Життя та Стиль
Стиль
Скандальные и уникальные. Какие дома дореволюционного Киева были самыми престижными
100 лет назад в Киеве, по известным историческим причинам, оборвалась почти непрерывная 20-летняя строительная лихорадка. К этому моменту город был одним из самых быстро развивающихся и застраиваемых в империи. Здесь было возведено рекордное число доходных домов высотой более четырех этажей, что придало Киеву, с учетом его рельефа, вид не менее странный, чем в наши дни. Тогдашняя пресса вовсю обсуждала и осуждала строительство «безвкусных гигантов с бесстыдным купеческим шиком». Контракты.ua составили Топ-9 многоэтажных домов позднеимперского периода, которые признаны украшением города, его градообразующей застройкой. Именно эти и подобные им дома вдохновляют архитекторов нынешних создавать копии и реплики «под киевский модерн».
Особенности киевского съема
Бум доходных домов начался в Киеве в конце 1880-х, и связан со стремительным увеличением киевского населения, появлением свободного капитала и урбанизацией самого образа жизни. Затем город пережил две строительные лихорадки, фактически слившиеся в одну – в 1897-1905 и 1907-1914 годах. Самое интересное, что, в отличие от нынешней ситуации, все возводимое жилье быстро находило обитателей. При этом доходные дома оставались все же жилищем для интеллигенции и торгового сословия. Старая аристократия, как и крупные нувориши-олигархи, предпочитала все же особняки.
Интересные факты:
За 1897-1905 гг. в Киеве было построено 850 доходных домов, из них 50 – только на одной улице – Мариинско-Благовещенской (ныне Саксаганского). С 1907 по 1914 годы сооружено около 1000 домов. В 1914 году было выдано разрешение на строительство еще 76 домов, большая часть которых была окончена к 1917 году.
По состоянию на 1910 года в городе насчитывалось 7840 домовладений, из которых 4884 имели собственность, оцениваемую более чем в 1500 рублей.
Дом Майкапар (1905 г.) на ул. Лютеранской, 6. Фото - Д. Шахбазьян
Будучи, фактически, основным видом жилья для среднего класса в поздней Российской империи, доходные дома оборудовались всеми возможными новинками техники. В объявлениях о сдаче внаем хозяева всегда указывали наличие лифта («подъемника»), телефона, холодильных камер (когда они заменили в подвалах былые ледники), а также общей для дома прислуги.
«Семь комнат, третий этаж, лифт, балконы, телефон, электричество, ванная, паровое отопление, камин, шикарная меблировка, комната прислуги, посыльный для особых поручений, камердинер, швейцар, доставка писем, газет и журналов, стоянка экипажей и гараж, холодильные камеры в подвальном помещении. До 700 рублей в год».
Из объявления о сдаче внаем квартиры в доме Гинзбурга, 1905 г.
От чего зависела цена квартиры? В первую очередь – от этажа: чем выше – тем дешевле. Даже высота потолков, начиная с пятого этажа, в домах обычно делалась более низкой: понимая, что эти этажи будут приносить меньше дохода, владельцы при строительстве на них экономили. В мансардах, как водится, могли жить студенты, либо очень небогатая интеллигенция. Самым престижными обычно считались второй и третий этажи, а в случае, если под магазины и конторы сдавались два первых этажа – то только третий, и иногда - четвертый.
Интересные факты:
За 1900-1915 годы население Киева увеличилось вдвое, достигнув 613 тысяч человек. Доходные дома стали одним из самых привлекательных видов вложения капитала: рентабельность такого бизнеса была 10-12%, тогда как рента ценных банковских бумаг - 4-4,5%.
Площадь комнат обычно составляла от 15 до 30 кв. м в квартирах «среднего уровня» (обычно состоявших из 3-5 комнат), и по 30-50 «квадратов» – в больших квартирах.
Дом Слинко (1911-12 гг.) на ул. Большой Васильковской, 14. Фото - SergeyUA
Каждый домовладелец обязан был в период до 7 января предоставить в городское присутствие по квартирному налогу (т.е. в соответствующее отделение налоговой инспекции, как сказали бы теперь) список всех жилых помещений дома с указанием фамилий и социального статуса жильцов, а также цены, по которой сдавалось жилье. За неподачу отчетности или ее неправдивость следовал штраф. Конечно же, далеко не всегда, ибо подозревать богатых и уважаемых людей, каковыми были домовладельцы, в том, что они могут даже подумать занижать свои доходы, считалось как-то моветоном...
Зато если уж кто-то из этих господ попадал в поле зрения фискалов, то ему приходилось расстаться не только с деньгами, но самое главное – с репутацией. Газеты вовсю упражнялись в метании молний и рисовании карикатур на очередного «уклониста», а сам он, впридачу, оказывался обычно под пристальным вниманием полиции, что уж точно не способствовало росту его доходов: квартиросъемщики начинали один за другим съезжать, не желая иметь дело с бесчестным человеком…
Дом на ул. Заньковецкой, 6 (1914 г.) Фото - Vi Ko
Интересный факт:
Крупнейшими домовладельцами Киева по состоянию на 1918 года считались коммерции советник М. Попов (владел 10 доходными домами), подрядчик Л. Гинзбург и инженер путей сообщения В. Демченко (у них были по 4 дома).
До наших дней уцелели более 80% доходных домов Киева, построенных за 30 предреволюционных лет. К сожалению, около десятка безусловных шедевров архитектуры, игравших очень важную роль в формировании образа и силуэта города, погибло в пожарах 1941 и 1943 годов. О нескольких из них будет рассказано ниже.
Советское время в «жизни» доходных домов характеризовалось превращением их в огромные коммуналки, последующим обветшанием, фактически тотальным исчезновением внутреннего, а иногда и внешнего, декора. Еще более опасный период настал в наши дни, когда многие дома-красавцы оказались в небрежении, и под угрозой сноса, попав в руки «мутных» компаний. «Дом со змеями» на Большой Житомирской, 32 и усадьба Мурашко на Малой Житомирской, 14 - вот только два примера этой опасной и показательной тенденции.
Дом Бендерского (1895-97 гг.; ул. Бол. Васильковская, 25): репрессированный декор
Его владелец был присяжным поверенным (адвокатом, на современный лад), а заодно и виноторговцем. Глядя на нынешнее «никакое» обличье дома, сложно представить, что ранее он выглядел совершенно по-иному.
Модель в масштабе 1:67 с показом первоначального декора фасада. По материалам А. Возницкого и Е. Мокроусовой
Нынешний строгий вид дом получил еще в 1930-м, когда с него показательно сбили все «буржуазные» украшения, в одночасье лишив уникальности. Поводом к расправе над декором стал рухнувший на тротуар кусок карниза. Тогдашние городские власти посчитали необходимым полностью «раздеть» дом вместо того, чтобы приделать карниз на место. Подвели под это и нужную идеологическую базу. Затем, в 1943-м, дом еще и погорел, а к 1948-му был восстановлен во все тех же унылых формах 1930-го года…
Какое место в городской панораме занимал дом Бендерского, можно понять по фотографии 1914 г.
На 1914 год квартиры в здании оценивались более чем в 2000 рублей за 6-комнатные апартаменты, и более 2200 - за 8-комнатные, что прочно включало его в первую десятку самых дорогих доходных домов Киева. При этом квартир менее чем в 4 комнаты в доме не было. В подвале находилась пекарня, а на первом этаже - магазины, где продавали парфюмерию, одежду и продукты питания. С тех пор престижность здешних магазинов не очень-то и изменилась.
Дом Мороза (1910-12 гг.; ул. Владимирская, 61/11): девушка с факелом и квартира, которой не было
Этот дом сто лет назад был одним из самых «передовых» и элитных. Владельцем его был еврейский купец первой гильдии Берл Мороз. Стиль здания – рациональный модерн.
Фото - AMY
Внешнее его декорирование довольно просто, зато уникальны по факту сохранности интерьеры подъезда и нескольких квартир. В вестибюле нас встречает мраморная женская фигура. Сохранились первоначальные светильники под потолком и одно из перил лестницы каррарского мрамора (второе заменили идентичным по виду в 1950-х).
Что касается квартир, то основные элементы их декора были утрачены в «коммунальный» период существования дома – до Второй Мировой. Зато с 1944 года в него стали заселять ученых и профессоров Киевского университета, после чего он получил законное название «профессорского». Интеллигенция остатки былой роскоши ценила и оберегала, и некоторые элементы декора были даже отреставрированы.
В основном, в квартирах сохранились первоначальные полы и фризы под потолком. В них используется один из типичных для модерна мотивов – цветы, которые в сочетании с изогнутыми линиями образуют сложный и тонкий орнамент. Среди цветов можно угадать и маки, и подсолнухи, и стилизованные букеты, и венки из полевых цветов, и даже яблони с плодами на них.
Фото - Agritura
Наиболее хорошо, как пишется в ряде источников и как слышал сам автор, сохранился интерьер квартиры № 8. Помимо лепки и пола, здесь осталась первоначальная парадная дверь, а в самой квартире до сих пор находится угловая печь с белыми поливными изразцами и чугунной орнаментированной дверью.
Интересный факт:
В доме изначально не предусматривалась квартира № 13, вместо нее фигурировала квартира 12-б. Однако при советской власти места суевериям не было, и «нормальную» нумерацию квартир восстановили уже в начале 1930-х.
К услугам жильцов был оригинальный лифт Otis, изготовленный в Германии. Увы, в 1970-х его заменили на обычный советский. Первоначальную сантехнику в доме ставила английская фирма Poре. (Вроде бы, эти ванны до сих пор можно увидеть в одной или двух квартирах). В доме были прачечная, котельная, и практически у каждого владельца имелся телефон.
Интересные факты:
В доме также имелись: кафе-ресторан, булочная-кондитерская, молочный магазин, магазин корсетов, комиссионная контора по продаже сахара, бильярдная, парикмахерская, частная публичная библиотека (!), швейная мастерская и мастерская по изготовлению обуви из натуральной кожи. Все эти заведения принадлежали его первым жильцам, но часть из них сохраняла свои функции и в советские времена. Дольше всех продержался гастроном на месте булочной-кондитерской, который в советские времена имел народное название «Морозовский».
Фото - М. Петушкова
Какова же была стоимость квартир в этом замечательном доме? Шестикомнатные апартаменты с кухней и двумя комнатами для прислуги на втором этаже стоили 3100 рублей в год. Восьмикомнатные на более высоких этажах доходили в стоимости до 3400 рублей. Иные квартиры, в зависимости от этажа и расположения окон (во двор или на улицу), стоили от 2184 до 2293 рублей 30 копеек в год (все было подсчитано до копейки!)
Дом Орлова (1900-1902 гг.; Андреевский спуск, 15): украденный замок
На момент возведения этого здания в неоготическом стиле Андреевский спуск престижной улицей не считался (как, впрочем и лет 80 после этого), зато пейзажи из окон верхних этажей и башенки открывались действительно роскошные: киевские горы и холмы вплоть до начала 1950-х годов были «голыми», так что краевидов Днепра и Подола деревья тамошним обитателям не заслоняли.
Дом в 1960-х годах
Как известно, «замок» построен по «краденому» проекту одного из нереализованных петербургских зданий. Уже в период строительства дом пострадал от пожара, и скандальному владельцу – подрядчику Дмитрию Орлову - пришлось занимать 35 тысяч рублей у знакомого сахарозаводчика Игнатия Щеневского. Затем, уже на стадии окончания строительства, «проснулись» городские власти, обнаружив, что строительство проведено без официального разрешения. Ситуация была улажена, судя по всему, известным способом – с помощью взяток. Однако сдача дома в эксплуатацию затянулась, и Орлов снова занял денег у Щеневского, а затем обратился в Киевское кредитное общество, заключив договор перекредитования под залог дома аж на 36 лет. Потому-то долг Щеневскому он выплатил уже к 1908 году. Тем временем, дом стал популярен и заселился быстро, принося Орлову по 10 тыс. рублей ежегодного дохода.
Интересные факты:
1 августа 1911 года Орлов был убит бандитами на Дальнем Востоке, когда вез зарплату своим рабочим (он выиграл тендер на перспективный подряд по земляным работам при строительстве Амурской железной дороги).
Супруга Орлова, Лидия, решила дом продать, хотя причины этого не очень понятны - ведь доход он приносил стабильный. Аукцион 10 ноября того же года проводило Киевское кредитное общество, одним из председателей которого был известный архитектор Владимир Николаев. Подпись на документе, заверяющем результаты торгов, стала для Николаева последней – вечером того же дня он скончался...
Что касается истории о жутких завываниях в доме, источником которых, якобы, были вмурованные в стену горлышки бутылок, то она верна лишь отчасти: в 1920-х годах, а затем при расселении дома в 1980-х, в печах дымоходов обнаружили яичную скорлупу, служившую резонатором звуков и значительно усиливавшую их. А вот как она там оказалась и для чего – так и осталось загадкой. Потому версия о мести строителей, которых то ли не рассчитал, то ли не вовремя рассчитал Орлов, заслуживает право на существование.
Фото - Shutterstock
На первых трех этажах здания находились четыре квартиры с разным числом комнат, весь четвертый этаж занимала огромная квартира из 11 комнат, на пятом находились 3 квартиры. В цокольном этаже дома находились ледник для хранения продуктов, бакалейная и мясная лавки, парикмахерская, а также несколько комнат с кухнями для обсуживающего персонала этих заведений. До расселения дома во времена позднего СССР и постановки его на нынешнюю бесконечную реконструкцию в подъезде можно было увидеть живопись с ангелочками и цветами. А в царские времена подъезд и вовсе украшали шпалеры одной из петербургских фабрик.
Первый дом Гинзбурга (1900-1901 гг.; ул. Городецкого, 9): Киевский Париж
Редкий случай, когда пафосное название целого квартала в наши дни перешло, фактически, на несколько домов в центре этого квартала. Один из них, самый известный, находится в самом центре «киевского Парижа», напротив выхода из улицы Заньковецкой. Его роскошный декор сразу же привлекает внимание, заставляя всматриваться в пышность витиеватых украшений. Правда, это всего лишь оболочка былого величия, воссозданная после военных пожаров. Статуи античных богов и персонажей в 1941-м частично обрушились, и их пришлось восстанавливать заново. А вот башни ему так и не вернули.
Самое известное фото дома сделано в 1911 году
Интересные факты:
Около года после постройки это был самый высокий дом Киева – 32,5 м, к тому же, на его крыше было 5 деревянных башен, покрытых оцинкованных железом, каждая по 6,4 м высотой. Однако уже в 1902-м его «обошел» дом Сироткина на углу улиц Прорезной и Владимирской.
Дом сооружен на площади 2100 кв. м, а всего постройка обошлась в 573,4 тыс. рублей.
Об интерьере дома вот уже 70 лет можно говорить только в прошедшем времени. Парадная лестница имела кованое витое ограждение с дубовыми перилами. Стены были покрыты росписью и лепниной. Естественно, имелся в доме-гиганте и лифт, установка которого обошлась в 11,5 тыс. рублей.
Фото - Е. Киселева
Особенностью этого дома были двухэтажные магазины, что было знаком и символом невиданного престижа, именно что «парижским» шиком. Квартиры в 11, 9, 3 и 2 комнаты занимали четыре верхних этажа. Всего квартир было 14.
Небоскреб Гинзбурга (1910-12 гг.; ул. Институтская, ранее – №№ 14-18): на трагическом месте
Примерно в 50 метрах к северу от гостиницы «Украина», на нынешней Аллее Героев Небесной Сотни, в начале 1950-х годов стояли руины гигантских стен. Возможно, под этой землей, обильно политой кровью последней революции, все еще покоятся остатки фундаментов огромного дома. Рухнувший в сентябрьском пожаре 1941-го главный небоскреб Киева на 70 лет будто бы оставил после себя некое священное, свободное от застройки, место.
Здесь поневоле задумаешься об альтернативной истории – и истории архитектуры в том числе: дескать, как бы могло быть, останься дом на своем месте – ведь тогда по всей четной стороне улицы был бы плотный фронт застройки, а сам Майдан - значительно меньше в размерах…
Рисунок фасада по ул. Институтской взят из книги М. Кальницкого "Зодчество и зодчие"
Самый громадный дом Киева имел форму латинской буквы h, а кроме того, его корпуса получили разную этажность, что обусловлено было сложным рельефом участка – высоту склона мы сейчас можем отлично рассмотреть. Все 11 этажей (12-м была башня на главном корпусе) были видны только с улицы Николаевской (ныне Городецкого).
9300 кв. м – такой была площадь, которую занимал небоскреб Гинзбурга. Строительство обошлось в 1,5 млн рублей – сумма немыслимая по тем временам! В стены были уложены 12 млн кирпичей.
Интересные факты:
Высота корпусов гигантского здания составляла 53 м, кроме того, на вершине находилась башня со шпилем высотой 14,5 м. Таким образом, общая высота дома – 67,5 м, что не было выше колокольни Софийского собора (76 м), но за счет расположения на высокой точке делало дом доминантой этой части центра, отлично видной из-за Днепра и с многочисленных киевских холмов. Как бы то ни было, с 1912-го до 1941 года он был не только самым высоким жилым домом Киева, но и наивысшим зданием в Украине!
Жилые дома такой высоты на момент сооружения небоскреба Гинзбурга были построены только в США, Германии, Аргентине и Канаде - как видим, в основном они возводились за океаном, где не особо думали про устоявшиеся археитектурные традиции, а наоборот, стремились превратить свои города в настоящие мегаполисы.
Дом стоял как раз на том повороте Институтской, где сейчас сквер и мемориал Небесной Сотни
Здание обслуживали 23 дворника (20 младших и три старших). Кроме того, в небоскребе имелись свои водопроводчики, посыльные, камердинеры, швейцары. Весь обслуживающий персонал жил в этом же доме, не выплачивая квартплату, что учитывалось при уплате налога хозяином.
Нет данных, что стоимость квартир в здании превышала 2000 рублей, что странно, учитывая его известность и «статусность». Сохранились данные за 1917 год, согласно которым квартиры тут стоили от 1300 до 1700 рублей.
Руины небоскреба Гинзбурга в 1944 году. Корпус по Институтской разрушен
Как видно на приведенном выше фото, взрывы не полностью уничтожили громадное здание. Некоторые проекты реконструкции Крещатика предусматривали использование стены сохранившегося корпуса для основы нового здания. В любом случае, небоскреб задал тон последующей застройке участка и всему ансамблю заново сформированной площади Калинина - гостиница с показательным названием "Москва" была поставлена как раз на его месте.
Дом Сироткина (1899-1902 гг.; ул. Владимирская, 39/24): "Маркиза" из "Лейпцига"
Вот уже с добрые полтора десятка лет этот дом стоит на реставрации. Вероятнее всего, в нем все же откроют отель или же сделают офисным центром. Дом купца Александра Сироткина долгое время считался самым высоким жилым домом Киева – до момента постройки небоскреба Гинзбурга. Его высота составляла (вместе с башенкой) 42,5 м.
Фото - А. Белобородов
Первоначально сооружать здание в 1899 году начал Петр Григорович-Барский – потомок знаменитого казацкого рода. Уже через год финансовые трудности вынудили владельца заложить участок вместе с недостроенным домом в залог. Вскоре недострой вообще был продан с аукциона – «коробку» здания купил предприниматель Александр Сироткин.
Новый владелец нанял для достройки дома архитектора Карла Шимана. Тот уже возвел в Киеве 7 доходных домов, так что имел очень большой авторитет. Шиман к 1902 году завершил проект. На первом этаже углового дома-гиганта открылась самая престижная в городе кондитерская «Маркиза».
Квартиры в доме также считались элитными: три самые большие из них, по 7-8 комнат, стоили по 2500 тыс. рублей в год.
В советские времена здание прославилось вначале баром «Коктейль-холл», а затем рестораном «Лейпциг», имевшим открытую площадку наверху. В середине 1980-х дом расселили, ресторан закрыли, и здание начало стремительно ветшать. В 1992 году оно дополнительно пострадало от пожара, в результате которого погибла часть интерьеров. От сноса его спасли просьбы архитектурной общественности. В конце 1990-х фундамент и этажи были укреплены, но многолетняя реконструкция не завершена до сих пор, пережив уже два этапа «ремонта отремонтированного». Планы открыть здесь гостиницу еще к Евро-2012 бесславно провалились.
Дома Родзянко (1908-11 гг.; ул. Ярославов Вал, 14а-14 г): театр в квартире полковника
Два доходных дома, возведенных представителем одного из самых известных украинских родов – полковником Леонидом Родзянко, воистину украшают этот участок улицы. В доме 14б сохранилась большая часть интерьеров бывшей квартиры хозяина - гостиная, кабинет, зал, а на второй этаж ведет парадная лестница с зеркалами и женскими статуями внизу.
Фото - А. Степанов
Собственно, в этой былой хозяйской квартире и располагается с 1988 года театр «Сузір'я». Поднимаясь по роскошной лестнице в театр, мы оказываемся в помещениях шестикомнатных апартаментов. Даже сохранившиеся интерьеры комнат позволяют представить себе роскошь того времени. Гостиная и зал в театре используются по былому назначению. Посетители могут увидеть и кабинет хозяина, и дамский будуар – «владения» его супруги Александры.
Интересные факты:
В кабинете и будуаре находятся два барельефа. Один изображает Леонида Родзянко верхом на кобыле по имени Ракета - победительнице Лондонских скачек. Второй представляет собой изображение Александры Родзянко.
Во время реставрации помещений обнаружилось, что стены одной из комнат были обклеены театральными афишами начала ХХ века. Сохранить афиши, кроме одной, 1908 года, не удалось.Так и осталось непонятным, откуда взялись афиши в этой комнате, ведь ничего не известно о какой-либо связи Родзянко с театром. Возможно, в ней просто жил некий странный театрал. Но этот факт как бы создал «мостик» в прошлое из нынешнего театрального настоящего этих помещений.
Дом № 14а по Ярославому Валу. Фото взято с mapio.net
Леонид Родзянко высоко ценил свою недвижимость. В 1911 году, по завершении строительства, 6-комнатная квартира, подобная по планировке хозяйской, а также имевшая две комнаты для прислуги, стоила 1800 рублей на самых престижных этажах – втором и третьем. Такая же квартира, но на четвертом-пятом этажах, стоила 1750 рублей, а на шестом – еще на 50 рублей дешевле. 5-комнатная квартира с одной комнатой для прислуги стоила, соответственно, от 1450 до 1500 рублей.
Помимо двух фасадных, Родзянко построил на своем участке еще два дома, образовав вторую и третью линию двора. Во втором доме находились квартиры по 3-4 комнаты. Они стоили по 750-800 и 900-950 рублей, в зависимости от этажа. В доме на третьем дворе находились 4-комнатные квартиры стоимостью 800 рублей.
Кабинет хозяина в бывшей квартире Родзянко. Фото - М. Петушкова
Родзянко не долго получал доход с этой недвижимости, но не из-за банкротства или революции – всего этого он благополучно избежал, уехав еще в 1914 году в США. Вроде бы как там полковник стал миллионером, но достоверно об этом ничего не известно, а значит - наверняка является более поздним мифом...
Дом Дьякова (1912 г.; пл. Франко, 4): «барские квартиры» для НКВДистов
Этого дома не существует с 1941 года. Он был уничтожен немецкой саперной командой, совершившей контрподрыв уже горящего здания с тем, чтобы огонь на распространился на Печерский холм, где расположилась немецкая оккупационная комендатура (располагалась в здании нынешней Администрации президента). Сейчас на месте дома – лужайка с памятником Ивану Франко и детская площадка.
Фото сделано в год постройки дома
Изысканный и строгий дом, построенный многолетним городским головой Ипполитом Дьяковым, был одним из самых популярных в Киеве. И было от чего: его квартиры суммарно стоили едва ли не дороже, чем во всех прочих доходных домах города, не считая небоскреба Гинзбурга. Данные о стоимости квартир мы знаем из описи, представленной в 1917 году в Городское Кредитное общество. Наиболее дорогими были шестикомнатные квартиры на третьем и четвертом этажах, стоимость которых доходила до 2 тысяч рублей и выше. Недаром в объявлениях столетней давности именно по отношению к этому дому чаще всего применялся термин «барские квариры».
Самыми дешевыми считались квартиры в подвале и на верхнем этаже. Существовали даже «однушки» за 200 рублей в год. Была здесь и четырехкомнатная квартира без кухни, стоившая 1300 рублей – видимо, сэкономленные на квартплате деньги ее владелец должен был оставлять в ресторанах и кафе…
Руины дома Дьякова в 1945 году
Всего годовой доход от сдачи квартир, а также лавки на первом этаже, составлял 51380 рублей. Сам дом был оценен в 397 118 рублей.
Интересные факты:
В доме в 1930-х жили работники НКВД и Красной Армии, поэтому он считался секретным объектом, и не попадал на снимки того времени. Потому сохранились лишь дореволюционные фотографии этого дома, а также его руин. Немецкие саперы сделали свое дело очень умело: от дома остались только бесформенные развалины. Почему на этом месте после Второй Мировой решено было ничего не строить, остается невыясненным. Фундаменты дома с засыпанными кирпичом подвалами до сих пор находятся под детской площадкой.
Дом Городецкого (1901-1903; ул. Банковая, 10): самый дорогой дом старого Киева
Ну а теперь – о рекордсмене. Известный всем «дом с химерами» – безусловный победитель в главной номинации – по стоимости жилых помещений. Всего в доме было 7 квартир. На первом и втором этажах (вход с Банковой) 9-10-комнатные квартиры оценивались в 3500 рублей. 8-комнатная квартира на третьем этаже должна была давать Городецкому, а затем его преемникам, 2750 рублей. «Скромные» 2-3-комнатные квариры с окнами на двор стоили по 420-510 рублей – намного дороже, чем аналогичные по числу комнат в любом ином доме города.
Интересные факты:
Квартира самого Городецкого имела 13 комнат. Нет сведений, чтобы в каком-либо еще доходном доме Киева (особняки не в счет) были квартиры с таким числом комнат. Видимо, архитектору были чужды суеверия, в отличие от владельца дома Мороза.
Во дворе дома держали коров, дабы жители могли всегда получить свежее молоко. Ни в каком из иных доходных домов города такое «удобство» предусмотрено не было.
Парадная лестница дома Городецкого. Фото - А. Яремчук
В 1918 году самые дорогие квариры здесь, включая, судя по всему, и бывшую квартиру самого Городецкого, стоили 7593 рубля. Рост цен, понятное дело, был обусловлен инфляцией и революционными потрясениями. 1918-й - последний год, в отношении которого у нас есть данные о стоимости квартир в Киеве, и потому этот рекорд, по формальным соображениям, можно считать не побитым. Таким образом, Городецкий оставил Киеву действительно уникальное во всех отношениях здание!
МНЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЗАСТРОЙЩИКА
Анна Лаевская, заместитель коммерческого директора компании «Интергал-Буд»
- Насколько значимы для застройщиков дома-визитки Киева?
- Для любой крупной, надежной компании, которая не один десяток лет не просто строит, а «создает» будущее города, принципиальным является возведение объектов, по которым бы узнавали саму компанию.
Создать такой дом-визитку города, который бы радовал горожан и гостей столицы, который бы «продавал» Киев для туристов, фасад которого бы печатали на открытках и прочей сувенирной продукции, – об этом мечтает тот застройщик, который строит не только ради прибыли, но и ради будущих жильцов.
Дом-визитка – это место компании-застройщика в истории города, как бы громко это не звучало. Главное – найти разумный компромисс между внешним обликом, его эстетикой, стилем и функциональностью объекта, его практической значимостью.
- При разработке новых проектов учитываете ли вы дух Киева?
- Мы стараемся учитывать ландшафтные особенности и рельеф развиваемых участков, а также параметры и внешний вид окружающей застройки. Мы не сторонники того, чтобы Киев со временем превратился в огромный «спальный район». Поэтому при разработке проектов всегда особое внимание уделяем развитию инфраструктуры и зон отдыха. На каждом гектаре технически можно возвести до 35-40 тыс. кв. м жилья. Мы же строим 20-25 тыс., уделяя особое внимание созданию территории комфорта для будущих жильцов.
Например, жилой комплекс "Озерный гай Гатное" - первый проект в пригороде Киева с собственными озерами и пляжами. На территории комплекса также создается большое количество детских и спортивных площадок, прогулочных зон. Планируется строительство школы, нескольких детских садов, поликлиники, торгового центра с продуктовым супермаркетом, других жизненно важных элементов инфраструктуры.
В жилом комплексе «Парковые озера», помимо полноценной инфраструктуры, включающей в себя торговый центр, 8-уровневый наземный паркинг, открытые универсальные спортивные площадки, декоративное озеро, фруктовый сад, миниводопад, мы создали первый в Украине роллердром в составе жилого комплекса!
Поэтому каждый наш проект – это стремление создать минигород, островок жизни и комфорта. Мы создаем условия жизни, а не просто строим квадратные метры.
Уверены, что многие наши проекты со временем станут «визитками», примером для других компаний с точки зрения комфортности проживания и продуманности территории комплекса.
- Насколько важно, чтобы новый дом или комплекс вписался в сложившийся облик Киева?
- Для уважающего себя застройщика немаловажным является то, как будущий дом «впишется» в существующую архитектуру и ландшафт. Перед проектантами мы всегда ставим задачу, скажем так, эстетического свойства: современные дома могут и должны стать «украшением» современного мегаполиса. При разработке новых проектов мы учитываем стилистическое и цветовое решение существующей застройки. Уверены, что нам удается выполнить эту непростую задачу.
Павел Ковалев
Оценка материала:
Скандальные и уникальные. Какие дома дореволюционного Киева были самыми престижными Павел Ковалев 31.03.2017