НОВИНИ ДНЯ: Буде "особливість": синоптикиня розповіла, на яку погоду чекати в п'ятницю в Україні  Британська розвідка оцінила "могутність" Чорноморського флоту РФ після 1000 днів війни  Сало по-гуцульськи: стародавній рецепт ароматної закуски на зиму  Україну замете не на жарт. Які області засипле снігом найближчим часом  РФ за 10 днів втрачає стільки, як СРСР в Афганістані за 10 років – експерт  Україна може програти, якщо США скоротять допомогу, - Зеленський  У Києві прогнозують подальше ускладнення погодних умоввсі новини дня
19.10.2015 11798

Корабль безответственности: почему Украина может так и остаться в “третьем мире”

Трагедия в Одесской области может, на первый взгляд, выглядеть “штатной” катастрофой – в море гибнут и куда более мощные суда, чем прогулочный катер. Но зачем совершать прогулки в шторм, да еще и без спасательных жилетов?

У того, кто вывел катер в море, будет простой и ясный ответ на этот вопрос – потому что необходимо получать деньги, пока еще продолжается хоть какой-то сезон и есть желающие поучаствовать в морской прогулке. Если не выходить в шторм – то вообще ничего не заработаешь. И совсем не обязательно катер должен перевернуться при такой погоде. А спасательные жилеты? Ну да, в принципе они нужны. Но в такой “луже”, как правило, ничего никогда не может произойти. Все это – неудачное стечение обстоятельств, не более того…

На самом деле все эти оправдания и объяснения очень типичны. И все вместе они – яркая картина безответственности. Причем безответственности не индивидуальной – коллективной. Безответственности отношения к собственной деятельности, господствующей в украинском бизнесе как таковом.

У меня был большой соблазн говорить также и о безответственности пассажиров прогулочного катера. Как они могли решиться на поездку в шторм – да еще и без спасательных жилетов? Но я хорошо запомнил свою последнюю морскую прогулку в Крыму. Мне – и другим пассажирам – предложили сесть на катер в совершенно спокойном, я бы сказал даже безмятежном порту Нового Света. Но когда мы выплыли из бухты, оказалось, что за бортом бушует самый настоящий шторм – совершенно безопасный для большого парома, на котором я не раз совершал такие рейсы – но губительный для маленького катера. Да, это был обычный обман, эксплуатирующий чужое доверие.  Меня поразило то, что капитан катера, казалось, даже и не отдает себе отчета в возможных последствиях для жизни тех, кого он взял на борт. Сезон заканчивался, и прибыль была единственной мотивацией этого проходимца. Так что заставить его причалить к ближайшему пляжу было не так-то и просто – причем оплату за свои сомнительные услуги “бизнесмен” потребовал сполна. Были ли на его судне спасательные жилеты? Думаю, вряд ли. Но когда пассажиры оказываются на борту судна, им, как правило, и в голову не приходит спрашивать об элементарных вещах. Потому что оказание услуги само по себе как раз и подразумевает доверие. Доверие, которое в украинских условиях не оправдывает надежд.

Мы уверены, что главным препятствием для развития украинской экономики является ее тотальная монополизированность, коррумпированность и чиновничье засилье.  Сомнений нет. Но хочется, чтобы каждый задал себе очень простой вопрос - что произойдет, если завершатся все эти бесконечные проверки? Если мы, наконец, получим цивилизованную власть, которая будет доверять бизнесу – а бизнес будет продолжать обманывать общество. Или вам никогда не приходилось бывать в ситуации, которая схожа с одесской? Или вас никогда не кормили некачественной едой в ресторанах? Или вам не продавали в аптеках некачественные лекарства? Или врачи, к которым вы приходили, что называется, с улицы, не ставили вам “дорогие” диагнозы и не подсаживали на препараты, о продвижении которых они договорились с фармацевтическими компаниями? Или вам никогда не продавали изделия – как отечественные, так и импортные – которые оказывались самым элементарным браком? И вы думаете, что победив коррупцию, вы от всего этого избавитесь? Нет, дорогие мои, победив коррупцию, вы захлебнетесь в этом мутном потоке тотального обмана и неуважения к ближнему, в искренней бесхитростной вере в то, что бизнес – это и есть обман. Эта вера советского и постсоветского бедняка, мечтающего стать нуворишем и при этом почти всегда остающегося бедняком – то, что способно похоронить любую экономику, то, что делает “третий мир” “третьим миром” даже при успехе любых экономических реформ.

Поэтому не стоит верить тем, кто утверждает, что единственная проблема Украины – это промедление с реформами, а то у нас давно бы действовало бы экномическое соглашение об ассоциации с ЕС и был бы безвизовый режим. В Республике Молдова уже действует и соглашение об ассоциации с ЕС, и безвизовый режим есть – а коррупция похлеще нашей. Не верьте тем, кто утверждает, что только победа над коррупцией позволит нам войти в Евросоюз и НАТО и обеспечить свое будущее – Румыния давно уже в ЕС, а до победы над коррупцией там еще очень далеко. Не доверяйте тем, кто утверждает, что украинскую евроинтеграцию сдерживают “олигархи” и только победив их, мы удовлетворим Европу. Греция давно уже забыла, что такое евроинтеграция и даже думала уйти из зоны евро, а вот олигархи-судовладельцы, очень схожие по своей сути с украинскими олигархами, там сохраняются до сих пор. И именно они, а никакие не Ципрасы с Варуфакисами, определяют происходящее в Греции, так как нежелание повышать налоги на их деятельность было одним из важнейших пунктов разногласий Евросоюза как с правыми, так и с левыми правительствами Греции.

portnikov

Виталий
Портников

украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.

Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.

Главная проблема Украины - не промедление с реформами, коррупция и олигархия. Реформы можно ускорить, коррупцию обуздать, роль олигархов ограничить. Но что делать с тотальной безответственностью и тотальной готовностью к обману? Что делать с максимой “не мы такие – жизнь такая”, которую можно начертать на воротах в Украину? А ведь именно эта фраза и есть водоразделом, который проходит между африканским и европейским государствами.

Для того чтобы победить многоголовую гидру чиновничьей безотвественности, нужно для начала избавиться от безответственности в себе и своих ближних. Научитесь не обманывать сами и помните, что даже маленькая ложь рождает большое недоверие. Научитесь не покрывать обман “социально близких” вам людей – помните, что из этого внешне невинного обмана бедняка вырастает в конечном счете обман богача и обман государства. Научитесь контролировать собственную жизнь и не акцептировать желание ваших сограждан нажиться на вас, подбросив вам гниль. Тогда будет куда легче и честнее возмущаться неправедной властью, неправильными депутатами и министрами, эгоистичными олигархами.

Да и еще: никогда не садитесь на катер в сильный шторм. Научитесь видеть дальше собственной бухты.

Оценка материала:

4.33 / 6
Корабль безответственности: почему Украина может так и остаться в “третьем мире” 4.33 5 6
19.10.2015 11798
comments powered by Disqus
Еще колонки: Виталий Портников