Колонки
Владимир Золотoрев
О том, что действует “автоматически”
Наблюдая за нашими дискуссиями, я заметил одну интересную особенность, которой хочу сейчас поделиться. Эта особенность или наблюдение состоит в том, что “этатисты” отличаются от “либертарианцев”, среди прочего и тем, как они понимают механику последствий тех или иных действий человека. Точнее, тем, как они понимают самые основы такой механики. И эта грань, с моей точки зрения является одной из самых важных.
![lyudi-roboty-i-cennosti-v-predstavlenii-levogo-informatika_big_22.08.19](https://data.kontrakty.ua/cache/www/450,0/images/stories/lyudi-roboty-i-cennosti-v-predstavlenii-levogo-informatika_big_22.08.19.jpg)
Если, например, человек, отстаивает этатистские взгляды, но вы видите, что он “либертарианским” образом понимает механику, то не все еще потеряно. Такому человеку можно, в конце концов, объяснить, что к чему и он станет на “нашу” сторону. Верно и обратное - если либертарианец воспринимает механику этатистски, то это всегда будет такой себе полу-либертарианец.
Теперь давайте я попробую объяснить, что я имею в виду. Подавляющее большинство умозрительных конструкций, которые мы создаем в наших спорах, пытаются моделировать последствия поступков людей. И вот то, чем, по мнению спорящего, направляются последствия этих поступков и составляет разницу между “либертарианцем” и “этатистом”.
Для либертарианца и поступок человека и его последствия, то есть, то, как будут действовать другие люди, диктуется, в конечном счете, личными интересами, а точнее, стремлением улучшить свое состояние (уменьшить беспокойство).
Мир этатиста более замысловат. Вообще говоря, этатистские представления о реальности очень странны. В нем люди не просто эгоистичны, а злонамеренны и в этой злонамеренности они проявляют чудеса изобретательности, организованности, последовательности и терпения. В то же самое время, эти же самые люди считаются непонимающими свои интересы, неспособными к простейшим действиям и неспособными организовываться и действовать совместно.
Злонамеренность людей порождает необходимость в “законах”, которые бы создавали и исполняли….другие люди. Этатисты не видят здесь противоречия. Для них действует дефолтная установка, по которой, люди исполняющие и принимающие законы совсем не таковы, как те, для кого они их пишут. То есть, если вдруг закон оказывается “плохим”, то это эксцесс исполнителя, а не закономерность. Нужен другой исполнитель и все будет хорошо.
В этой картине есть два типа субъектов. Первый - это добрые и неподкупные ангелы (или роботы) - чиновники и политики. Второй - злые и своекорыстные людишки, о которых первый тип заботится отдавая им беспристрастные и направленные только на их благо приказы.
Поскольку в живой природе никаких ангелов не наблюдается, очевидно, что мы имеем дело с внутренней противоречивостью в самих установках этатизма. Это говорит о том, что мы имеем дело с донаучной, религиозной картиной мира.
Либертарная картина мира ближе к науке, поскольку здесь, по крайней мере, изначально постулируется, что рассматривается один тип субъектов (все люди действуют в своих интересах).
По этим причинам умозрительные модели последствий, построенные либертарианцем и этатистом всегда будут отличаться. Для этатиста последствия, в конечном итоге, определяются (или должны определяться) приказами добрых роботов. Если добрые роботы сказали, что минимальная зарплата будет 15 долларов в час, то единственным последствием этого должно стать увеличение благосостояния трудящихся. Если этого не происходит, нужно искать робота, который поломался, и заменить его.
Для либертарианца последствия определяются как совокупность результатов деятельности людей, руководствующихся своими интересами. Поэтому, когда добрые роботы сказали, что минимальная зарплата должна составлять 15 долларов в час, вероятным последствием для либертарианца будет рост безработицы, так как придуманные роботом 15 долларов выше издержек, которые нес предприниматель. Поэтому, теперь он будет стремиться избавиться от лишней рабочей силы и заменять труд….роботами.
То есть, для этатиста следующий шаг в поведении модели задается намерениями некой третьей силы (добрых роботов), для либертарианца - интересами “первичных элементов” модели, то есть, людей.