Бізнес
Ринки та компанії
Сколько кризисов вы пережили? Вопрос Контрактов
На вопрос Контрактов отвечают: Оксана Елманова (FIM), Анатолий Редер (ОАО «ИнтерХим»), Александр Красовицкий (издательство «Фолио»), Алла Савченко («БДО Баланс-Аудит»
Оксана ЕЛМАНОВА,
гендиректор группы компаний FIM
— На рынке мы около 14 лет, и, конечно, нам пришлось
пережить кризис 1998 года. Однако кризис может быть связан не только с
глобальными неурядицами в мировой финансовой системе, но и с внутренними
проблемами компании, которые ощущаются особенно остро после достижения
определенного рубежа, к которому мы пришли в 2007-м. Вот тогда был настоящий
кризис: переживания, бессонные ночи, ломка старых методов работы и создание
новой, более эффективной бизнес-модели.
Тут можно провести параллель с половым созреванием человека: компании тоже переживают возрастную ломку. Да, обидно, что прыщики на лице появляются, но это не катастрофа, а проявление взросления. Как говорил великий Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» Это и есть главный принцип нашей компании в кризисной ситуации.
Анатолий РЕДЕР,
председатель правления, гендиректор ОАО «ИнтерХим»
— С первым серьезным кризисом столкнулись в 1998 году. Мы не
жили, а выживали, работая на пределе сил и нервов. Выдержали потому, что не
поддавались панике, сохраняли спокойствие. Понимали, что должны быть готовы к
любому повороту событий. Вторым кризисом стал период резкого падения сбыта
нашей продукции в 1999–2001 годах. Это было время стихийного вхождения на наш
рынок конкурентов из Китая и Индии. Пришлось пересмотреть планы,
переформатировать производство, освоить новое направление: начали выпускать
готовые лекарственные средства. Тот кризис научил нас действовать парадоксально:
не плыть по течению, а менять направление, не выживать, а развиваться.
Александр КРАСОВИЦКИЙ,
гендиректор издательства «Фолио»
— Это уже третий большой кризис на моем веку. К 1993-му
издательство довольно крепко стояло на ногах, выпуская книги тиражами по 100
тыс. экземпляров. Но началась гиперинфляция, и средний тираж уменьшился до 4–5
тыс. Стабилизация наступила тогда, когда большинство игроков рынка покинули его
— оставшимся стало работать значительно легче. В 1998–2000 годах продажи вновь
резко упали, и выпуск книг стал убыточным. Издательство значительно сократило
объемы производства (в августе 1998-го мы выпустили 190 тыс. книг, в июле
1999-го — 5 тыс. экземпляров), но не остановило его. Кроме того, мы полностью
сконцентрировались на украинском рынке, покинув российский. Дальнейшее развитие
событий показало, что решение сохранить производство было правильным: те, кто в
тот период уходили с рынка, возвращались на него с большими трудностями.
Сейчас мы также уменьшили средний тираж, но общие объемы выпуска удалось сохранить за счет увеличения числа наименований издаваемых книг. Поэтому, несмотря на кризис, продажи у нас даже немного выросли. Ставку делаем на классику и книги ценовой категории до 30 грн.
Алла САВЧЕНКО,
президент компании «БДО Баланс-Аудит»
— В 1992 году я только начинала бизнес в сфере разработки
компьютерных программ для бухгалтеров. В принципе, открытие собственного дела и
стало антикризисным шагом для обеспечения выживания. Когда никто не покупал
наши программы, мы учили бухгалтеров работе на компьютере или помогали
регистрировать новые предприятия. В общем, брались за все, что могло принести
деньги и где мы были хотя бы немножко специалистами. В 1998 году у нас уже была
крупная аудиторская фирма. В связи с кризисом мы получили букет проблем: наш
банк разорился и мы потеряли большую часть денег, клиентам было не до аудита…
Поэтому спасли другие бизнесы, которыми к тому моменту мы уже занимались.
Принцип «не класть все яйца в одну корзину» я тогда усвоила на практике.
Большую часть филиалов пришлось перепрофилировать на предоставление услуг
обучения учету и продажу бухгалтерской периодики. Кризис — очень хороший
стимулятор изменений. Чтобы понять, куда теперь надо бежать, какие услуги и по
какой цене предлагать, нужно идти к клиенту, задавать ему вопросы, искать его
интерес.
Фото Светланы СКРЯБИНОЙ