Бізнес
Економіка
Шпаргалка для Азарова: какие реформы провели бы молодые экономисты на месте премьера
«Не отмахивайтесь от амбициозных молодых людей, даже если их амбиции, пока мало чем оправданы – экономику завтрашнего дня сформируют те, кто верит в себя», - говорил американский бизнесмен, писатель и телеведущий Дональд Трамп.
Шестидесятипятилетний миллиардер без опаски доверяет свои дела молодым менеджерам. Он не раз публично заявлял о том, что системе государственного управления тоже не помешала бы «свежая кровь», особенно в секторе экономики. Разумеется, Трамп говорил о США, но думается, что и в Украине найдутся молодые амбициозные экономисты способные генерировать полезные для страны управленческие идеи. Контракты.UA обратились к участникам недавнего Конгресса выпускников Киевской школы экономики (KSE) с просьбой рассказать о том, что бы они изменили в экономической политике, проводимой украинскими властями. Оказалось, что молодежь более категорична и склонна к непопулярным мерам, чем нынешние «рулевые страны».
Анна Вахитова и Максим Обризан, старшие научные сотрудники Киевского экономического института при Киевской школе экономики
Оздоровлению экономики страны препятствует слишком высокая стоимость ведения бизнеса, особенно для малых и средних предприятий, и крайняя монополизированность экономики. От этого снижается конкурентоспособность отечественных компаний, причем не только на внешних рынках, но и на внутренних. Государство постоянно вмешивается в дела бизнеса, пытается контролировать каждый шаг предпринимателей. Отсюда – слишком большие административные расходы, зачастую, не сравнимые с «ценой вопроса» возможного нарушения. Роль государства в экономическом и социальном развитии страны должна быть гораздо скромнее. Недоверие к властям сводит на нет любые усилия по улучшению ситуации. Никто не будет честно работать и платить налоги до тех пор, пока чиновники разъезжают на автомобилях, стоимость которых многократно превышает их официальные доходы.
Эффективную экономику характеризует балансом сил в отношениях государства и бизнеса. Государство не должно быть основным игроком на рынке. Следовало бы устранить точечные налоговые льготы и равномерно распределять налоговое бремя между участниками экономических процессов. Регионам нужно предоставить больше финансовой свободы. В частности, у них должна быть возможность самостоятельно распределять налоговые поступления и собирать местные налоги.
Целесообразно ввести местный налог на недвижимость, в том числе и на землю. Если говорить о налоговой службе, ее основная функция должна быть вспомогательной, а не карательной. Инструкции и бланки, необходимые для подготовки налоговой отчетности, нужно разместить в глобальной сети в открытом доступе. Вообще ведение отчетности следует максимально упростить. К примеру, если речь идет о малом бизнесе, совершенно не обязательно требовать ежеквартальные отчеты – ежегодных было бы достаточно. Нужно совершенствовать систему электронной отчетности, чтобы предприниматели не теряли сотни часов в налоговой администрации. Еще одна проблема – у регуляторных органов сейчас слишком много возможностей останавливать работу предприятий без судебных решений. В принципе, давление на нарушителей должно быть не финансовым, а информационным. Например, можно уведомлять потребителей о том, что та или иная компания торгует контрафактной или просто некачественной продукцией. Эффективным будет распространение подобной информации непосредственно в точках продаж.
Что касается национальной валюты, курс должен отражать ее реальную стоимость. Ту самую, которая определяется соотношением спроса и предложения. В нашей стране этот вопрос чересчур политизирован, поэтому говорить об экономически объективном курсе сложно. Когда гривню слишком долго «удерживают», это истощает валютные ресурсы НБУ. Затем происходит резкая девальвация. Между тем развитие бизнеса внутри страны могло бы уменьшить давление на гривну за счет замещения импорта национальным продуктом.
Если говорить об инвестиционной привлекательности нашей страны, здесь не помогут ни «налоговые каникулы», ни льготы. На нашей памяти ни одно из таких начинаний за последние двадцать лет не стало основой для эффективного бизнеса. Что, действительно, следует сделать, так это обеспечить равные возможности ведения бизнеса вне зависимости от формы собственности, национальной принадлежности или размера предприятия.
Елена Белан, главный экономист Dragon Capital
Развитию экономики Украины препятствуют два основных фактора. Во-первых, зависимость от стоимости энергетических ресурсов. Во-вторых, неблагоприятный инвестиционный и бизнес-климат. По эффективности использования энергетических ресурсов Украина занимает одно из последних мест в мире.
Из 1 кг нефтяного эквивалента страна генерирует добавочной стоимости всего на $2,3 по паритету покупательной способности. Для сравнения, в богатой нефтью и газом России этот показатель составляет $3, а в Чехии - $5,5. Неэффективное использование энергоресурсов наряду с высокой ценой на газ, сдерживает экономический рост, способствует увеличению внешнеторгового дефицита и создает риски для валютного курса.
Что касается второго фактора, Украина никогда не отличалась благоприятным инвестиционным климатом и комфортными условиями ведения бизнеса, но в последнее время и без того непростая ситуация заметно ухудшилась. Особенно тяжело приходится малым и средним предприятиям. На их долю и прежде приходилась лишь незначительная часть ВВП. Теперь – и того меньше. Крупный, в основном экспортно-ориентированный бизнес, напротив, играет все более важную роль. Это делает национальную экономику более чувствительной к колебаниям внешнего спроса, а значит более уязвимой.
Еще один момент: для стратегических иностранных инвесторов очень важны защищенность активов, стабильность законодательного поля и эффективность судебной системы. Если Украине удастся существенно улучшить собственный инвестиционный климат и стать менее энергозависимой, мы сможем рассчитывать на стабильный экономический рост, заметно превышающий сегодняшние 1-2%.
Дмитрий Яблоновский, руководитель отдела финансовых исследований компании GFK-USM
Национальную валюту следует поэтапно девальвировать на 10% в пределах разницы валютных и гривневых ставок по депозитам, чтобы не было стимулов спекулировать. Если говорить об оздоровлении экономики в целом, главные помехи - тотальная коррупция, отсутствие верховенства права. Инвесторы не верят в нашу страну. Принципиально повысить инвестиционную привлекательность Украины может только смена власти, назначение профессионалов во всех областях управления и борьба с коррупцией. Кстати, помимо прочего, это стимулирует развитие малого и среднего бизнеса. Понятно, что большинство малых предприятий на сегодняшний день выживают за счет взяток и откатов, но это ограничивает конкуренцию и препятствует появлению новых игроков на рынках.
В существующей системе налогообложения ничего менять не нужно. Достаточно следовать принятым законам и прекратить вымогательство со стороны налоговой. В системе работы регуляторных органов тоже нужно внести только одно изменение - перестать брать взятки. Бизнес должен сообщать публично о любых нарушения законов. К примеру, о тех случаях, когда чиновники пытаются брать взятки. Предпринимателям следует объединить усилия, для того, чтобы бороться за свои права.
Ильдар Газизуллин, старший аналитик Международного центра перспективных исследований (International Center for Policy Studies - ICPS)
Для Украины логичным было бы выполнить ключевую рекомендацию Международного валютного фонда - повысить цены на газ для населения и коммунальных предприятий. Это улучшит финансовое положение НАК «Нафтогаз Украины» и позволит последнему в будущем обходиться без государственных субсидий. В конце концов, наша страна должна сократить дефицит бюджета. Это ведь и есть та причина, по которой правительство вынуждено прибегать к заимствованиям. Деньги МВФ нужны Украине для того, чтобы переход к сбалансированному бюджету был менее болезненным. Сложно будет обходиться без увеличения госдолга. Даже если предположить резкое сокращение капитальных инвестиций после окончания Евро-2012, нам еще нужно обслуживать долг предыдущих лет, в том числе перед МВФ. Есть все основания полагать, что следующий 2013 г. в этом отношении будет особенно трудным. Резких мер по сокращению государственных расходов не предвидится. Это и понятно, большая часть упомянутых расходов приходится на зарплаты в госсекторе - в здравоохранении, в народном образовании и т. д.
Елена Беседина, старший научный сотрудник Киевского экономического института при Киевской школе экономики
Ни налоговые каникулы, ни льготные условия выхода на национальный рынок, никакие другие разовые акции не привлекут в Украину стратегических инвесторов. Они оценивают рынок в долгосрочной перспективе. Нестабильная политическая обстановка, непрозрачные условия проведения тендеров, прессинг со стороны госорганов и многие другие проблемы, отпугивающие инвесторов, не могут быть решены за счет краткосрочных мер. К тому же в Украине существует опасность долгового кризиса. При той экономической политике, которую проводит нынешнее правительство, вряд ли возможно избежать экономического кризиса без привлечения средств МВФ. Перед выборами неизбежно происходит увеличение расходов государственного бюджета, увеличивается бюджетный дефицит и, соответственно, растет госдолг. Все это очень четко видно и на примере Греции. Логично было бы уменьшить расходы или/и увеличить доходы бюджета. Еще одним вариантом выхода из сложившейся ситуации могла бы стать реструктуризация долга, но это может состоятся только при согласии кредиторов, и боюсь, что без привлечения МВФ это будет очень проблематичным.
Оценка материала:
Шпаргалка для Азарова: какие реформы провели бы молодые экономисты на месте премьера Мария Бондарь 28.06.2012