НОВОСТИ ДНЯ: Нетаньяху назвал "попыткой переворота" обвинения в коррупции  На Одессу обрушился сильный шторм  Работающих неофициально нужно лишать права голоса на выборах - Глава Гоструда  Апелляционный суд подтвердил решение АМКУ относительно Артемсоли  Уровень антисемитизма в Украине один из наивысших в Европе - опрос   Цены на новые квартиры растут, но застройщики предлагают украинцам рассрочку  Команда тонущего танкера в Одессе отказалась от буксира, так как дорого все новости дня
28.04.2016 11184

Депутатская монополия на duty-free

Перед ЕВРО-2012 был введен в эксплуатацию самый большой аэровокзальный комплекс Украины - терминал «D» аэропорта «Борисполь». С его постройкой были связаны амбициозные планы – значительное увеличение пропускной способности, формирование устойчивого трансферного потока, что позволило бы бориспольскому хабу достойно конкурировать с аэропортами соседних государств, максимально использовать транзитный потенциал Украины.

Однако все пошло не так гладко как задумывалось. Несмотря на то, что практически все авиакомпании перевели обслуживание своих рейсов в новый  терминал, он оказался неготовым для обслуживания пассажиров. Долгое время в терминале «D» отсутствовали пункты общественного питания (кафе, рестораны), а также магазины беспошлинной торговли. И только в середине 2014 года региональное отделение ФГИУ объявило конкурс на аренду помещений для размещения пунктов общественного питания общей площадью 2514 кв.м и магазинов беспошлинной торговли – 2751 кв.м.

Проведение обоих конкурсов не прошло без скандала, так как условия конкурса были дискриминационными и изначально подготовлены под конкретных участников. Неудивительно, что даже швейцарская компания Dufry Group, которая управляет более чем 1 650 магазинами беспошлинной торговли в 58 странах мира, не смогла принять участие в конкурсе. Компания просто заведомо не соответствовала его условиям.

В итоге арендодателями торговых площадей в терминале «D» аэропорта «Борисполь» стали группа компаний «Аэроресторантс» для размещения кафе и ресторанов, а также компания «БФ групп» для размещения магазинов беспошлинной торговли. Контроль над всеми этими компаниями приписывают сегодня депутату Андрею Иванчуку. Может, поэтому, эти предприятия до сих пор владеют значительной, если не стопроцентной долей рынка в аэропорту.

С тех пор, как в терминале аэропорта появились эти компании, другим операторам вход на рынок оказался заказан.Компания Dufry Group обращалась с заявлением в Кабинет Министров Украины, но никакого результата не добилась.

При этом, ограничение в доступе осуществляется руками самого государства. Источники, близкие к аэропорту, утверждают, что, например, один из хендлинговых агентов в прошлом году дважды обращался в таможню и госпогранслужбу, чтобы получить разрешение на торговлю дьюти-фри и дважды под разными предлогами получал отказ. А заявку на аренду помещений подавал в региональное отделение Фонда госимущества пять раз, и все эти заявки остались без рассмотрения даже без объяснения причин. И такие примеры не единичны.

Существующий порядок допуска на рынок беспошлинной торговли, по мнению экспертов, не совершенен. Так, правила торговли беспошлинными товарами, принятые в далеком 2003 году не учитывают сегодняшние реалии и новые бизнес-модели. А отсутствие четкой процедуры выдачи разрешения на беспошлинную торговлю и критериев для отказа создает коррупционные риски для чиновников.

Не лучше обстоит дело и с конкурсами на аренду помещений в терминале. По мнению Олега Бондаря, управляющего партнера ECOVIS Бондарь и Бондарь, порядок проведения конкурса на право аренды госимущества, утвержденный Кабмином Азарова в 2011 году далёк от лучшей практики европейских государств по распоряжению публичными активами.

В результате, правдами или не правдами, но получается, что сегодня вся беспошлинная торговля в терминале  аэропорта сосредоточена в одних руках.

Выиграет ли от этого потребитель? Являются ли такие ограничения искусственными? Ответить на все эти вопросы мог бы Антимонопольный комитет, но ситуация длится уже более двух лет, а антимонопольщики молчат. Сложно сказать, хватит ли сил у нового Кабмина оттеснить монополистов и создать прозрачные правила входа на рынок, одинаковые для всех предпринимателей, а не только приближенных ко власти. Последние действия правительства на фармрынке показывают, что оно настроено решительно бороться с монополиями. Хочется надеться, что и в сфере беспошлинной торговли государство сможет построить цивилизованный рынок.

Автор: Сергей Примаков

Оценка материала:

5.00 / 3
Депутатская монополия на duty-free 5.00 5 3
Бизнес / Рынки и компании
28.04.2016 11184
Еще материалы раздела « Рынки и компании»