Бізнес
Економіка
ЭКСПО 2015: дорого, зрелищно и без Украины
Всемирная выставка ЭКСПО 2015, несмотря на многочисленные скандалы, открыта с 1 мая до 31 октября. Такие выставки проходят один раз в 5 лет. Следующим эстафету в 2020 году принимает Дубаи, где уже из-за этого наблюдается рост цен. Предыдущая Шанхайская выставка поставила своеобразный рекорд по посетителям – 73 млн.
Всемирная выставка ЭКСПО – это презентация национальных брендов и их интересных концепций. Туда не стоит ехать с простой презентацией бизнеса или скучными картинками о том, какие ресурсы имеются в стране. На ЭКСПО страны соревнуются за туристов, пытаясь удивить, поразить, вовлечь и заработать (через продажу сувениров и будущих туристических потоков в страну).
ЭКСПО – это интересно и дорого. Стоимость павильонов – от 800 000 евро и выше. Именно поэтому, для стран, которые не могут себе это позволить, были придуманы кластеры, например, кластер «кофе». Страны в кластерах использовали возможность, чтобы рассказать о своей стране и показать/продать как можно больше туристических сувениров. Лучшие женские украшения были куплены автором именно в кластере кофе. Большие затраты на выставку стали причиной отказа Украины от участия в 2014. Однако, мы не единственная страна, которая отказалась от участия. Среди отказников – Канада, Австралия и целый ряд благополучных скандинавских стран. Кстати, Торонто пытался соперничать с Миланом по проведению ЭКСПО 2015, как и Измир (Турция), но они не выиграли. Позже, канадцы посчитали, что участие в выставке им будет стоить около 50 млн долларов, и решили воздержаться.
Скандалы ЭКСПО 2015
- арест семи менеджеров и экс-членов Парламента за коррупцию, отставка Министра инфраструктуры
- первоначальный перевод английской версии сайта через переводчик гугл, несмотря на тендеры и долгий выбор агентств;
- работы в последний момент (ходила шутка «готов ли город к ЭКСПО? – нет, но это очень по-итальянски готовиться в последнюю минуту»
На ЭКСПО были и страны, которые решили участвовать недавно – с декабря 2014 года (напомним, что некоторые страны готовились к ЭКСПО более 3-4 лет). Нидерланды, например, не продемонстрировали интересной концепции, отдав большую часть территории под кафе и рестораны с голландской едой. Хотя именно эта страна является лидером по инновациям в сельском хозяйстве и циркулярной экономике.
Темой ЭКСПО 2015 является «Накормить планету. Энергия для жизни», поэтому она посвящена, прежде всего, сельскому хозяйству и еде. Еды на самой выставке тоже много, в основном бутерброды, что создает определенный диссонанс с концепцией «есть ответственно и в меру». ЭКСПО 2015 никак не обучает посетителей правильному питанию, а наоборот – продвигает «перекусы бутербродами», бигмаками (МакДональдз там тоже был), запивая Кока-колой. Несмотря на недовольство общественности по поводу последних двух компаний, они там были. Пожалуй, это главная претензия к ЭКСПО. На билет стоимостью в 39 евро жаловаться не будем.
ЦИФРЫ
Ожидается, что ЭКСПО:
- посетят 20 млн посетителей;
- увеличит ВВП страны на 10-14 млрд евро;
- создаст 191 000 новых рабочих мест.
Уже потрачено 1,3 млрд евро на инфраструктуру и услуги, если включить строительство метро и дорог то цифра увеличится до 12,5 млрд евро
Участники: 116 стран (включая 54 индивидуальных павильона), 3 международные организации, включая ООН и ЕС, 17 общественных организаций, включая Оxfam и Каритас, 5 компаний, включая Coca-Cola (информация expo2015.org)
На ЭКСПО ожидается 20 млн посетителей. Тем не менее, поразило, что основной массив посетителей и огромные очереди случались в рабочие часы будних дней, что свидетельствует о большом количестве выставок, круглых столов и конференций.
Представление страны на ЭКСПО
Побывав на ЭКСПО 2015, осталось ощущение, что с точки зрения привлечения внимания среднего европейца и донесения правдивой информации, Украине стоило принимать участие. Кстати, Непал имел свой стенд, а также собирал деньги на борьбу с последствиями недавнего землетрясения, вовлекая людей через благотворительность. С группой волонтеров мы очень хотели, чтобы Украина была представлена, и немало было сделано с февраля 2015. Тем не менее, побывав на ЭКСПО, признаю, что, не имея концепции, хорошую презентацию страны сделать сложно. Концепция презентации страны должна:
- быть интересной и релевантной к теме;
- вовлекать людей (интерактивные поверхности, шлемы виртуальной реальности, планшеты (например, Словакия всем посетителям выдавала планшеты);
- развлекать людей (соляные насыпи, которые нужно разравнивать (Словения); хоровое пение и исполнение песен (Казахстан, Беларусь, Словения), игрушки-символы города или страны, возле которых можно сфотографироваться);
- национальная еда и напитки, включая и алкогольные.
Павильоны, которые впечатлили
Павильон Анголы с темой "Еда и культура: Образование для инноваций"
Сам павильон, концепция и воплощение (готовил итальянский дизайнер) были изумительными. Там не было упоминания о том, что 80% сельскохозяйственных земель были разрушены войной, но там было очень много о туризме, культуре и сельском хозяйстве. В павильоне площадью 2000 квадратных метров чувствовалась культура и душа африканской нации. Трехэтажный стенд рассказывал о разных уголках страны, местных обычаях, технологиях и науке, а также о роли женщин.
В павильоне Анголы чувствовалась культура и душа Африки.
Стенд Южной Кореи «Хансик. Еда будущего. Ты есть то, что ты ешь»
Хансик означает корейскую еду. Корея в своем павильоне приглашала к диалогу о будущем, безопасной и здоровой еде. Затрагивалась и тема ожирения, подчеркивалось, что еда влияет на то, как человек выглядит. Корея оправдала свое название «высокотехнологичной» страны, показав высокие технологии и роботов, hi-tech в приготовлении пищи. Несколько залов рассказывали о:
- симфонии еды: демонстрация здоровой и гармоничной еды;
- науке времени: демонстрация процесса ферментации, часто используемого в хансике;
- мудрости природы: демонстрация хранения еды
Был и корейский ресторан, рекомендовавший попробовать органическую еду, состоящую из трех блюд: гармония, здоровье и исцеление. Все блюда содержали свежие ингредиенты и фрукты/овощи.
Павильон Ирландии «Уникальная зеленая Ирландия: работая с природой»
Он был первым, но одним из немногих, который отвечал заявленной теме ЭКСПО на все 100%. В павильоне были и прекрасные зеленые пейзажи, и путешествие через ирландскую деревню. Основной посыл Ирландии очень устойчив: «земля и море принадлежит не нам, а тем, кто придет после нас». Более того, заботясь о будущих поколениях, Ирландия стала лидером в экспорте полностью сертифицированной продукции. Темы, которые поднимает Ирландия на ЭКСПО 2015: качество и безопасность продукции, выбросы СО2, энергоэффективность, устойчивость почв, управление водными ресурсами, использование пестицидов и удобрений.
Павильон Словении «Я чувствую Словению. Зеленую. Активную. Здоровую»
В павильоне в 1910 кв метров страну, правда, можно посмотреть и почувствовать. Тем более, что в Словении есть 24 гастрономических региона, а зеленые площади потрясают.
Положительное влияние
- город увеличил разветвленность и продолжительность своего метро;
- увеличил зеленое пространство (кстати, много зелени и на крышах домов);
- планирует открыть 10 новых музеев после ЭКСПО 2015;
- ЕС начал создание документа по роли науки в глобальной безопасности еды, результаты которого будут опубликованы в октябре.
Павильон Великобритании «Рост в Великобритании и Северной Ирландии»
Павильон в виде улья (плюс подчеркнута проблема уменьшения количества пчел в Европе) показывает, как Великобритания и Северная Ирландия пытаются решать вопросы сельскохозяйственных технологий, науки, креативных индустрий, охраны здоровья, устойчивого развития и международного сотрудничества.
Павильон Эстонии «Галерея»
Павильон демонстрирует молодую, динамичную и быстро развивающую страну. В нем были собраны более 30 эстонских компаний, эстонская музыка, дизайн, природа и культура. Эстония представлена как страна с древними традициями, прекрасной природой и технологическими инновациями, такими как: электронная подпись и электронное гражданство. В павильоне были и качели, катаясь на которых посетители могли трансформировать кинетическую энергию в электрическую, демонстрируя таким образом, сколько энергии необходимо для простых ежедневных активностей (напр. зарядить телефон).
Стенд Туркменистана – один из самых странных.
Но были и странные стенды. Один из самых странных – стенд Туркменистана. На огромной территории можно было найти все, что угодно, включая учебники для школы по русскому языку (!), бензин, консервы и многое-многое другое. Сложилось твердое ощущение, что организаторы этого павильона не поняли, что такое ЭКСПО 2015.
Десять часов на ЭКСПО 2015 пробежали как один час. Осталось много неувиденного, но остальные страны уже увидим на ЭКСПО 2020 с темой «Соединяя умы, создавая будущее», которая подчеркивает, что новые устойчивые решения глобальных проблем требуют сотрудничества разных культур и регионов. Надеемся, что павильон Украины там будет тоже. ЭКСПО остается хорошим шансом презентации страны и ее достоинств.
Автор: Марина Сапрыкина, руководитель Центра «Развитие КСО», со-основатель Инициативы Ukraine Country Brand