Бізнес
Економіка
Последний рубеж. Что ждет украинскую экономику после 2015 года?
По всем прогнозам нынешний 2015 год станет для украинской экономики своеобразным испытанием на прочность, рубежом, после которого есть надежда увидеть рост ВВП и снижение темпов инфляции. Однако чем обернутся для Украины 2016 и 2017 года, зависит не только от ситуации на политической арене и от исхода конфликта на Востоке страны, но также и от регуляторной политики государства, итогов налоговой реформы и, разумеется, от реализации антикоррупционных мер, заявленных властями.
«Дно» уже рядом
Ни у кого уже не вызывает сомнения тот факт, что рецессия в 2015 году достигнет своей наибольшей глубины. Пока что наиболее сдержан в своих оценках итогов завершающегося года Кабинет министров. Согласно заявлениям Министерства экономического развития и торговли, в 3-4 квартале темпы падения ВВП замедлятся, и по результатам года составят 8,9%. Однако такие ожидания не разделяет Национальный банк. В НБУ предполагают, что падение ВВП достигнет 11,5%. Его поддерживает и Международный валютный фонд, который с начала 2015 года трижды пересмотрел свой прогноз, ухудшив его с 5,5% до 11%.
Такой обвал ВВП отнюдь не кажется фантастикой, с оглядкой на троекратную девальвацию гривны, которую Украина пережила с 2014 года. И отложенный эффект этого ослабления валюты отечественная экономика ощутила на себе как раз в этом году. Не менее красноречивы и темпы инфляции, которые по итогам текущего года могут достичь 45-50%. Все это, разумеется, отражается на темпах промышленного производства, которое только за 8 месяцев 2015 года сократилось на 18%. Хотя за весь 2014 год, к примеру, сокращение составило 10,7%.
Не радуют настроения потребителей и их платежеспособный спрос. Речь о показателе оборота розничной торговли, который в 1 полугодии снизился на 25% по сравнению с январем-июнем 2014 года. Фактически, Украина лишилась единственного драйвера, который хоть как-то «подогревал» увядающую украинскую экономику. А сокращение промышленности и торговли явно не лучшим образом сказывается на внешнеторговом балансе. Да, его сальдо по итогам 1 полугодия текущего года положительное, 2,9 млрд долларов. Но это результат того, что импорт попросту сокращается большими темпами, нежели экспорт. Падение по данным статьям в январе-июне по сравнению с 1 полугодием 2014 года достигло 37% и 34% соответственно. К тому же, уменьшается приток валюты, что в условиях долгового кризиса болезненно отражается на выполнении обязательств.
Виден свет
И все же, на 2016 год и правительство, и внешние кредиторы смотрят с приподнятым настроением. Кабмин еще в августе утвердил прогноз экономического и социального развития Украины на 2016-2019 годы. Этот документ содержит два сценария: пессимистический (как показывает практика, он более реалистичен) и оптимистический.
Согласно ожиданиям правительства, уже в 2016 году возможен рост ВВП до 2% (в худшем случае – падение на 0,3%). В 2017 году валовый внутренний продукт вырастет на 1-3,5%, а в 2018 году, равно как и в 2019, ожидается рост на уровне 3-4%. При этом в 2016 году уровень инфляции в Украине составит 12-14,7%, в 2017 году ее темпы замедлятся до 8,1-10,3%, а в 2018 и 2019 годах - до 5,5-5,8%.
Национальный банк в данном случае более оптимистичен, нежели Кабмин. Ведомство Валерии Гонтаревой предполагает, что ВВП в уже в 2016 году вырастет на 3,1% при темпах инфляции около 11,5%.
МВФ, напротив, чуть более скромен в своих оценках, склоняясь больше к расчетам Кабинета Министров, и прогнозируя рост ВВП на уровне 2% в 2016 году. Ко всему прочему международный валютный фонд ожидает снижение уровня безработицы, с 11,5% по итогам 2015 года до 11% в 2016 году. Однако предупреждает, что украинская экономика будет находиться под существенным давлением внешнего долга, уровень которого вплоть до 2019 года останется на отметке, превышающей 90% ВВП.
Ульянова Наталья
Директор департамента международного налогового планирования юридической фирмы «Ай Си Эф»
Впрочем, если отбросить скептицизм, сценарий восстановления экономики достаточно реалистичен. Хотя бы по той причине, что нижняя точка падения действительно практически достигнута. А в виду низкой базы сравнения, добиться пусть и минимальной динамики ВВП и других ключевых показателей будет вполне реально.
Однако, если рассуждать объективно, оживление экономического роста неразрывно связано с реформами со стороны действующих властей, а также настроением инвесторов. С теми сигналами, которые будут свидетельствовать о снижении административного и коррупционного давления на бизнес.
Меньше давления
Пока же подавляющее большинство украинских компаний пребывает в состоянии перманентной миграции. Иными словами, бизнес просчитывает отходные пути для переноса своей деятельности за пределы Украины на тот случай, если ситуация внутри страны резко обострится. Причем, это касается как производственных и торговых компаний, так и представителей высокотехнологичного и инновационного секторов, которые столкнулись с резким усилением противодействия со стороны правоохранительных органов. Только с начала 2015 года IT-компании подверглись десяткам несанкционированных проверок с изъятием документации и оборудования.
Вторая важная составляющая оздоровления экономики – реформирование налоговой системы. Перманентно налоговая реформа в Украине длится уже второй год. Но в реальности помимо пересмотра ставок отдельных налогов (и как правило, в сторону увеличения), а также точечных новаций в отношении администрирования (и далеко не всегда успешны, если обратить внимание на то, чем обернулось введение НДС-счетов), коренных изменений в самой парадигме налогообложения нет. Изменений, которые приведут к созданию нормального климата для развития бизнеса, а Государственную фискальную службу наделят не «полицейскими», а сервисными функциями, призванными сделать уплату налогов максимально простой и прозрачной.
И, невзирая на то, что буквально в ближайшую неделю Министерство финансов вместе с профильным комитетом парламента презентуют финальную концепцию налоговой реформы, ожидания бизнеса в ее отношении также достаточно пессимистичны. Именно поэтому компании находятся в постоянном поиске комфортных с точки зрения налогообложения и его предсказуемости юрисдикций. Как в Западной Европе, так и Азии. И в 2016 году эта тенденция сохранится, поскольку даже если качественные изменения в сфере налогообложения и будут, положительный эффект будет ощутим не раньше 2017-2018 годов.
Плюс ко всему, важную роль в борьбе с рецессией играет дерегуляция и снижение степени вмешательства государства во все сферы экономики в принципе. Причем, в этом направлении уже сделаны достаточно весомые шаги. Это и ликвидация в течение 2014-2015 годов боле 100 разрешительных документов и процедур, в том числе отмена множества разрешений и лицензий; и открытие свободного доступа к информации в государственных реестрах; и внедрение моратория на проверки и инициатива по его пролонгации вплоть до середины 2016 года.
Вместе с тем, бюрократическая нагрузка остается все еще чрезмерно высокой, а борьба с ее проявлениями ведется несистемно. В итоге, компании сталкиваются со злоупотреблениями в чиновничьих кабинетах, и ради сохранения бизнеса, клиентов и партнеров вынуждены искать обходные пути, что снова-таки выливается в коррупцию. А бизнес, в свою очередь, все чаще присматривается к тем возможностям, которые открываются для него за пределами Украины.
Вернуть и сохранить
Конечно, Кабмин, и Нацбанк могут оперировать красноречивыми прогнозами в отношении ключевых макропоказателей. Но для их достижения необходимо, прежде всего, позаботиться о сохранении бизнес-сообщества в Украине как такового. Ведь по неофициальным данным, за последний год в нашей стране количество предпринимателей и компаний сократилось более чем на 30%. Многие из них не выдержали потерю рынков сбыта и свернули деятельность. Об этом, кстати, говорил и министр экономического развития Айварас Абромавичус, по словам которого более миллиона лиц из сферы МСБ лишились рабочих мест.
Однако в том же МЭРТ не очень любят упоминать о том, что многие компании попросту ушли за пределы Украины. И это проблема, ведь именно они создают ту самую добавленную стоимость, на положительную динамику которой так надеется правительство. А значит, пока у бизнеса не будет весомых стимулов вести свою деятельность здесь, не опасаясь нападок со стороны налоговиков и прочих ревизоров, рост ВВП так и будет призрачной цифрой, вписанной в закон о госбюджете.
Автор: Наталья Ульянова, директор департамента международного налогового планирования юридической фирмы "Ай Си Эф"