Бізнес
Економіка
Торговая война с Россией: ущерб на грани погрешности
С 1 января начинает действовать соглашение о Зоне свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС. Этот документ откроет украинский рынок для европейских товаров и существенно изменит вектор украинской внешней торговли, что очень раздражает российские власти, которые пытаются удержать Украину на торговом "крючке".
В ответ на новые правила торговли между Украиной и ЕС российские власти грозятся полностью закрыть свой рынок для украинских продуктов питания и поднять пошлины на иные товары.
Не дают покоя
Торговые отношения между Украиной и Россией с приходом холодов существенно "погорячели". Чем ближе дата 1 января, тем активнее россияне настаивают на переговорах по этой теме. Только в ноябре и декабре прошло несколько консультаций по торговым вопросам. Однако исход их практически идентичен: россияне настаивают на том, чтобы Украина отложила вступление в ЗСТ с ЕС и взяла на себя ряд обязательств, но при этом сами россияне не хотят брать на себя никаких. Украинская сторона в ответ заявляет, что подписанные с ЕС торговые условия останутся неизменными, и текст соглашения о ЗСТ менять никто не будет.
Почему россияне так противятся запуску ЗСТ Украина-ЕС? Они опасаются, что после того, как откроются границы Украины для товаров их ЕС, они придут не только в Украину, но и за счет существования ЗСТ между Украиной и Россией хлынут далее, в Россию. Украинские переговорщики считают, что даже если такая опасность и существует, то этого можно легко избежать, урегулировав соответствующие торговые процедуры. По словам заместителя министра экономического развития и торговли Натальи Микольской, россияне не могут толком обосновать свои опасения, чтобы можно было найти механизм их урегулирования. Тем не менее, украинская сторона настроена продолжать эти консультации и далее.
На прошлой неделе премьер РФ Дмитрий Медведев заявил, что уже не верит в возможность договориться до конца года с Украиной. "Шансов, что мы договоримся, на мой взгляд, почти никаких", - сказал он. При этом российский премьер напомнил, что если договориться не удастся, то с начала 2016 года будут введены специальные санкции в отношении украинского продовольствия. Документы, предусматривающие такие меры, уже приняты, и вступят в силу сразу же, как только ЗСТ между Украиной и ЕС заработает.
Нас не любят
Торговые отношения между Украиной и Россией в последние годы никак нельзя назвать теплыми – Россия планомерно и целенаправленно выдавливает украинские товары со своего рынка. В частности, Россия ввела различные ограничения на поставку из Украины соли, кондитерских изделий, пива, соков и молочных продуктов. Ограничения начали вводиться еще в прошлом году – 28 июля 2014 г. был введен запрет на поставки из Украины молочной продукции и сыров, 28 июля того же года – консервной продукции, 31 июля – соков, а 22 октября – подкарантинной растительной продукции. В этом году – 10 декабря 2015 г. – северный сосед ограничил поставки украинской курятины. Но только продуктами питания дело не ограничивалось. Например, еще в 2011 году Евразийская экономическая комиссия (специальный орган Таможенного союза, в котором Россия играет главенствующую роль) после проведения антидемпингового расследования установил пошлину в размере 26% на прокатные валки, которые используются в металлургическом производстве. При этом пошлина была установлена только на украинские валки. В феврале 2014 года эта комиссия начала повторное расследование, что означает продление пошлин и дальнейшие ограничения на поставку этой промышленной продукции на российский рынок. С 2013 года Россия также ввела ограничения на закупку украинских железнодорожных грузовых вагонов и стрелочных переводов, в результате чего экспорт из Украины товаров этой группы сократился с $1,7 млрд в 2013 до $51 млн за семь месяцев 2015 г.
Себе в убыток
Понять экономическую логику россиян во введении санкций против украинской продукции практически невозможно – иногда ее там просто нет. Например, еще на этапе повторного антидемпингового расследования против украинских прокатных валков один из руководителей Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ), который является основным поставщиком этой продукции из Украины в Россию, рассказывал о странностях в торговле с Россией. По его словам, российские заводы, несмотря на более оптимальные предложения от НКМЗ, стали отдавать предпочтение продукции других производителей, которая была и по цене выше, и по срокам поставки не такая привлекательная. Официальных пояснений не было, но в неформальных беседах россияне говорили, что есть некие указания "сверху" украинскую продукцию не брать. При этом политика вытеснения украинских производителей не приносила никаких выгод российской промышленности. Например, российский "Уралмашзавод", который инициировал ограничения на поставку украинских валков, так и не смог воспользоваться благоприятной для него ситуацией и увеличить свои продажи: при планах производства в 16-18 тыс. т за 2013 год предприятие произвело не более 7 тыс. т.
Ответные меры
Украинские власти неоднократно пытались урегулировать претензии со стороны России, но безуспешно. Поэтому было принято решение обратиться в ВТО с исками, в которых ограничения будут оспорены. Первый из них был подан в конце октября – по поводу вагонов и стрелочных переводов. По словам Натальи Никольской, за этим иском последуют новые, по мере подготовки материалов и обоснования позиций украинской стороны. По ее словам, Россия приняла около 25 ограничительных мер против украинских товаров, и по ним сейчас ведется работа по подготовке исков. Однако украинским властям придется запастись изрядной долей терпения в этой торговой войне – по мнению эксперта Экономического дискуссионного клуба Евгения Олейникова, подобные споры могут рассматриваться годами: для начала ВТО предложит обеим сторонам решить свои претензии в рамках консультаций, а если они не договорятся, тогда ВТО созовет "панель арбитров" – третейский суд ВТО, который определит, обоснован ли иск и подлежит ли удовлетворению. Но даже если правда окажется на нашей стороне, Россия может отказаться выполнять решение арбитров, и тогда у нас останется единственное средство – ввести встречные торговые ограничения.
Подсчет ущерба
Введение эмбарго на поставку украинского продовольствия в Россию и повышение пошлин – достаточно резонансный шаг. Но насколько он будет болезненным для украинской экономики, переживающей тяжелые времена? МЭРТ подсчитал, что еще несколько лет назад такие санкции были бы очень серьезными. Эмбарго на продовольствие, исходя из среднего объема поставок за 2012-2014 годы, затронуло бы наш экспорт в Россию в объеме $590,1 млн. Помимо этого, под действие пошлин (которые сегодня составляют 0%) попали бы товары, годовой экспорт которых оценивался на сумму $1 249,6 млн.
Теперь же ситуация во внешней торговле совсем иная. Наталья Микольская пояснила, что Россия своими ограничениями добилась того, что ее значение в нашей внешней торговле очень сократилось: если сравнивать 2012 год и первую половину года текущего, то доля России в общем объеме экспорта украинских товаров сократилась вдвое – с 25,6% до 12,5%. Если в 2012 году украинские компании продали в Россию товаров на $17,3 млрд, то в 2014 году – уже на $9,8 млрд, а за первую половину нынешнего года всего лишь на $2,3 млрд. Конечно, следует учитывать, что общий экспорт украинских товаров значительно сократился, но экспорт именно в Россию падал быстрее, чем в остальные страны: экспорт без учета России снизился на 28,8%, а исключительно в Россию – почти на 60%. В результате Россия сама практически своими руками привела в негодность тот рычаг, с помощью которого она могла воздействовать на нас. По оценке Министерства экономического развития и торговли, если продуктовое эмбарго будет введено после 1 января 2016 года, то под него попадут товары на сумму чуть более $60 млн, под установление таможенных тарифов попадут товары, годовой экспорт которых оценивается в сумму чуть более $450 млн. Эксперты министерства подсчитали, что из-за эмбарго наш экспорт снизится на $140-205 млн, а установление таможенных тарифов приведет к сокращению экспорта на $167-239 млн. А поскольку списки товаров, на которые действует эмбарго и таможенные тарифы, по многим позициям пересекаются, то сокращение экспорта будет даже меньшим, чем суммы этих показателей. Последствия же для всей украинской экономики от российских санкций выглядят и того мельче: продуктовое эмбарго сократит ВВП на 0,08-0,14 процентных пункта, введение таможенных тарифов – к снижению ВВП на 0,16-0,23 процентных пункта.
Запад нам поможет
Подписав документы о Зоне свободной торговли с ЕС, Украина сделала ставку на европейский рынок, который и значительно больше российского по объему, и более предсказуем, и никоим образом не зависит от политических веяний. Украинские власти настроены оптимистично и верят, что через несколько лет о торговой зависимости от России останутся одни воспоминания. Тем более, что европейские покупатели смогут компенсировать все потери от ухода российских. "Я не сомневаюсь: за несколько лет это соглашение (о ЗСТ с ЕС) компенсирует все те потери, которые наша национальная экономика, бюджет государства, социальная сфера страны и кошелек каждого Украина понесли от агрессивного закрытия Россией своего рынка для украинского рынка – мы это преодолеем", - сказал в минувшую субботу президент Петр Порошенко. Согласно данным МЭРТ, по результатам 9 месяцев 2015 года Россия занимала в общем объеме экспорта украинских товаров 12,8%, тогда как Европейский Союз – 32,9%.
Автор: Александр Колосовский