Бізнес
Економіка
5 правил успешного восстановления платежеспособности агрофирмы
Украинский агросектор очень привлекателен для иностранных инвесторов, уверен финансовый директор компании «Мрия Агрохолдинг» Тон Хулс. Главное условие успешного сотрудничества – открытый и честный диалог с кредиторами. Эксклюзивно для Контрактов он рассказал о пяти правилах успешной антикризисной работы агрокомпании в Украине.
Уникальность кейса «Мрии» заключается в том, что впервые в Украине международные кредиторы взяли на себе руководство действующей агрокомпанией, которая объявила о техническом дефолте в августе 2014 года. Тогда она уведомила держателей своих бумаг на сумму $400 млн о финансовых трудностях, которые якобы не позволяют ей заплатить по текущим обязательствам, разместив соответствующее объявление на Ирландской фондовой бирже (ISE).
В начале 2015 года кредиторы «Мрии» принимают стратегическое решение - не начинать процедуру банкротства компании, а провести масштабные кадровые чистки и назначить новое руководство. В феврале 2015 года на пост генерального директора «Мрии» приходит Саймон Чернявский, а финансовым директор становится Тон Хулс. Главная задача обновленного топ-менеджмента - возобновить платежеспособность агрофирмы.
Чтобы добиться таких результатов команда Чернявского готовит пятилетний бизнес-план, который, помимо прочего, четко пропишет программу реструктуризации долгов, чего и добиваются кредиторы. При этом принципиально важно, что финансовая команда «Мрии» работает над реструктуризацией вместе с кредиторами, а не противостоит им.
«Нас наняли кредиторы, чтобы решить их проблемы, восстановить платежеспособность компании и начать выплачивать кредиты. Мы максимально тесно сотрудничаем с кредиторами в решении этих вопросов, и отклик с их стороны на наши шаги и действия – позитивный. Они понимают, что мы максимально стараемся решить их проблемы», - заявляет изданию Тон Хулс, финансовый директор «Мрии».
Менее чем за год новым руководителям компании удается проложить путь от дефолта к восстановлению «Мрии». Проведена инвентаризация активов и операционной деятельности компании, а также аудит ее земельного банка. Возобновлен открытый диалог с кредиторами. В результате получена еще одна кредитная линия для обеспечения оборотного капитала «Мрии» для сезона 2015 года в размере $25 млн.
Перспективы оптимистичные. В 2016 году агрохолдинг «Мрия» рассчитывает привлечь у кредиторов $55 млн на пополнение оборотного капитала и в том числе на проведение весенних посевных работ. Также новый руководитель агрохолдинга рассчитывает, что уже в этом году «Мрия» выйдет на положительную EBITDA, а в 2016 этот показатель может достичь $100–150/га, к 2019 - $350–400/га.
И всего этого удается достигать благодаря разработке и реализации продуманного антикризисного плана, который состоит из пяти шагов, о которых Тон Хулс эксклюзивно рассказал Контрактам.
5 этапов антикризисного плана украинской агрокомпании от Тона Хулса:
Тон Хулс: Прозрачные отношения и диалог с кредиторами – очень важный этап успешного антикризисного плана компании
1 этап: взятие компании под контроль
Новый топ-менеджмент должен провести полную инвентаризацию финансовых инструментов и процессов, а также внедрить отсутствующие процедуры. Прежде всего, речь идет о полном аудите земельного банка компании, инвентаризации ее активов и операционной деятельности. Первоочередной задачей на данном этапе также является взятие под контроль существующих банковских счетов и полноценное восстановление контроля над денежным потоком. Следующий шаг – отделение деятельности компании от других фирм, все еще находящихся под контролем предыдущих владельцев. Особое внимание управленцы должны уделить пересмотру действующей команды и привлечение новых квалифицированных кадров.
2 этап: анализ ситуации и краткосрочное планирование
Чтобы компания, оказавшаяся на грани дефолта, получила шанс выжить, нужно провести краткосрочное планирование денежного потока компании и привлечь новый оборотный капитал для возобновления операционной деятельности агрокомпании. При этом новые управленцы должны сосредоточиться на анализе притока и оттока средств в первые 3-6 месяцев. На этом этапе также необходимо выполнить подробную инвентаризацию всех кредиторских и дебиторских задолженностей с последующим анализом с точки зрения денежных потоков для составления полной картины финансового положения компании. Гарантия успеха - полный и четкий обзор всех банковских, коммерческих и гарантийных кредитов, их статуса, документов и связанных судебных процессов.
3 этап: возобновление отношений с кредиторами
Прозрачные отношения и диалог с кредиторами – очень важный этап успешного антикризисного плана компании. Новые управленцы должны наладить хорошие рабочие отношения с кредиторами и регулярно информировать их об изменениях в компании, а также о ближайших планах нового руководства. Только на таких условиях агрокомпания может рассчитывать на предоставление от существующих кредиторов дополнительных оборотных средств для обеспечения своей операционной деятельности. А это - залог будущего финансового оздоровления компании и в дальнейшем возврата ее кредитных обязательств. Помимо того, топ-менеджмент агрофирмы на этом этапе обязан создать долгосрочную модель работы компании, основанную на подконтрольных активах, и обеспечить краткосрочное финансирование неотложных потребностей. При этом очень важно выделить капитал, предназначенный для этих целей, в обособленную структуру для его защиты от внутренних и внешних рисков.
4 этап: стабилизация и долгосрочное планирование
На этом этапе новые управленцы должны позаботиться о дальнейшей стабилизации деятельности компании и начать постепенно решать структурные проблемы. В частности, возобновить работу с лизинговыми компаниями и пополнить свой парк техники, без которого агрохолдинг не сможет сеять и собирать урожай. Следующий шаг - разработка проекта реструктуризации долга компании в тесном сотрудничестве с финансовыми и юридическими консультантами. Проект должен соответствовать текущей ситуации и учитывать интересы кредиторов разных классов. Финалом этой работы должен стать план реструктуризации, согласованный со всеми заинтересованными сторонами.
5 этап: консолидация и реструктуризация
После утверждения плана реструктуризации новый топ-менеджмент агрохолдинга должен продемонстрировать его четкое выполнение, а также максимально упростить и гармонизировать кредитные отношения с банками и инвесторами. Завершающим этапом успешного антикризисного плана компании должно стать объединение всех существующих банковских счетов и их перемещение в один банк с хорошей репутацией, чтобы денежный поток компании был чистым и прозрачным. Это чрезвычайно важно для кредиторов, которые хотят честности от новых антикризисных управленцев, понятных правил игры и прогнозируемых результатов их деятельности.
Автор: Ольга Вилик