекса ограниченный радиус передвижения. Свидетельства местных жителей и дымный шлейф на фотоснимках указывают в том же направлении. При сверке со снимками из космоса видно, что часть поля в период между 16 и 20 июля 2014 года (катастрофа произошла 17.07.2014) была либо сожжена, либо перепахана. В перехваченных украинской спецслужбой телефонных переговорах сепаратистов как место передислокации комплекса "Бук" называется Первомайское. Первомайское и Первомайский - два поселка в непосредственной близости от блокпоста. Международная группа журналистов-расследователей оценивает перехваченные переговоры, во всяком случае, часть из них, подлинными.
"Следует признать: неопровержимого доказательства, того, что малазийский Boeing MH-17 был сбит сепаратистами, нет. Но десятки собранных улик, в конечном итоге, не оставляют места для иных выводов", - сказано в статье.
Вторая версия, которую опровергают журналисты: "Даже если и был "Бук", то он мог быть из арсенала украинской армии или даже задействован украинцами".
"29 июня 2014 года сепаратисты захватили базу ПВО украинской армии в Донецке. По данным из армейских источников, в руки нападавших попали 2 ЗРК "Бук". Украинская армия уверяет, что они были приведены в негодность. Независимых подтверждений нет. В начале мая мы побывали на базе. Она полностью разрушена, транспортных средств там нет. Федеральная разведывательная служба ФРГ (BND) в октябре высказала предположение, что сепаратистам удалось захватить украинский ЗРК "Бук". Но с тех пор немецкая разведка явно больше не поддерживает эту версию. Российская сторона уверяет, что в день катастрофы наблюдались передвижения украинских комплексов "Бук". Но опрос журналистами местных жителей этого не подтверждает. Украинская сторона, кроме того, указывает, что у нее не было повода запускать ракету "земля-воздух" просто потому, что у нее не было воздушных целей: у сепаратистов нет авиации", - отмечается в статье.
Третья версия: "Доказано, что Boeing MH-17 был сбит украинским штурмовиком Су-25".
Адепты этой версии ссылаются на форму пробоин, которые они анализировали на основании фотографий, выложенных в Сети. Российский союз инженеров пришел к тем же выводам. Министерство обороны РФ летом заявило, что рядом с самолетом Boeing находился украинский штурмовик. Но свидетельства многих экспертов, в том числе и российских, с которыми поговорили журналисты, опровергают эту версию. Среди экспертов были и два конструктора, участвовавших в разработке Су-25: главный конструктор Владимир Бабак и эксперт по эффективности авиационных комплексов Вадим Лукашевич. Оба в разговоре с журналистами WDR, NDR и SZ заявили, что Су-25 не в состоянии вести стрельбу на высоте в 10 000 метров. Это привело бы к катастрофе самого штурмовика.
Другие боевые машины, например МИГ-29 или Су-27, предназначены для такого боя, но не располагают достаточно мощным вооружением, которое могло бы привести к распаду машины типа Boeing на части в воздухе. Кроме того, значительная площадь рассеивания обломков и внезапный обрыв записей бортовых "черных ящиков" свидетельствуют против того, что обстрел мог быть совершен из бортовой пушки. Этой точки зрения придерживаются и многие другие эксперты, например сотрудник стокгольмского Международного института исследований проблем мира (SIPRI) Симон Веземан. Boeing просто не мог быть сбит штурмовиком Су-25. Это технически невозможно.
Четвертый аргумент, который выдвигает Россия: "Украина должна была закрыть воздушное пространство". С этим аргументом журналисты частично соглашаются.
14 июля 2014 года, за три дня до гибели лайнера, выполнявшего рейс MH-17, над восточной Украиной был сбит транспортный военный самолет АН-26. Он летел на высоте 6000 метров. С самого начала конфликта это был первый случай, когда самолет был сбит на такой высоте. Нет сомнений в том, что цели на высоте в 6000 метров невозможно сбить с помощью легких переносных зенитно-ракетных комплексов. Следовательно, катастрофа АН-26 означает, что либо сепаратисты располагали ракетами "земля-воздух", либо машина была сбита российскими истребителями. На встрече 14 июля 2014 года в Киеве с этими новыми обстоятельствами были ознакомлены и западные дипломаты. Эксперты, в частности сотрудник SIPRI Симон Веземан, подтверждают, что практически все зенитно-ракетные комплексы, способные поражать цели на высоте в 6000 километров, могут сбивать самолеты и на высотах до 10-12 тысяч метров.
Сразу после того, как был сбит АН-26, украинские власти закрыли воздушное пространство, но лишь до высоты в 9750 метров, то есть ниже нормальной высоты полетов гражданских самолетов от 10 до12 тысяч метров. Профессор Эльмар Гимулла - адвокат, специализирующийся на воздушном праве. Он считает, что решение украинских властей было ошибочным: "Если АН-26 был сбит с земли, то украинские власти исходили из предпосылки, что ракета долетает до высоты в 9750 метров, разворачивается и падает на землю. Это, конечно, глупости, многие ракеты взлетают выше. А если АН-26 был сбит ракетой с самолета, то каждому ясно: самолет, который технически в состоянии вести бой на высоте в 9750 метров, способен оперировать и выше этого потолка". Профессор Эльмар Гимулла убежден: украинские власти должны были полностью закрыть воздушное пространство. Он предъявил иск к Украине в Европейском суде по правам человека.
Напомним, официальное расследование проводит международная следственная группа из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. До сих пор его результаты не опубликованы.