Бізнес
Економіка
«Экономическое чудо» за счет рядового украинца
В минувшем году Украина, несмотря на более чем 13-процентный спад объемов промышленного производства, собрала в казну денежных средств почти на 40% больше, чем в 2014. Эксперты констатируют, что львиную долю этих денег власть просто «вынула из карманов» и без того стремительно беднеющих рядовых граждан страны.
Недавно Государственная фискальная служба Украины (ГФС) сообщила о том, что в 2015 году объем налоговых поступлений в сводный бюджет страны по сравнению с 2014 годом вырос на 38,1% – до 587,1 млрд грн. Из этой суммы в Государственный бюджет были перечислены 487,7 млрд грн., а в местные бюджеты – 99,4 млрд грн. При этом, согласно данным экс-министра финансов, народного депутата Украины Виктора Пинзеника, в минувшем году объем доходов общего фонда Госбюджета превысил запланированный на 2,4% или на 12 млрд грн., а по данным Министерства финансов Украины – на 1,3% или на 6,3 млрд. грн.
Итоги 2015: ВВП
Напомним, что, согласно исходному варианту Закона о Госбюджете-2015, который базировался на оптимистическом сценарии развития событий, в течение года объем производства валового внутреннего продукта (ВВП) в Украине должен был сократиться на 5,5%, а уровень роста инфляции – составить 26,7%. Однако в середине сентября, когда под давлением экономических процессов в стране оптимистический сценарий рухнул, был принят откорректированный вариант Госбюджета, который предусматривал сокращение объема ВВП уже на 8,9% и рост инфляции на 45,8%.
Между тем, согласно данным Министерства экономического развития и торговли Украины, как раз по итогам января-сентября 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, уменьшение объема ВВП уже достигло 12,6%. «Если учесть, что в I квартале этот показатель составил 17,2%, а во II квартале – 14,6%, то итоги III квартала позволяют предполагать, что наиболее сложный этап экономического кризиса пройден, и фаза рецессии в экономике страны завершается. Поэтому, скорее всего, по итогам всего 2015 года сокращение объемов ВВП не превысит 10%», – уже в ноябре заявляла первый заместитель министра экономического развития Украины Юлия Ковалив. Аналогичной точки зрения придерживались и специалисты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которые тоже выражали надежду, что к середине 2015 года спад объемов производства в Украине достиг пика, и в течение второго полугодия ситуация стабилизируется при сохранении «существенных местных и региональных рисков».
Наконец, уже в январе этого года аналитики государственных институтов и неправительственные эксперты констатировали, что в 2015 году объем ВВП уменьшился на 10,3%, что на 1,4% больше показателя, исходя из которого был разработан откорректированный вариант Госбюджета-2015. При этом, согласно данным Государственной службы статистики Украины, в течение года объемы промышленного производства сократились на 13,4%, в частности, в добывающих отраслях – на 14,5%, в перерабатывающих – на 13,1% и т.д.
Таким образом, в течение 2015 года, несмотря на уменьшение объема ВВП на 10,3% и сокращение объемов промышленного производства на 13,4%, государству удалось за счет фискальных поступлений увеличить доходную часть сводного бюджета на 38,1%. «Этот головокружительный рост доходов сводного бюджета Украины состоялся в условиях самого масштабного кризиса за всю историю существования этого государства – вопреки тому, что темп сокращения объема ВВП ускоряется, промышленное производство рушится и даже в сельском хозяйстве происходит спад. Однако в мировой истории не было прецедентов, когда в условиях тотального развала экономики доходы страны росли бы такими темпами и в таких объемах. Ведь уменьшение объемов промышленного производства автоматически ведет к сокращению доходов производителей, а значит – и налоговых поступлений», – констатирует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Итоги 2015: налоги
По мнению г-на Пинзеника, главную роль в перевыполнении плана по объему поступлений в общий фонд Госбюджета сыграла инфляция. «За 11 месяцев уровень ее роста почти в 4 раза превысил тот показатель, на основе которого был разработан Госбюджет-2015. Наряду с этим, показатель объема доходов нужно также «очистить» от 8,8 млрд грн., полученных от продажи 3G-лицензий. Следовательно, план был перевыполнен не на 12 млрд грн., а всего на 3,2 млрд», – пояснил эксперт.
Наряду с этим, в ГФТ уточняют, что перевыполнение плана по объему поступлений в сводный бюджет страны состоялось, в основном, за счет роста сборов налога на добавленную стоимость (НДС) на импортированные в Украину товары – на 29,3% или на 31,5 млрд грн. и на товары, работы и услуги, произведенные на территории страны, – на 32,3% или на 26,1 млрд грн., а также за счет роста сборов ввозной пошлины – в 3,6 раза или на 28,8 млрд грн. Кроме того, это произошло за счет увеличения акцизного налога на ввезенные в Украину подакцизные товары – в 8,6 раза или на 21,5 млрд грн. и на отечественные подакцизные товары – на 36,8% или на 10,4 млрд грн., а также за счет увеличения рентной платы за пользование недрами – в 2 раза или на 18,8 млрд грн. И, наконец, за счет роста изымаемой в госбюджет части чистой прибыли производителей – в 2,2 раза или на 2,3 млрд грн., а также – сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на газ для потребителей всех форм собственности – на 48,5% или на 0,9 млрд грн.
«По большому счету, доходы государства в минувшем году увеличились, прежде всего, за счет роста акцизных ставок – на 55%, роста налогов с физических лиц – на 37% и роста сбора НДС – на 35%. Но поскольку и НДС, и акцизный налог производители включают в конечную цену товара, то на деле оба этих налога также являются налогами с физических лиц. Таким образом оказывается, что рядовые граждане, покупая те или иные товары, по сути обеспечивают рост доходов Госбюджета», – поясняет г-н Охрименко.
При этом эксперт отмечает, что в январе-октябре прошлого года физические лица внесли в госказну в виде дополнительной налоговой нагрузки на 77 млрд грн. больше, чем в 2014, в то время как юридические лица, то есть – собственно бизнес, наоборот, на 2 млрд грн. меньше. «По сути, поскольку бизнес в условиях кризиса уже не может быть главным финансовым донором, главными налогоплательщиками в Украине становятся рядовые граждане. То есть – в налоговой политике государства произошла смена приоритетов, и они вынуждены отдавать последнее», – подчеркивает эксперт.
Прогноз на 2016: риски
Как бы то ни было, но еще в ноябре 2015 года специалисты ЕБРР полагали, что уже в этом году объемы промышленного производства в стране снова начнут расти и объем ВВП увеличится на 2%. Однако уже в январе 2016 года даже аналитики украинских государственных институтов и отечественные неправительственные эксперты ограничили свои ожидания увеличением объема ВВП на 1%. При этом они уточнили, что не исключают и спада до 3%, а при благоприятных условиях – роста до 2,9%. По их мнению, столь значительный, по сравнению с минувшим годом, прорыв произойдет при условии, что уровень цен на основной экспортный товар Украины – металлопродукцию – останется неизменным, а объемы экспорта и импорта снова начнут увеличиваться и вырастут на 4,9% и 3,9% соответственно. Однако при нынешнем тренде на мировом рынке стали и то, и другое весьма маловероятно.
Наряду с этим, они отметили, что основными препятствиями к нему являются, во-первых, свертывание инвестиционной активности нерезидентов и дефицит внешнего финансирования, а, во-вторых, обострение дефицита энергоресурсов и сохранение низкой кредитной активности банков. Из чего следует, что основными финансовыми донорами в этом году могут быть, опять-таки, находящийся на грани банкротства бизнес и, наконец, рядовые граждане. Тем не менее, как констатируют эксперты, в этом году и они едва ли смогут оставаться последним ресурсов государства при наполнении Госбюджета, поскольку платежеспособность реального сектора экономики и конечного потребителя была существенно подорвана еще в 2015.
Автор: Елена Герасимова