Політика
Україна
Обяжут ли Украину платить за долги Януковича?
Кабмин заявил об успешной реструктуризации всех выпусков еврооблигаций, кроме «долга Януковича». А это $3 млрд, срок погашения которых истекает 20 декабря текущего года. Как предполагают эксперты, российская сторона может отказаться от реструктуризации этой задолженности.
Проблема погашения еврооблигаций Украины, которыми владеет РФ, обсуждается уже достаточно долго. Пока что, судя по публично доступной информации, попытки достижения компромисса были безуспешными: Украина принципиально отказывается платить без реструктуризации, а Россия не хочет соглашаться на реструктуризацию. Чего же ждать дальше?
Понятно, что отказ Украины оплачивать свои долги по облигациям может привести к наиболее логичному последствию – подаче РФ иска о взыскании в Высокий суд Англии и Уэльса, что предусмотрено условиями выпуска облигаций.
Дмитрий Шемелин
юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Шансы на победу у России в этом деле достаточно высоки: формулировки в финансовых инструментах годами шлифуются именно для максимальной предсказуемости исхода судебных процессов. Проблема тут, скорее всего, будет не в получении, а в исполнении судебного решения.
Россия в течение многих лет собственным примером доказывала, что взыскание с суверенного государства – очень сложное и ненадежное дело. Как правило, государство редко имеет за границей какие-то существенные активы, обычно такие активы либо защищены дипломатическим иммунитетом, либо формально принадлежат какому-нибудь госпредприятию. В обоих случаях взыскание будет невозможным.
До сегодняшнего дня кредиторы, пытавшиеся провести взыскание по арбитражным решениям против России, включая знаменитые компании ЮКОСа, большого успеха не достигли. Теперь подобная судьба может постигнуть и саму Россию при попытке взыскать долги с Украины.
Есть, однако, намного более опасные для Украины перспективы.
Существует известное внутреннее правило МВФ, по которому выплаты не могут производиться в пользу стран, имеющих неурегулированную задолженность по суверенным обязательствам. Если МВФ признает российские облигации суверенными (как того просит РФ), дефолт Украины может помешать нам получить следующие транши от МВФ. Это, безусловно, приведет к довольно неприятным последствиям для нашей экономики.
Если дефолта не избежать, уклониться от последствий можно двумя способами. МВФ может признать облигации частными, а не суверенными, и таким образом устранить основание для приостановления траншей. Этот вывод кажется довольно простым, однако на практике это приведет к тому, что МВФ должен будет признавать частными подобные облигации и у других стран. Это для МВФ может быть не так уж приемлемо.
Второй вариант – МВФ может отказаться от своего давно известного правила о приостановлении финансирования. На самом деле, разговоры об отмене этого правила ведутся уже довольно давно, и нельзя исключить, что наш случай станет прекрасным поводом им, наконец, реализоваться.
По моему мнению, вероятность реализации одного из вышеуказанных сценариев или подобного им достаточно высока, и для этого есть как минимум две причины. Во-первых, МВФ совершенно незачем ломать шаткое финансовое состояние Украины, которое сам же МВФ и строил последние полтора года. Во-вторых, проблема российских облигаций совершенно не является сюрпризом для МВФ, который, естественно, с первого дня знал о том, что российские облигации надо будет гасить и что денег для этого в казне нет. Скорее всего, все возможные варианты специалистами МВФ уже просчитаны и протестированы.
Наконец стоит сказать пару слов об «атакующих» сценариях, которые время от времени предлагаются Украине: концепция «одиозного долга», «долговые санкции» и подобные им.
Мне кажется, что мы вряд ли увидим реализацию хотя бы одного из этих сценариев по простой причине: с одной стороны, это требует радикальных решений со стороны наших западных коллег, в то время как с другой стороны, отсутствует реальная опасность, которая оправдывала бы такие решения.
Как упоминалось выше, после того как большинство украинских облигаций были реструктуризированы по согласию с кредиторами дефолт по российским бондам уже на самом деле мало чем угрожает Украине. Раз крупные инвесторы согласились на реструктуризацию, это решение назначается единственно верным, а Россия остается в меньшинстве. В результате, не ожидается никакой катастрофы, которую необходимо было бы предотвращать чрезвычайными мерами.
Конечно, для Украины было бы неплохо, если бы английский суд признал долги по российским облигациям одиозными или английский парламент разрешил не оплачивать эти долги в рамках санкций против РФ. Однако взглянем на эту ситуацию с английской точки зрения. Англия десятками лет работала над стабильностью и предсказуемостью английского права и имеет сегодня результат – подавляющее большинство международных финансовых сделок регулируется английским правом. Именно это позволяет английским юристам получать по тысяче фунтов в час, а Лондону быть одним из финансовых центров мира. Что случится на следующий день после того, как английский суд решит поиграть в «одиозные долги»? Любой кредитор, долг которого теоретически может быть признан одиозным (а таких отнюдь немало), выберет вместо английского права и суда какой-нибудь другой, ничем не худший, но более предсказуемый: швейцарский, французский или немецкий. Развитие этой ситуации нетрудно предсказать.
Есть ли какая-то очень конкретная причина, по которой английские судьи и парламент захотят рискнуть своим столетним «капиталом», чтобы спасти Украину? Я в этом сомневаюсь, а потому и радикальных решений от них не ожидаю.
Автор: Дмитрий Шемелин, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»