Життя та Стиль
Автоклуб
Китай становится лидером по производству и продаже автомобилей
В I квартале 2009-го продажи легковых автомобилей в мире выросли лишь на трех крупных локальных рынках: в Китае (+24% год к году), Германии (+20%) и Франции (+8%). Для сравнения: в Украине квартальные продажи оказались более чем на 70% ниже, чем в I квартале 2008-го.
На самом деле чудес нет: французы и немцы продемонстрировали впечатляющий рост благодаря фактически одной-единственной мере: премии за утилизацию старой машины при покупке новой. К примеру, в Германии покупатель нового автомобиля получает EUR2,5 тыс. — в обмен на согласие утилизировать старую машину, чей возраст должен превышать 9 лет. В итоге, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), продажи новых машин в марте увеличились на рекордные 39,9% год к году. Такими темпами немецкий авторынок не рос несколько десятилетий.
Аналогичная программа действует во Франции, где покупателей новых машин премируют EUR1 тыс. А в мае подобные меры планирует предпринять и правительство Великобритании: потенциальные покупатели новых легковушек будут получать премию в размере GBP2 тыс. (около EUR2,3 тыс.).
В отличие от стран Старого Света власти Поднебесной ограничились всего лишь снижением налогов, уплачиваемых при приобретении малолитражек с объемом двигателя менее 1,6 л — до 5% от докризисной величины. К тому же жители сельскохозяйственных провинций могут приобрести авто по льготному кредиту (на общие показатели это не оказывает существенного влияния — общее число продаж в кредит в марте не превышало 8% рынка).
Тем не менее, по данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), продажи машин на внутреннем рынке (начиная с января 2009-го) превысили аналогичный показатель для США. За первый месяц нынешнего года в Китае было продано 790 тыс. легковушек против 675 тыс. авто в Штатах. Всего по итогам квартала китайцы приобрели 2,67 млн автомобилей.
Впрочем, чуда нет и здесь. Китайские власти в 2008-м жестко регулировали все экономические параметры, начиная с темпов роста экспорта и заканчивая объемом кредитования на внутреннем рынке. И получили вполне закономерный результат: по сравнению с развитыми странами экономика Поднебесной оказалась менее затронута кризисом. По словам премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао, в марте 2009-го промпроизводство выросло на 8,3% год к году, оборот розничной торговли — на 14,7%, инвестиции в основной капитал увеличились более чем на 30%.
С такими показателями китайский центробанк в марте с легкостью смог выделить автокомпаниям 1,89 трлн юаней (около $277 млрд) помощи для преодоления падения продаж на мировых рынках, разработки новых моделей и снижения цен на внутреннем рынке. Для сравнения: размер госпомощи автоконцернам США не превышает $15 млрд. Неудивительно, что американский авторынок по итогам I квартала потерял 40%, а китайский — вырос на четверть.
Российский, американский и японский авторынки за этот же период сократились почти на 40% каждый, продажи легковых машин в среднем по странам ЕС в I квартале просели на 17,2% год к году. Китай, Германия и Франция на этом фоне выглядят экономическим чудом.