Бізнес
Економіка
Перспективы сформировать средний класс в Украине
Средний класс, преимущественно состоящий из малых и средних предпринимателей, – одна из основ демократического общества. Именно эти люди заинтересованы в наличии единых прозрачных правил игры, обеспечивающих возможность развиваться. Это те люди, которые не требуют от государства льгот и дотаций, но хотят гарантии того, что вложенные ими же средства сможет защитить закон.
Именно поэтому все страны, выбравшие демократический путь развития, так гордятся своим средним классом. Украине, чья экономика сейчас переживает крайне непростой период, принципиально важно оказать поддержку инициативным гражданам, а главное – не мешать их предпринимательским инициативам развиваться.
Глобальное исследование предпринимательства Amway, которое компания проводит ежегодно, в 2015-м было посвящено теме духа предпринимательства. По результатам опроса впервые был сформирован новый показатель – Индекс предпринимательского настроения (Amway Entrepreneurial Spirit Index, AESI). Его идея основана на теории спланированного поведения известного американского социолога Айзека Айзена. Оценка проводится по трем ключевым параметрам: желанность (насколько респонденты желают открыть свое дело), осуществимость (насколько респонденты считают себя готовыми к началу предпринимательской деятельности) и устойчивость к социальному давлению (насколько респонденты могут противостоять своему окружению, в том числе семье и друзьям, если те пытаются их отговорить).
В Украине этот индекс составил 34 пункта. Показатель серьезно ниже среднемирового – 51 пункт. Конечно, нельзя сказать, что Украина в этом вопросе пасет задних. В Китае, Индии и Таиланде, где экономика растет, показатель составил 79 пунктов. А вот в Японии он достиг всего 19 пунктов. Значительно лучше на фоне общемировых данных выглядит Индекс предпринимательского настроения в возрастной группе украинцев до 35 лет. В этой категории он равен 50, а это максимальный показатель среди всех возрастов в Украине. Тот факт, что молодое поколение настроено позитивно, – радует, однако до реального микро-предпринимательства еще далеко.
Так, только 42% респондентов из Украины заявили, что хотят стать предпринимателями. Еще меньше – 28% – уверены, что имеют достаточно возможностей, чтобы начать свой бизнес. Всего две трети опрошенных откажутся от идеи своего дела, если их отговорят друзья или члены семьи (только 32% готовы противостоять прессингу своего социального окружения).
Индекс AESI – это хороший индикатор предпринимательского духа в обществе. И нельзя сказать, что украинцы безынициативны и боятся брать на себя ответственность – широкое волонтерское движение, и многочисленные примеры, когда люди брали в свои руки ответственность за решение разного рода вопросов, в том числе в бизнесе прямых продаж, которые мы увидели как ответ на вызовы в стране за последние два года, доказывает обратное. Поэтому наша задача – формирование экономически образованного среднего класса, но на это потребуется время. В Польше, откуда я родом, это случилось только через 20 лет после старта реформ, но в виду уже упомянутых вызовов и динамичности изменений, с которыми сталкиваются украинцы, я думаю, что здесь это должно произойти значительно быстрее.
Автор: Томаш Мурас, генеральный директор Amway в Украине