НОВИНИ ДНЯ: Байден хоче списати майже 5 мільярдів доларів боргу Україні  Розвідка Британії оцінила зміни в армії РФ за час повномасштабної війни  Жителів низки регіонів України попередили про ожеледицю на дорогах у найближчу добу  Банки скоротили іпотечне кредитування українців  У Росії найбільша алмазна компанія заявила про кризу і закриття копалень  Путін уже лякає інші країни ударами: що говорить  Мокрий сніг і різкі перепади температури: яку погоду в Україні очікувати 23 листопадавсі новини дня
Політика
Україна
05.04.2009 19678

У любого чиновника есть 100 законных способов игнорировать "правильное" решение сверху

Пока украинская политическая модель существует в рамках экономики советского типа, крупный бизнесмен будет стремиться во власть за статусом и влиянием. СССР подпольно существует до сих пор — в виде нашей «исполнительной власти».

Владимир ЗОЛОТОРЕВ, КОНТРАКТЫ
 

 

По самым смелым прикидкам, украинский бизнес инвестировал в  последнюю избирательную кампанию $10 млрд. Многие бизнесмены вновь попытались избираться и быть избранными. Немногие избранные путаются в показаниях, отвечая на вопрос — что же они хотят взамен?

Для того чтобы помочь им ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, что Украинское государство (исполнительная власть) лишь в некоторой части является государством в классическом смысле — оно не было создано, а появилось как осколок СССР и сохранило свои принципы организации. В СССР существовала удивительная ситуация, когда «нигде ничего не было, но у всех все было», что до боли напоминает родных чиновников, у которых зарплаты маленькие, но все есть.

В Стране Советов происходило это потому, что реальная экономика основывалась на статусе, а не на капитале. Отметим, что в той системе общественных отношений, статус часто не совпадал с формальной иерархией. Большим статусом обладали люди, «умеющие крутиться», которые фактически были предпринимателями по-советски — они боролись между собой за рынки связей и знакомств.

Что такая экономика убыточна — очевидно, так как она предельно персонифицирована. На обычном рынке товары и услуги предлагаются всем желающим, в советском — своим. Такая практика разрушила СССР, так как трансакции, требующие личного знакомства, крайне затратны. Система фактически натурального обмена может существовать в деревне, но не в государстве в 250 миллионов душ.

Однако советское государство никуда не исчезло, оно просто свернулось, ушло из некоторых сфер общества, но внутри практически не изменилось. СССР подпольно существует до сих пор — в виде нашей «исполнительной власти». Ну а само это «государство» занимается паразитированием на денежной экономике. Кроме всего прочего, это означает, что внутри системы действует «невидимая рука», распределяющая ресурсы и формируемая отношениями статуса.

Теперь, если мы посмотрим с этой точки зрения на украинскую политику, увидим картину, несколько отличающуюся от привычной. Во-первых, мы почти не увидим (и это подтверждается практикой) ситуации, когда бы чиновники стояли, как на базаре, и торговали своими нормами и правилами. Торговля идет преимущественно статусом — предметом нематериальным.

Статус, разумеется, конвертируется в материальные блага, но у него есть одна особенность — чем он больше, тем дороже конвертируется. Поэтому борьба идет не столько за сиюминутные взятки, сколько за больший статус. Во-вторых, «невидимая рука» в полной мере подтверждает свою эффективность в этой системе.

Чиновники конкурируют и даже воюют друг с другом и ничего не делают специально для сохранения кормящей их системы. Не нужно говорить, что наши чиновники (да и большинство населения) руководствуются довольно специфическими нормами морали. Это заставляет их принимать решения, идущие на пользу системе, даже не задумываясь об этом. Этот способ координации является наиболее эффективным. Если бы даже все эти люди вдруг сговорились сознательно вредить стране, они бы сделали это куда хуже, чем делают это сейчас, руководствуясь благими намерениями.

Итак, можно попробовать дать краткое описание украинской политэкономической модели. Фактически у нас существует два рынка: один, формируемый денежной экономикой, другой — статусной экономикой советского типа. Хотя они существуют одновременно и их субъекты пересекаются, можно сказать, что второй рынок существует за счет первого.

Национальное богатство, создаваемое первым рынком, благополучно проедается вторым. Трудно сказать, возможен ли между ними баланс, но развитие страны точно невозможно. Такое государство непригодно для управления, все управление оно стремится организовать лишь для собственного жизнеобеспечения.

Это государство крайне эффективно создает хаос и неопределенность, порождающие коррупцию. Самое печальное, что оно не может быть реформируемо изнутри, так как нормы, правила и способы их применения, по сути, представляют собой конкурентную среду. Иначе говоря, у чиновников всегда есть 100 совершенно законных способов игнорировать «правильные» реформаторские решения.

Существует огромное количество примеров того, как система сама ищет и находит эффективные способы не исполнять либо искажать до прямо противоположных решения, идущие ей во вред. И наконец, последнее. Нет более заинтересованного в коррупции человека, чем обычный украинский гражданин. Коррупция экономит его силы, нервы и время и позволяет добиваться хоть каких-то результатов.

Если всерьез говорить о том, что нужно сделать для выхода из ситуации, то следовало бы сказать хотя бы о двух направлениях. Прежде всего необходимо «реинсталлировать» государство. Если не получается победить его изнутри, нужно сделать это снаружи. Необходимо создать новое государство с заранее известными полномочиями и полностью ограничить возможность чиновников менять эти полномочия. Функции государства должны быть такими, чтобы коррупционные методы решения проблем были дороже и менее эффективны, чем обычные. 

Оценка материала:

4.57 / 7
У любого чиновника есть 100 законных способов игнорировать "правильное" решение сверху 4.57 5 7
Політика / Україна
05.04.2009 19678
Еще материалы раздела «Україна»