Бізнес
Економіка
Тариф на газ останется неподъемным для населения
В ситуации непомерно возросших тарифов на природный газ граждане Украины могут рассчитывать лишь на снижение цен на этот вид сырья на мировом рынке и на увеличение объема дотаций на оплату коммунальных услуг со стороны государства. Однако ни то, ни другое к сокращению их расходов не приведет.
18 ноября Окружной апелляционный суд г. Киева вынес определение о прекращении производства по делу о законности постановления Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), о повышении тарифов на газ для населения с 1 апреля этого года и передаче его на рассмотрение Конституционного суда Украины (КСУ). Это означает, что окончательное решение по поводу того, является ли это постановление НКРЭКУ законным и, следовательно, останется в силе или же незаконным и подлежит отмене, должен будет принять КСУ.
Как известно, с 21 ноября прошлого года НКРЭКУ повысила тарифы на услуги по централизованному отоплению в среднем с 7,68 до 10-11 грн. за 1 кв. метр, то есть – примерно на 43%. Вслед за этим с 1 апреля она также увеличила тарифы на газ для населения, используемый для приготовления еды, подогрева воды и автономного отопления с 1 182 грн. за 1 тыс. куб. метров до 3 600 грн. в период с 1 октября до 1 мая для объема до 200 куб. метров в месяц и до 7 188 грн. для объема от 200 куб. метров, а также – до 7 188 грн. в период с 1 мая до 1 октября, то есть – примерно в 3-6 раз.
Именно это постановление НКРЭКУ – о росте тарифов на газ для населения в 3-6 раз – и стало предметом оспаривания в суде. В результате 3 ноября Окружной административный суд г.Киева пришел к выводу о том, что НКРЭКУ при издании этого нормативного акта превысила собственные полномочия, и потому – признал его незаконным. В ответ на это НКРЭКУ подала апелляцию в суд следующей инстанции, а киевский Окружной апелляционный суд, в свою очередь, передал дело на рассмотрение КСУ.
Наиболее важным здесь является то, что суть иска сводится к оспариванию только лишь процедуры принятия этого постановления и никак не затрагивает его содержания. То есть, речь идет о том, что НКРЭКУ при издании этого документа «неправильно» действовала, а не о том, что он сам по себе является «неправильным». И это значит, что даже в том случае, если КСУ признает это постановление незаконным, НКРЭКУ сможет тотчас же принять – уже в полном соответствии с законодательно предписанной процедурой – новое постановление, которое по смыслу ничем не будет отличаться от предыдущего. Одним словом, действующие ныне тарифы на газ для населения останутся теми же самыми.
В этот же период – в начале ноября – председатель фракции Верховной Рады «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко заявил о том, что Кабинет министров Украины (КМУ) ведет переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) о повышении нормы газа, которая в зимний период может быть оплачена по тарифу 3 600 грн. за 1 тыс. куб. метров с 200 куб. в месяц до 400. Однако уже 9 ноября министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин опроверг это заявление, подчеркнув, что увеличение этой нормы неизбежно привело бы к росту дефицита бюджета НАК «Нафтогаз Украины», а значит, Министерство энергетики и угольной промышленности Украины этот вопрос поставить в принципе не могло.
Вскоре после этого – 11 ноября – председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев сообщил о том, что компания пытается получить согласие МВФ на снижение того тарифа, по которому граждане оплачивают газ в период с 1 мая до 1 октября и объема, превышающего 200 куб. метров в месяц в период с 1 октября до 1 мая, то есть – 7 188 грн. за 1 тыс. куб. метров, в случаях падения цены импортируемого газа ниже 209 долларов за 1 тыс. куб. метров. В принципе это означает, что в те периоды и настолько, когда и насколько цена импортируемого газа будет ниже нынешней, граждане Украины могли бы платить за него меньше. Однако, в «летнее» время объемы его потребления столь незначительны, что на фоне общего роста затрат это удешевление оказалось бы весьма несущественным. В «зимнее» же время оно имело бы значение лишь при потреблении больших объемов газа, то есть намного превышающих 200 куб. в месяц. При этом следует учесть и то, что в случаях, когда цена импортируемого газа будет выше 209 долларов за 1 тыс. куб. метров, гражданам Украины придется платить за него больше. И, следовательно, в конечном счете, от подобных изменений конъюнктуры мирового рынка природного газа они едва ли что-то выиграют.
И, наконец, 5 ноября министр социальной политики Украины Павел Розенко заявил о том, что согласно проекту государственного бюджета Украины на следующий год расходы государства на субсидии гражданам для оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) будут увеличены до 43 млрд грн. по сравнению с 24 млрд грн. в этом году. Более того, в случае, если количество граждан, которые могут претендовать на субсидию, окажется больше, чем это предусмотрено расчетами, эта сумма будет увеличена.
То есть, уже сейчас государство планирует увеличить объем дотаций на оплату ЖКУ примерно в 2 раза, а значит, либо оно предполагает соответствующий рост спроса на субсидии, который может стать лишь результатом того, что вдвое большее число граждан будут не в состоянии без них обойтись, либо же – соответствующий уровень девальвации гривны, вследствие которого при неизменной цене импортируемого газа произойдет двукратный рост тарифов. Одним словом, намерение государства в будущем году тратить на субсидии вдвое больше, чем в нынешнем, означает вовсе не то, что граждане смогут платить за ЖКУ вдвое меньше, а, скорее, то, что они, как минимум, станут вдвое беднее.
Автор: Елена Герасимова