Бізнес
Нерухомість
Рынок электроинструментов в режиме ожидания
Еще в середине прошлого года эксперты прогнозировали рост рынка электроинструмента в 2009-м на 15–17 %. Однако уже сейчас, в начале марта, становится ясно, что прогноз не оправдался.
Орест МАКОВСКИЙ, КОНКРЕТНО О СТРОИТЕЛЬСТВЕ
По оценкам специалистов, годовой оборот на рынке электроинструмента в предкризисные времена составлял $18–20 млн. Главной тенденцией было явное преобладание импортного товара над отечественным. В связи с этим основными игроками рынка стали официальные представители и дистрибьюторы зарубежных брендов: BOSCH, DeWALT, MAKITA, HITACHI, HILTI, METABO и др. Самым крупным и, пожалуй, единственным отечественным производителем электроинструмента является завод «Фиолент».
Доходная ниша
К середине 2008 г. рынок в своем развитии практически достиг этапа насыщения, и дальнейшего небольшого роста можно было ожидать только в сегменте профессионального инструмента. Соотношение на рынке профессионального и любительского инструмента выглядело таким образом: порядка 50–52 % бытовых устройств и около 48–50 % профессиональных.
Главными потребителями электроинструмента были мелкие и крупные строительные компании, фирмы по производству металлопластиковых окон, дизайн-ателье, машиностроительные и ремонтные заводы, а также рядовые покупатели, частники, основным спросом у которых пользуются бытовые устройства.
Ситуация на рынке
Причиной былого процветания являлся строительный бум. Теперь ситуация изменилась. Спад в строительном сегменте прямо пропорционально отражается и на продажах электроинструмента. Проблемы на этом рынке начались в августе 2008 г., когда строительные площадки еще не пустовали. Как объясняет Игорь ГУРСКИЙ, заместитель начальника отдела электроинструментов компании «Юромаш» (официальный импортер карьерного оборудования и электроинструмента Hitachi), именно тогда прекратился приток кредитных средств в строительные организации, вследствие чего приостановился и сам спрос на профессиональный инструмент. Компании,
поставляющие инструмент на стройплощадки, остановили работу в этом направлении и, чтобы не накапливать долги, переключились на розничного покупателя. Сначала такие явления носили единичный характер, но к концу 2008-го, когда в целом по Украине из-за отсутствия инвестиций было заморожено около 60 % строек (по Киеву — 70–80 %, по Киевской области — до 90 %), эта ситуация стала повсеместной. По прогнозам, в 2009 г. ожидается сокращение строительных работ в 2–3 раза по сравнению с 2008-м.
Как отмечают специалисты представительства компании Black & Decker в Украине, по причине отсутствия кредитных средств строители не спешат покупать новый электроинструмент, предпочитая вкладывать в обслуживание приобретенного ранее (сервис, диагностика, расходные материалы). Кроме того, по словам Виктора СЕМЕНЮКА, менеджера DeWALT, большинство строительных организаций, заморозивших часть объектов, перебрасывают ресурс, в том числе электроинструмент, на действующие стройплощадки, не расходуя средств на приобретение нового. Впрочем, отрадно то, что строители все же продолжают поддерживать контакты с продавцами, интересуются новыми моделями, изменением цен и условий сотрудничества.
С приближением строительного сезона продажи электроинструментов потихоньку оживают. Однако их объем в первые месяцы 2009 г. не сравнить с аналогичным периодом 2008-го. Существенное повышение цен на импортный профессиональный инструмент — от 25 % до 75 % в гривне — на фоне резкого снижения спроса и покупательной способности строительных организаций сводит на нет прошлогодние прогнозы о росте рынка на 15–17 %.
Ситуация с ценой, по словам экспертов, вполне объяснима: практически все операторы инструментального рынка Украины вследствие происхождения товара имеют ценовую привязку к валюте.
Антикризисные меры
Казалось бы, после эпохального заявления Минрегионстроя о финансировании завершения строительства объе-ктов, готовых на 70 %, операторы рынка строительного инструмента должны были ощутить определенный положительный эффект или хотя бы надежду на позитивные изменения, однако эксперты практически единодушны в своих комментариях. «На наш взгляд, — подчеркивает Руфат МАМЕДОВ, специалист отдела маркетинга ОАО «Завод «Фиолент», — особого эффекта после этого решения не последовало, хотя данный участок строительных работ (отделочные работы. — Ред.) характеризуется применением довольно широкого ряда электроинструментов: дрели, шуруповерты, шлифовальные машины, миксеры. Ведь решение — это еще не реально выделенные средства». Светлана СТАДНИК, руководитель отдела маркетинга компании «Интерскол-Украина», напоминает, что электроинструмент является товаром с продолжительным сроком службы, и скорость реакции на рыночные изменения здесь невысока, да и отследить влияние таких относительно незначительных факторов сложно.
Поэтому для увеличения уровня продаж операторы рынка пытаются сдерживать отпускные цены за счет собственной рентабельности, проводят акции, суть которых заключается в предоставлении скидок на покупку, делают специальные предложения по снижению расходов на обслуживание приобретаемого и ранее приобретенного инструмента как новому покупателю, так и уже состоявшемуся клиенту. Сервисное обслуживание клиентов в условиях кризиса имеет немаловажное значение. Сегодня компании, которые инвестировали в повышение ценности продукта задолго до ухудшения положения дел на рынке, получили значительное преимущество перед марками инструментов, работающих «до первой поломки».
Перераспределение
Ввиду сложившейся экономической ситуации потребитель все чаще выбирает более доступные по цене инструменты. Как утверждает Руфат МАМЕДОВ («Фиолент»), самым высоким спросом в профессиональном сегменте сейчас пользуются товары средне- и низкоценовой группы. В бытовом сегменте происходит еще большее отклонение в сторону недорогих инструментов. Именно с этим фактором, по мнению Светланы СТАДНИК («Интерскол-Украина»), связан наметившийся передел рынка, его ориентация в сторону повышения продаж любительского инструмента. Как утверждает эксперт, бытовой инструмент находится в более выгодном положении, поскольку он дешевле, а качество некоторых марок, так называемых полупрофессиональных, достаточно высоко. Кроме того, несмотря на сокращение объемов строительства, от которого особенно серьезно пострадал сегмент профессионального инструмента, бытовые марки потеряли лишь часть рынка, оставив за собой сегмент домашнего ремонта и любителей помастерить.
Тем не менее, как отмечают специалисты представительства компании Black & Decker в Украине, невзирая на то, что профессионального инструмента реализуется меньше, в денежном эквиваленте объем его продаж выше: стоимость одного профи-экземпляра на несколько порядков выше, чем бытового.
Тенденции
Говорить о прогнозах и перспективах игрокам рынка электроинструментов сегодня сложно. Можно констатировать, что все компании ждут дальнейшего развития событий. Острых вопросов достаточно: каким будет валютный курс, где государство возьмет деньги на достройку объектов, которые находятся в состоянии 70-процентной готовности, вернется ли в Украину банковское кредитование и др. «Все надеются на март, — говорит Игорь ГУРСКИЙ («Юромаш»), — должен ведь, в конце концов, оживиться строительный рынок! Хотя бы те объекты, которые доведены до 90-процентной готовности. Нужно будет заниматься отделкой, фасадами, внутренними работами... Для этого потребуется инструмент». Небольшую толику надежды возлагают операторы рынка и на Евро-2012: на этих объектах работы продолжаются. А помочь кардинально, по мнению Игоря ГУРСКОГО, может возобновление финансирования строительства, корректная стоимость кредитных денег, нормальная работа банковского сектора, вывод из тени вопросов, связанных с покупкой земли, стабильные и обоснованные цены на стройматериалы.
Что касается снижения цен на стройматериалы, то в данном вопросе эксперты практически солидарны: это всего лишь игры на валютном курсе. Например, если компания успела сделать закупки сырья либо загрузила склад конечной продукцией по более низкому курсу, то она будет играть на понижение, не успела — игра не состоится. Конечно, в таких условиях следует ожидать серьезного ужесточения конкуренции, причем не только между брендами, но и торгующими компаниями.
Что касается новинок, которыми производители электроинструмента заполняли рынок до последнего времени, то очевидно, что в 2009 г. особого ажиотажа ожидать не приходится: импортеры будут завозить минимальный пакет. Тренд жесткой экономии не позволяет вкладывать средства в раскрутку новых моделей, правильнее делать ставки на опробованный и популярный товар, под который, кстати, уже и сервисное оборудование предусмотрено. Если кто-то рискнет, то, скорее всего, будет завозить новые разработки в области аккумуляторного инструмента на основе Li-Ion, обретающего все большую популярность.