22.11.2018 2869

Полисы, кланы, племена, республики и государство. В чем разница?

Периодически возникают дискуссии о том, считать ли те или иные образования государствами.  В этих спорах бывает много интересного и полезного, но, как догадывается читатель, их продуктивность могла бы быть выше, если бы участники точнее очерчивали предмет споров.  

Почему вообще возникает разговор о том, был ли греческий полис или римская республика государством? Обычно (в моем кругу общения, разумеется) об этом говорят, когда хотят сказать, что «государственность» не обязательна для развитого человеческого сообщества. Однако, как мне кажется, правильнее было бы сначала уточнить, а чем плоха «государственность»? Если мы сведем все претензии к государству к одному тезису, то это будет «насильственное вмешательство в процесс согласования человеческой деятельности». Государство плохо именно этим, но это не означает, что другие сообщества не могут страдать от этой болезни. Возьмем те же сомалийские кланы, в которых ваши родственники могут покуситься на ваш доход, если им покажется, что он слишком велик. Право не защитит вас от этой ситуации, так как обычай полагает, что ваши доходы являются не результатом труда, а результатом везения.

Рим и Греция, если вынести за скобки рабство, тоже страдали от этих проблем. Республика, например, никак не могла решить вопрос «общинных земель», это было вечным источником злоупотреблений, конфликтов и почвой, на которой росли политики-популисты (в нашем понимании этого слова). Общинные земли стали одной из причин того, что республика превратилась в империю. Греческие демократии штамповали законы, что твой взбесившийся принтер и эти законы правильнее называть приказами, среди которых мы найдем откровенно безумные.

Однако, все эти болезни не были, скажем так, хроническими и запущенными. История  республик и полисов могла пойти так, а могла пойти и эдак. Государство же отличается от всех этих полисов, племен, кланов и республик прежде всего тем, что оно изначально создано для насильственного вмешательства в процесс согласования человеческой деятельности, поскольку таковое вмешательство является основным источником дохода правящей группы. Более того, государство отличается повышенной живучестью, то есть, если ему удается пережить суровые годы становления и захватить, хотя бы энфорсмент правовой системы, то оно начинает действовать как паразит, подменяя собой здоровые социальные институты. Демократическое  государство вообще создало целый религиозный культ который убеждает его жертв верить в его благость.

Государство имеет четкие признаки, которые позволяют отделить его от организованного сообщества. Во-первых, это территориальный признак, который лежит в основе его функционирования. Племена, кланы, полисы и республики построены по членскому или родственному признаку (современное государство имитирует его в виде «гражданства», но налогообложение и обязанность подчиняться местным законам выдают эту имитацию). Государству все равно, кто, как и почему оказался на его территории, все должны платить ему дань. Во-вторых, это наличие налога, того, ради чего и создается государство. Налог отличается принудительным характером взимания, регулярностью и  безусловностью, то есть, отсутствием или скажем так, не обязательным наличием каких бы то ни было «целей» на которые он должен тратиться. Существование у некоторых налогов таких целей в истории государств чаще всего связано с маскировкой налога под целевые взносы. В-третьих, должна существовать ясно очерченная постоянная группа, в интересах которой  проводится налогообложение. В-четвертых, должна существовать постоянная организованная группа, которая занималась бы принуждением к налогообложению. В-пятых, по видимому, неизбежной (но необязательной на самых ранних этапах) является монополия на правовой энфорсмент, а затем и на создание правовых норм.

Эти пять признаков обязательны и именно они отличают сообщество, пораженное государством от сообщества, где его нет. Чтобы снять ненужные вопросы, скажу, что поскольку государство не создает ничего своего, кроме налогообложения, то общество, пораженное государством, часто может иметь институты, существующие параллельно с государством. Например, вместе с налогами могут существовать и целевые сборы, вместе с государственным правом существовать и собственное право и его институты, включая суды и даже энфорсмент ( с которым государство борется в первую очередь), вместе с силами принуждения правящей группы могут существовать и собственные силы, в виде ополчения, которое разрешается использовать в определенных случаях и так далее.

Нужно быть особенно внимательным еще и потому, что историки имеют тенденцию называть любое организованное сообщество государством, а любые сборы и платежи они называют налогами.

То есть, говоря об отличиях государства от обществ вроде полисов и республик не нужно идеализировать последние. Отсутствие государства само по себе не означает некую идеальность и благостность сообщества, оно лишь означает, что в нем нет паразита, пять признаков которого мы назвали.

Говоря об отличиях государства от обществ нужно также помнить, что общество никуда не исчезает, когда в нем «заводится» государство, никакого «перехода» между одним и другим не существует.

Говоря об отличиях государства от общества нужно помнить, что полисы, республики, кланы и племена являются формами, осуществления процесса согласования человеческой деятельности (пусть часто с ошибками и багами в виде той же общинной земли). Государства же являются паразитами, нарушающими этот процесс. То есть, это разные сущности, которые нельзя сравнивать, поскольку паразит нуждается в хозяине, без него он просто не существует.

По этой же причине, нельзя говорить о том, что государство «оказалось более эффективным, чем общество». Не существует никакой эволюционной последовательности между племенами, полисами и государствами. Существует лишь историческая последовательность, в которой государства появились позже, но она вполне закономерна, так как для того, чтобы осуществлять регулярный грабеж, нужна система, постоянно создающая богатство, то есть, развитое общество. В случае Рима последовательность вообще была обратной — республика там  уничтожила государство (царство), кроме того, сами безгосударственные общества существовали в окружении обществ, пораженных государствами, причем это поражение не было устойчивым. Со временем зараза распространилась на весь мир, но это ничего не говорит о ее «эффективности» по сравнению с обществом, поскольку «задачи» у государства и общества совершенно разные. Общества помогают согласованию поведения людей, государства нарушают этот процесс. Об эффективности можно говорить лишь применительно к одинаковым задачам. То есть, можно сравнивать между собой племена, кланы, полисы и республики, это будет корректное сравнение и можно сравнивать между собой государства. Последние нужно сравнивать в удачности грабежа, в «соотношении прибылей и затрат» которые нужны для отъема «на душу населения». Украина, кстати, будет одним из самых эффективных (или «сильных») государств в мире.

Оценка материала:

4.90 / 20
Полисы, кланы, племена, республики и государство. В чем разница? 4.90 5 20
Колонки / Владимир Золотoрев
22.11.2018 2869
Еще колонки: Владимир Золотoрев
  • Государство собрало лишние налоги. Хорошо это или плохо? Государство собрало лишние налоги. Хорошо это или плохо?

    Недавно средства массовой информации радостно доложили нам, что налоговая собрала на миллиард денег больше, чем было запланировано. Хорошо это или плохо?

  • Два примера того, как рынок “сам собой” решает проблемы эпической важности Два примера того, как рынок “сам собой” решает проблемы эпической важности

    Сегодня мы поговорим об одном важном моменте в теории, описывающей социальный порядок. Речь пойдет о том, что действия индивидов, участвующих в добровольных взаимодействиях, оказывают влияние не только на их собственное положение, но и на “общество в целом”, улучшая его. Точно так же агрессивные действия, то есть, нарушения прав собственности, приводят к рассогласованию поведения и “ухудшают” общество, вплоть до уничтожения.  

  • “Экология”? Самая простая задача “Экология”? Самая простая задача

    В связи со шведскими подростками и обострением климатической болезни, хочу буквально два слова сказать о решении проблемы. Разумеется, не “проблемы климата”, так как ее существование не зависит от человека, а “проблемы загрязнения окружающей среды” и «использования ресурсов».

  • Новый поворот классовой теории или Налог на погоду Новый поворот классовой теории или Налог на погоду

    Давно ли вы заходили в ООН? Я вот регулярно захожу. Вот совсем недавно заходил и с трибуны врезал им по первое число. Государства, говорю, в 20-м веке легально убили около 100 миллионов людей, люди во всем мире нищают и голодают из-за государственного регулирования, у детей нет будущего, а у стариков прошлого. How dare you! Запретите государства! Вот прямо так им и сказал!

  • Чем налоги отличаются от “мы скинулись на общее дело” Чем налоги отличаются от “мы скинулись на общее дело”

    После принятия закона о том, что стукачам на предпринимателей будут доплачивать за стукачество, в интернетах разгорелся очередной...эээ...спор. Спор по поводу того, считать ли такую практику доносительства “стукачеством”, то есть,делом позорным и бесчестным. Как водится, этот спор, в итоге уперся в понимание налогов - являются ли они просто узаконенным грабежом (и тогда стукачество является стукачеством) или социально необходимым и единственно возможным способом финансировать “общественные блага” ( и тогда доноситель делает благое дело).