<
НОВИНИ ДНЯ: Скільки заробляють українці у Польщі: нове дослідження  Один із регіонів Росії "задонатив" ЗСУ мільйони рублів: губернатор в істериці  На 26 квітня в Україні прогнозують дощі та грози  Виробник модного одягу Hugo Boss продасть бізнес у Росії  Заплатити чи гальмувати: який штраф загрожує водію за перевищення швидкості  Коли білоруський диктатор піде "на спокій": відповідь Лукашенка  В Україні 26 квітня дощі та грози, на південному сході прогріє до 26°всі новини дня
28.06.2015 19595

Как бы Саакашвили ни хотелось: почему в Украине не может быть авиабилетов по 7 евро

Независимый авиаэксперт Сергей Кадученко проанализировал, почему монополизму МАУ пока нет и не может быть альтернативы и как одесский губернатор подталкивает авиационную отрасль к коллапсу.

Напомним, 26 июня Специальная лицензионная комиссия Госавиаслужбы раздавала разрешения на полеты. Авиакомпании получили почти все, что хотели: «Атласджет» — 14 назначений, МАУ — 12, «Днеправиа» — 11. «Атласджет» стал единственной украинской авиакомпанией на маршруте Харьков-Стамбул. Назначения на Львов-Стамбул и Винница-Стамбул МАУ и «Атласджет» поделили между собой в соответствии с договоренностями. Конфликт разгорелся вокруг маршрута Одесса-Стамбул. И стал поводом для пламенного обличительного выступления губернатора Одесской области Михаила Саакашвили.  В результате в жертву Саакашвили был принесен глава Госавиаслужбы Украины – Денис Антонюк, которого через несколько часов президент отстранил от должности.

1. Я считал и по-прежнему остаюсь при своем мнении, что в нынешней политико-экономической ситуации государство должно поддерживать МАУ. В последние годы МАУ стали крупнейшим авиаперевозчиком страны, и на данный момент - нравиться это кому-то или нет, - но именно МАУ являются основным генератором пассажиропотока в наших аэропортах, крупнейшим работодателем в индустрии и заказчиком для авиационных вузов страны, крупнейшим налогоплательщиком среди авиакомпаний. А также выполняют наибольшее количество прямых рейсов из Украины и внутри страны, и при этом почти на всех маршрутах предлагают либо наименьшую, либо одну из наименьших цен на билеты. Обвал МАУ расширит возможности для выхода на рынок других перевозчиков, хотя и сейчас МАУ имеют иностранных конкурентов почти на всех направлениях, где летают, и не совсем понятно, о какой «монополии» постоянно идет речь. Но ни один из новичков в случае схлопывания МАУ не восстановит в полном объеме ту маршрутную сеть, которую они сейчас обеспечивают, и не сгенерирует их пассажиропоток. В условиях войны и экономического кризиса такие вложения в сеть для новых перевозчиков бесперспективны, а МАУ пока летят на своем довоенном багаже и стараются удержаться.

2. Отсутствие конкуренции на некоторых направлениях и билетов «по 7 евро, как в Европе» объясняется не кознями МАУ, а в первую очередь, отсутствием платежеспособного спроса в нищей, воюющей Украине. Во Львове уже несколько месяцев действует «Открытое небо» - летай не хочу! И где лоукосты с билетами по 7 евро? Ryanair, Wizzair, EasyJet – ау, вы где? Можно же летать, чего же вы ждете? Не летят, потому что им это даром не надо, потому что для них там сейчас РЫНКА НЕТ! Очень хочется, чтобы люди, далекие от авиации, это наконец поняли. Те самые люди, которые всегда чётко видят собственный интерес, когда продают в Украине с конкретной накруткой лекарства, товары народного потребления и нефтепродукты, дают и берут взятки, а потом требуют от авиаторов-потребителей их услуг «билетов по 7 евро». Так не бывает, что вы живете в Украине и как в Украине, а авиация для вас работает как в Европе. Нелогично выходит.

3. Протекционизм государства в отношении своих авиакомпаний-лидеров – это нормально. Так делает всё СНГ – я прекрасно помню, каких нервов и прямых убытков нам стоило выгрызть казахстанское разрешение для МАУ, когда этого не хотела Air Astana. Так делает весь Восток – попробуйте взлететь в Китай, Японию или Южную Корею. Так делает Германия, когда Lufthansa не хочет кого-то пускать на рынок – я помню, как немецкий авиарегулятор LBA дважды (!!) «терял» в недрах своего офиса пакет документов «АэроСвита» на запуск рейса Киев-Гамбург, который я им направлял. Или как не последний чиновник итальянского ENAC внаглую, под угрозой не выдачи «АэроСвиту» разрешения на рейс Киев-Неаполь, навязывал мне «правильного» хендлингового агента и супервайзера в Неаполе. Про Штаты тоже есть, что рассказать из личного опыта. Все нормальные люди всегда отстаивают свои интересы и не надо делать вид, что это украинское ноу-хау.

4. Невзирая на пп. 1-3, тот джаз, который Госавиаслужба исполняла с назначениями в 2014-2015 годах, протекционизмом уже назвать нельзя. Ребята конкретно перегнули палку и скатились к топорной дискриминации всех, кто не МАУ. Так нельзя, протекционизм должен реализовываться красиво и в правовом поле. Нельзя бесконечно сжимать пружину – она или лопнет, или разожмется и влепит в лоб так, что уши отвалятся. Сейчас мы видим, что пружина не лопнула и со свистом летит в лоб.

5. За то, что пружина не лопнула, нужно сказать спасибо Атласджет, и персонально Андрею Гуку – люди показали высокий класс в вопросе отстаивания своих интересов, и сделали то, что в своё время не удалось сделать ни Wizzair, ни ЮТэйр-Украина. Мои поздравления! А то, как Андрей Гук организовал публичные коммуникации Атласджет, достойно изучения в профильных вузах! Нет, серьёзно, - Атласджет за год выполнил только один рейс и дал на нём цену на билет выше, чем у МАУ. Но весь FB уже авансом считает их лучше МАУ, и более того – считает их лоукостами)))) Я действительно поздравляю Атласджет, и желаю, чтобы в вопросах операционной деятельности они были так же эффективны, как в юриспруденции и PR!

6. Решения, принятые Лицензионной комиссией, стали результатом взаимных уступок перевозчиков и авиавластей, и свидетельствуют о возвращении в Башню (Министерство транспорта – прим. Контрактов) здравого смысла, что можно только приветствовать. Невероятно, но главным имиджевым бенефициаром от этого оказался Михаил Саакашвили! Те видео из ГАС, что я посмотрел вчера, убедили меня в высочайшем классе Саакашвили-оратора. Юлия Тимошенко и Олег Ляшко рядом не стояли. К сожалению, я могу согласиться только с основными постулатами Саакашвили - в части борьбы с олигархической экономикой и коррупцией. Но цифры и профессиональные вопросы, озвученные им, критики не выдерживают и показывают, что человек имеет поверхностное представление о том, как это работает.

7. В то же время, я понимаю, что Саакашвили решает свою комплексную задачу – удержать Одесскую область. От успеха этого дела во многом зависит успех и безопасность украинского государства в целом. Главный метод достижения успеха в Одессе – активизировать экономику региона, упростить ведение бизнеса и повысить качество жизни людей. В этой связи стоит развивать и туризм тоже, а для туризма нужно развивать транспортную доступность Одессы, в том числе авиационную. Поэтому визит губернатора в Башню логичен и похвален, - до него никто так туда не заходил, и такого там не говорил. Но вопрос выдачи 7-ми частот Атласджету на линию, на которой уже есть три перевозчика и 21 частота еженедельно, не стоил таких громких обвинений в «монополизме» и «коррупции», причем, обвинений бездоказательных. Поэтому всё увиденное, я расцениваю больше как шоу, ориентированное на электорат, причем не только одесский.

8. В результате шоу отстранен от дел Денис Антонюк. Тут мы видим тот случай, когда последовательные действия Дениса в течение последних полутора лет привели ситуацию к той черте, за которой даже самые умные и правильные его мысли, слова и поступки будут просто отметаться с порога. Просто потому что он – это он. Такое бывает. Денис – грамотный парень и, думаю, знал, куда шел и что делал – разберется.

Отдельно хочу обратиться к Михаилу Саакашвили.
Я с уважением отношусь к Вашей деятельности на посту Президента Грузии, но я хорошо помню, как падала Ваша популярность с 2008 по 2012 год, когда я много работал и часто бывал в Грузии. Я, как и многие украинцы, рад, что Вы сейчас с нами, и возлагаю немалые надежды на Вас в Одессе. Мне кажется, Вам заслуженно выпал уникальный для политика шанс принести пользу уже второй Родине, и мне бы не хотелось, чтобы украинская история имела грузинский финал. А для этого надо ценить людей – как показывает история Украины, те, кто у нас не считались с людьми, заканчивали плохо.

Вы имеете полное право бороться с тем олигархом, которого Вы не называете по имени, а может и обязанность бороться – я не знаю одесской специфики. Но не надо плевать в людей.

Ваши слова о старых, ужасных самолетах МАУ и ужасном сервисе – это, извините, неправда. Хотя бы потому, что как минимум, треть флота МАУ получена новым от Boeing и Embraer. И сказав неправду, Вы оскорбили не того олигарха, а тысячи людей, которые работают или работали в МАУ за эти 23 года. Это именно те люди, которые первыми в СНГ квалифицировались и получали пилотские свидетельства US FAA. Первыми в СНГ ввели в эксплуатацию Boeing-737, первыми в СНГ прошли аудит IOSA, одними из первых получили JAR Part-145 и делали С-check в том числе и самолетам грузинских авиакомпаний. МАУ – компания с историей, традициями, стандартами и отличным коллективом. Извините, но ничего подобного в Грузии не было, поэтому не нужно равнять.

И маленькая история напоследок. Я был одним из специалистов, кто запускал рейс «АэроСвита» Киев-Тбилиси в 2008 году. Имея опыт других стран, я был поражен тем, насколько легко, благодаря Вашим реформам, мы вышли на грузинский рынок. За два дня мы получили все разрешения, еще за пару дней зарегистрировали представительство, открыли банковские счета, сформировали агентскую сеть и полетели! Мы вышли на линию пятыми – там уже летали два украинских перевозчика и два грузинских, при этом рынок был поделен между грузинами и украинцами примерно 50/50.

Для привлечения пассажиров на старте мы дали очень низкие цены. Из-за этого с нашим выходом с линии ушел украинский “UMair”. Через пару месяцев не выдержала и ушла грузинская Georgian National. Мы предложили партнерство последнему грузинскому перевозчику – Airzena, но они очень трудно вели переговоры. И тогда мы договорились о партнерстве с МАУ – не слыханный шаг в те времена! В результате Airzena, не выдержав совместной атаки АэроСвита и МАУ, через две недели подписала с нами договор полностью на наших условиях, после чего ее доля рынка упала до 15-20%, и с тех пор грузинские авиакомпании никогда больше не имели более 25% рынка на рейсах в Украину. 
И самое главное, вытеснив конкурентов, мы сразу подняли цены, потому что нам надо было отбивать затраты. Излишне говорить, что налоги при этом мы платили в Украине, а не в Грузии.

Может быть, для Грузии две маленькие местные авиакомпании не представляли ценности по сравнению с отдачей от деятельности иностранцев. Тем более, что мы действительно давали хорошие цены на Европу и в США, плюс «АэроСвит» был единственной иностранной авиакомпанией, которая летала и не отменила ни одного рейса во время августовской войны 2008 года, причем обеспечив при этом минимальные цены – мы вывозили всех, кто поместился в самолет, и не зарабатывали на людском горе.
Но у нас в Украине ситуация несколько другая, отрасль другая и ее ценность для страны другая. И мне лично очень не хочется, чтобы сейчас в роли грузинских авиакомпаний оказались украинские.

P.S. Сергей Кадученко ответил на самые популярные вопросы и претензии в этом тексте "О лоукостах и не только: ликбез для настоящих и потенциальных авиапассажиров"

Оценка материала:

4.38 / 8
Как бы Саакашвили ни хотелось: почему в Украине не может быть авиабилетов по 7 евро 4.38 5 8
Бізнес / Ринки та компанії
28.06.2015 19595
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»