НОВИНИ ДНЯ: У Зеленського відреагували на пропозицію РФ розділити Україну  Зеленський розповів, як Україна повертатиме Крим  Ідеальний рецепт на Новий рік 2025: як засолити будь-яку рибу за 15 хвилин  Перші дослідження ґрунту з темного боку Місяця розкрили нові факти  Удари ЗСУ вглиб Росії: експерт назвав цілі ракет ATACMS  Бойові дії в Україні можуть припинитися 2025-го: деталі від The Economist  Як приготувати найніжніші та найсоковитіші відбивні: допоможе цей секретний інгредієнтвсі новини дня
Бізнес
Економіка
30.03.2016 1960

Саймон Чернявский: мы должны сфокусироваться на сохранении «Мрии» как работающего бизнеса

В эксклюзивном интервью Контрактам СЕО Агрохолдинга «Мрия» Саймон Чернявский рассказал о том, насколько реально вывести компанию из долговой ямы и сохранить «Мрию» как работающий бизнес.

Саймон, как вы оценивали перспективы «МРИИ» год назад и как оцениваете эти перспективы сегодня?

В феврале прошлого года передо мной как генеральным директором стояло несколько основных задач: восстановить производство, вернуть компании максимально возможное количество активов и разработать план реструктуризации долгового портфеля. Первые задачи были выполнены в течение 6 очень сложных месяцев, и прежде всего – благодаря поддержке сотрудников «Мрии». Мы восстановили контроль над элеваторами и зернохранилищами, семенным и крахмальными заводами, фермами КРС, а к концу года вышли на земельный банк в размере 179 тыс. га.  Но задача по реструктуризации долгового портфеля, как и ожидалось, намного дольше. Кредиторы «Мрии» инвестировали в компанию колоссальные суммы и столкнулись с необходимостью списания огромных долгов и дальнейших финансовых вливаний в компанию, чтобы обеспечить работу бизнеса. Параллельно с переговорами о реструктуризации мы получили предложение от группы инвесторов, в которую входят как текущие кредиторы компании, так и новые инвесторы, о финансировании рабочего капитала уже на этот год в размере 50 млн. долларов. Это предложение – единственный шанс для компании выполнить операционный план 2016 года, и его условия влияют на положения соглашения о реструктуризации. Большинство кредиторов уже согласовали эти условия, но, т.к. они предполагают льготы преференции для провайдеров рабочего капитала, но те кредиторы, которые не желают участвовать в его предоставлении, пытаются их заблокировать. Моя позиция простая: мы должны сфокусироваться на сохранении «Мрии» как работающего бизнеса, что в долгосрочной перспективе в интересах всех кредиторов и стейкхолдеров. Это однозначно обеспечит лучший возврат всем кредиторам. Поэтому мы призываем всех наших кредиторов согласовать условия соглашения о реструктуризации.

Когда компания предоставила кредиторам план реструктуризации долга? Каковы его основные положения?

Обновленный план реструктуризации, учитывающий финансирование рабочего капитала, был предоставлен нашим комитетам кредиторов в конце марта, сразу после получения предложения об открытии новой кредитной линии. Причем само предложение, как и план реструктуризации, основывается на принципе равенства всех кредиторов: оно открыто, и к финансированию рабочего капитала могут присоединиться все желающие кредиторы на равных условиях.

Что касается соглашения о реструктуризации, то оно предполагает, что долг «Мрии», который компания должна обслуживать, будет установлен на уровне 300 млн. долларов. Помимо обеспеченных кредитов, эта сумма включает часть основного долга, рабочий капитал и roll-up (UPSIDE) для его провайдеров. Соглашение также предполагает, что бОльшая часть основного долга будет переведена в инструмент, подобный акционерному капиталу, и наши кредиторы смогут рассчитывать на увеличение возвратов через повышение капитализации «Мрии» и возможной продажи их доли в компании.

Согласен, что с точки зрения банков это предложение может выглядеть не самым привлекательным, но единственная альтернатива реструктуризации – ликвидация компании – вариант гораздо менее выгодный, особенно с учетом юридических и операционных рисков.

Я вижу несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации для кредиторов: принять условия реструктуризации с перспективой более значительного возврата в будущем через восстановление капитализации компании и возможную продажу доли, участвовать в рабочем капитале и воспользоваться roll-up, предусмотренным для его провайдеров, либо продать свою долю долга на вторичном рынке. Я еще раз призываю кредиторов оперативно определиться с вариантом, по которому они будут действовать: от скорости принятия решения зависят сроки получения «Мрией» рабочего капитал, и, соответственно, – операционная деятельность компании.

Каков сейчас размер земельного банка? Сколько земли использовалось под урожай 2015 г.? Сколько угодий будет использоваться в 2016 г.?

На данный момент «МРИЯ» контролирует 179 тыс. га. При переходе контроля над компанией к кредиторам бывший менеджмент «МРИИ» заявлял о земельном банке в 260 тыс. га. Однако в ходе аудита выяснилось, что эта цифра далека от действительности, и на момент начала аудита в апреле прошлого года земельный банк «МРИИ» составлял около 200 тыс. га.

В 2015 урожай собрали более чем с 120 тыс. га, 62,9 тыс. га из которых – озимые, и 64,2 тыс. га – яровые культуры. В 2016 году будем стараться максимально использовать контролируемые площади. Озимыми уже засеяно 84 тыс. га, под яровые запланировано 86,5 тыс. га.

Вы говорили, что рассчитываете на то, что в 2015 г. компания выйдет на положительную EBITDA? Оправдались ли ваши ожидания?

По итогам 2015 года мы вышли на положительные показатели EBITDA. Но нам все еще предстоит долгий путь к достижению нашего потенциала, который, по моему мнению, для наших текущих активов в растениеводстве может составлять около 300$ EBITDA на ГА.

Вы говорили, что планируете, что в 2016 г. компания будет зарабатывать $100-150/га, а к 2019 г. – $350-400/га. За счет чего планируете добиться таких показателей? Какие шаги намерены предпринимать?

Мы намерены вводить лучшие агрономические технологии, управлять затратами путем внедрения механизма контроля над бизнес-процессами и автоматизации, оптимизировать общепроизводственные затраты путем масштабирования и повышения эффективности труда. То есть сосредоточимся на эффективности. Кроме того, мы имеем элеваторное направление, которое является прибыльным, развиваем картофельное направление.

Сколько и какие предприятия сегодня составляют основные активы компании?  

Сегодня «Мрия» полностью контролирует семь современных элеваторных комплексов и четыре зернохранилища общей мощностью 600 тыс. тонн, два крахмальных завода, семенной завод, четыре фермы КРС. Хочу отметить, что мы принципиально решили сохранить животноводство, хотя это направление – не профильное для Компании. Мы хорошо понимаем непростую ситуацию в животноводческой отрасли Украины и ее важность для регионов нашего присутствия, поэтому сохраняем имеющиеся у нас фермы и даже планируем небольшие инвестиции в их ремонт и развитие.

Ходит много разговоров о сахарных заводах, ранее принадлежавших семье Гут. Хочу прояснить этот вопрос: компания «Т-Цукор», владеющая сахарными заводами, юридически никогда не входила в состав «Мрии», как и ряд других активов: земельный участок по сооружение портового терминала в Одесской области, дилерский и логистический бизнес.

Что и как удалось сделать из Вашего первоначального плана вывода компании из кризиса? Какие дальнейшие шаги планируете предпринимать?

Последний сезон мы были сфокусированы на стабилизации операционной деятельности компании и проведении полного аудита всех активов и пассивов. Нам удалось привлечь кредит на 25 млн. долларов от наших текущих кредиторов для финансирования операционной деятельности. В ноябре 2015-го мы начали экспорт зерна, что снизило потребность в оборотном капитале и погашение кредитной линии начало осуществляться из свободного денежного потока, генерируемого от выручки.

Мы возобновили сотрудничество с лизинговыми компаниями, заключив новые соглашения на сумму более 4 млн долл., а также уже самостоятельно приобрели технику стоимостью более 3,7 млн долл. В 2016 году мы намерены и в дальнейшем пополнять свой парк сельскохозяйственной, логистической, спецтехники и транспорта, и планируем выделить на ее закупку около 10 млн долл. Месяц назад мы уже закупили 10 тракторов CASE Quadtrac 500 общей стоимостью 3,2 млн долл.

Также в планах завершение реструктуризации долгового портфеля, повышение эффективности производства, в том числе - завершение внедрения новой операционной модели. Она предусматривает объединение 17 производственных блоков в кластеры и делегирование их руководителям больше самостоятельности в принятии решений.

Компания сообщала, что будет развивать ягодный бизнес через кооперативы. Почему выбрали это направление?

Для Компании это не бизнес, а часть социальной политики. Я вижу в кооперативном движении огромный потенциал для создания рабочих мест и развития предпринимательства среди наших пайщиков, поэтому это направление будет одним из приоритетных в рамках нашей КСО. Первый кооператив, о котором вы говорите, - «Файна поляна» - по нашим расчетам должен по итогам первого года принести 30 семьям-участникам урожай в количестве 10 тонн малины и приблизительный доход в размере 350 тыс. грн. здесь важно подчеркнуть: этот кооператив не является собственностью «Мрии» и не входит в состав Агрохолдинга. По сути это – коллективное предприятие, которым владеют непосредственно участники кооператива. Поддержка со стороны «МРИИ» состояла в закупке техники и саженцев на сумму в полмиллиона гривен. Кроме того, мы привлекли специалистов и провели обучение для участников кооператива, в течение года будем помогать с соблюдением технологий, выходом на рынок. Образно говоря, даем людям удочку.

 Уже поступают запросы от пайщиков помочь им в создании кооперативов по сбору молока, выращиванию КРС и оказанию сельскохозяйственных услуг. Поэтому будем развивать это направление и дальше, если увидим отклик со стороны громад и желание учиться, развиваться и работать.

Беседовала Ольга Вилик

Оценка материала:

5.00 / 1
Саймон Чернявский: мы должны сфокусироваться на сохранении «Мрии» как работающего бизнеса 5.00 5 1
Бізнес / Економіка
30.03.2016 1960
Еще материалы раздела «Економіка»