Політика
Україна
Юлин год. Министры на подтанцовке
С первых дней своего премьерства Юлия Владимировна развернула PR-кампанию и даже добилась определенных результатов. Тем временем наш экспертный совет оценил профпригодность руководства Кабмина Тимошенко и министров экономического блока по пятибалльной шкале и шести критериям.
В минувшем году в исполнительной власти было два конфликтующих центра влияния — премьер и президент: первый пытался восстановить льготы субъектам СЭЗ, хотел приватизировать Одесский припортовый завод и Укртелеком; второй центр отчасти оправданно, а иногда просто из политической целесообразности блокировал эти и другие инициативы. В нынешнем году центров принятия решений значительно больше.
Виктор Янукович сам создал и возглавил виртуальное правительство — для ряда облсоветов и администраций позиция именно этого Кабмина может оказаться определяющей. Раиса Богатырева назначена секретарем СНБО Украины (в 2005-м на этой должности Петр Порошенко делил сферы ответственности с премьером Тимошенко, дело обернулось скандалом). Кабмин опирается на количественно и качественно нестабильное большинство в ВР, однако хуже всего то, что сама премьер ориентирована на использование поста в качестве трамплина в президентское кресло.
С первых дней своего премьерства Юлия Владимировна развернула PR-кампанию и даже добилась определенных результатов. К примеру, в НБУ и Минфине с содроганием просчитывают инфляционные последствия обещанного правительством возврата 2 млрд грн вкладчикам Сбербанка СССР. По этому же поводу в Нефтегазе (где еще свежа память о том, как в 2005-м компанию заставили перечислить в госбюджет около 11 млрд грн, привлеченных в кредит) прикидывают убытки, предполагая, что вкладчикам Сбербанка будут возмещать средства за счет коммунальных платежей.
В СП «УкрГаз-Энерго» не перестают удивляться откровенности премьера, заявляющей до окончания отопительного сезона, что к 2009-му «коррупционная метастаза РосУкрЭнерго и ее сателлит» будут удалены из схемы импорта газа, а Украина перейдет на прямые контракты с Россией. В Газпроме тихо готовят эти контракты (о цене газа в 2009-м можно только догадываться)…
Понятно, что системные налоговая, тендерная, аграрная, пенсионная и другие реформы в 2008 году вряд ли состоятся.
Экспертный совет* Контрактов оценил профпригодность руководства Кабмина Юлии Тимошенко и министров экономического блока по пятибалльной шкале и следующим критериям:
• компетентность — способность эффективно работать в условиях относительной политической стабильности, соответствие должности, опыт работы в Кабмине;
• бескорыстие — степень независимости от бизнес-структур, принципиальность чиновника, способность и готовность жить на одну зарплату;
• реформаторство — наличие воли для внедрения в жизнь задекларированных изменений, способность проводить реформы;
• политкорректность — умение корректно высказывать свою точку зрения, не плести интриг с целью дискредитации коллег, не участвовать в чужих интригах;
• лояльность к президенту — готовность сотрудничать с Виктором Ющенко;
• лояльность к премьеру — готовность сотрудничать с Юлией Тимошенко.
Общий балл 3,7
Стартовый балл: Кабмин Януковича 3,1 - Кабмин Еханурова 3,7
Юлия ТИМОШЕНКО, премьер-министр
Владимир ФЕСЕНКО, председатель правления прикладных политических исследований «Пента»
— Пост премьер-министра для Тимошенко — это трамплин в президентское кресло, однако положение Юлии Владимировны достаточно шаткое, поскольку правительство опирается на количественно и качественно нестабильное парламентское большинство. Скорее всего, Тимошенко это осознает и соответственно будет принимать решения, ориентируясь на быстрый результат.
Полагаю, Кабмин будет действовать в трех направлениях: первое — усиление социальной составляющей в бюджетной политике; второе — демонстративная борьба с коррупцией; третье — лоббирование интересов финансово-промышленных групп, лояльных к БЮТ. В частности, Юлия Тимошенко уже пообещала возвратить вкладчикам Сбербанка СССР их сбережения и озвучила инициативы реприватизации Днепроэнерго и Лугансктепловоза.
Александр ТУРЧИНОВ, первый вице-премьер
Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор центра социсследований «София»
— Александр Турчинов не первый, но и не второй чиновник в правительстве. По моей информации, он не просто возглавил экономический блок, а еще и получил право подписи важных документов в отсутствии премьер-министра. Александр Валентинович — опытный экономист, в свое время он возглавлял комитет ВР по вопросам бюджета, а позже — СБУ, где получил исчерпывающие сведения о газовых схемах.
Скорее всего, вмешательство Турчинова в работу Минфина будет минимальным, но ощутимым, поскольку должность первого вице-премьера уникальна тем, что он может вносить корректировки в госбюджет, не отвечая за его выполнение.
Виктор ПИНЗЕНИК, министр финансов
Игорь БУРАКОВСКИЙ, директор Института экономических исследований и политических консультаций
— Профессионализм Пинзеника не вызывает сомнений, в активе министра и тот факт, что Виктор Михайлович не связан напрямую ни с одной из украинских ФПГ... Однако, несмотря на колоссальный опыт работы Виктора Пинзеника, ему придется несладко во главе Минфина: затруднительно сдерживать инфляцию и одновременно возвращать сбережения вкладчикам Сбербанка СССР (2 млрд грн в 2008-2009 гг.).
Учитывая явную социальную ориентацию правительства, вряд ли Минфин сможет инициировать проведение системных реформ. Хотя Пинзеник — человек непростой, обладая редким для украинских чиновников системным видением, он может попытаться гнуть свою профессиональную линию вразрез с политическими интересами Тимошенко и Турчинова.
Богдан ДАНИЛИШИН, министр экономики
Виктор ЛИСИЦКИЙ, экс-секретарь Кабмина
— Данилишин — новый человек в Кабмине, наверное, поэтому искренне заблуждается в том, что его министерство сможет разработать четкую экономическую стратегию и подчинить ей тактические интересы других ведомств. До назначения Богдан Данилишин возглавлял Совет по изучению продуктивных сил при НАН Украины, то есть в профильных знаниях министра экономики сомневаться не приходится.
Вопрос заключается в том, станет ли он еще и эффективным менеджером? Лично мое мнение — вряд ли, поскольку Минэкономики — очень непростое учреждение... Хотя после того как вопросы госзакупок вывели из-под его компетенции, министерство сконцентрировалось главным образом на теоретизации, в этом смысле Данилишин оказался на своем месте. Реальные экономические проблемы будут решать Тимошенко, Турчинов и Пинзеник.
Иосиф ВИНСКИЙ, министр транспорта и связи
Кость БОНДАРЕНКО, политолог
— Назначению Иосифа Викентиевича министром транспорта предшествовал самоотвод собственника Укравто, члена парламентской фракции БЮТ Тариэла Васадзе. Для многих это стало неожиданностью, в том числе и потому, что Винский претендовал на другой пост — вице-премьера по вопросам региональной политики (должность ликвидирована. — Ред.). О профессионализме Винского судить сложно, он политик, а не технарь.
На мой взгляд, его назначение свидетельствует о том, что реально Минтранс будет контролировать либо Тимошенко, либо Турчинов. Кстати, нечто подобное происходило и в Кабмине Януковича: формально министром был Рудьковский, а реальные финансовые потоки «Укрзалізниці», Укрморпорта и других предприятий координировали совсем другие люди. Характерно, что в руководстве этих предприятий уже начались кадровые чистки.
Юрий ПРОДАН, министр топлива и энергетики
Владимир САПРЫКИН, директор энергетических программ УЦЭПИ им. Разумкова
— Юрий Продан удобен Юлии Тимошенко тем, что не будет путать газовые расклады, экс-глава НКРЭ и экс-президент НАК «Энергокомпания Украины» сконцентрируется на знакомой ему проблематике — строительстве хранилища для ядерных отходов, поставках топлива на АЭС и т. д. Впрочем, как бы там ни было, а серьезной коррекции газовых схем в 2008-м не ожидается.
Кабмину Тимошенко придется смириться с ценой газа в $179,5 за тысячу кубов на российско-украинской границе, а вот к следующему году правительство наверняка попытается отказаться от посреднических услуг РосУкрЭнерго. Серьезнейшая проблема, которую предстоит совместными усилиями решать Минтопэнерго и Минфину, — погашения кредиторской задолженности Нефтегаза, оцениваемой в $2 млрд. Возможно, что для улучшения НАК придется пойти на непопулярные меры и повысить цену газа для теплокоммунэнерго и населения.
Юрий МЕЛЬНИК, министр аграрной политики
Николай КОМПАНЕЦ, почетный президент Украинской зерновой ассоциации
— Юрия Мельника Кабмин Тимошенко получил в наследство от правительства Януковича. По моим сведениям, министра АПК поддержал президент. В нынешнем году, равно как и в прошлом, МинАПК будет играть второстепенную роль в аграрной политике, влияние министерства на реальный сектор будет незначительным. К примеру, в 2007-м Мельник не раз настаивал на целесообразности отмены квотирования экспорта зерна, однако к нему никто не прислушался.
Министерство давно разработало законопроекты об оценке земли, о кадастре и другие документы, после принятия которых должны отменить мораторий на куплю-продажу участков сельхозназначения, однако соответствующие нормативные акты до сих пор не приняты... Вряд ли МинАПК сможет сдвинуть с места эти и другие глыбы в 2008-м, хотя политический вес министра увеличился после упразднения должности вице-премьера по вопросам АПК.
Сергей БУРЯК, председатель ГНАУ
Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий
— Сергей Буряк — опытный банкир, не просто поддержавший Юлию Владимировну, но и в начале 2007-го устоявший перед искушением влиться в ряды антикризисной коалиции. Несмотря на то что Сергей Васильевич не понаслышке знает о несовершенстве украинской фискальной системы и не один год проработал в комитете ВР по вопросам финансов и банковской деятельности, он вряд ли будет настаивать на проведении налоговой реформы.
Скорее всего, Буряк, состоявшийся как бизнесмен, попытается усилить свое политическое влияние. Соответственно ожидаются кадровые ротации в руководстве как ГНАУ, так и ее областных подразделений. Худшее, чего можно ожидать от Буряка, — введение налога на оборот вместо НДС, если на этом будет настаивать Тимошенко. Не думаю, что известный банкир будет портить свою репутацию, злоупотребляя внеплановыми проверками фирм политических оппонентов БЮТ и выборочным возмещением НДС.
Валерий ХОРОШКОВСКИЙ, председатель Гостаможслужбы
Дмитрий ВЫДРИН, политолог
— Назначение Валерия Хорошковского, тесно связанного с российской бизнес-группой г-на Абрамова, на пост председателя Гостаможслужбы, честно говоря, удивило. Во всяком случае, после принятия этого решения ни президенту, ни премьеру лучше не вспоминать об обещанном украинским гражданам отделении бизнеса от власти... Впрочем, Валерий Иванович вряд ли будет зарабатывать деньги, не вставая из кресла, скорее, он использует пост для самопиара, имитируя искоренение контрабанды и коррупции на таможне.
Думаю, что поддержка телеканала «Интер» в этой деятельности ему гарантирована. Однако вряд ли Хорошковский сумеет подмять под себя Гостаможслужбу, вероятнее всего, замов ему навяжут. Будучи эффективным бизнесменом и менеджером, Валерий Иванович вряд ли сможет стать своим для кадровых таможенников и де-факто, а не де-юре управлять ведомством.
*Экспертный совет**
1. Виктор ЛИСИЦКИЙ, экс-секретарь Кабмина
2. Игорь БУРАКОВСКИЙ, директор Института экономических исследований и политических консультаций
3. Юрий ЯКИМЕНКО, директор политико-правовых программ Центра им. Разумкова
4. Александр РЯБЧЕНКО,директор Международного института приватизации, собственности и инвестиций
5. Александр СИНЕОКИЙ, зампред совета Лаборатории законодательных инициатив
6. Дмитрий БОЯРЧУК, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «СASE-Украина»
7. Евгений ДУБОГРЫЗ, старший аналитик УК Heritage Investment Management
8. Виталий ВАВРИЩУК, экономист инвесткомпании Dragon Capital
9. Елена ШКАРПОВА, редактор отдела «Деньги», Контракты
10. Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, редактор отдела «Сфера влияния», Контракты
** Очередность оценок, приведенных в таблице, по просьбе экспертов изменена